Гуманитарии vs Технари: почему деление неактуально и что пришло на смену?

Помните, в советское время, даже еще в 90-е и 2000-е гг., во многих школах у старшеклассников было четкое деление на гуманитарные и инженерные классы? В моей школе формально такого не было. Но негласно всё равно у каждого ученика была репутация «гуманитария» или «технаря», сформированная под влиянием мудрых и опытных педагогов.

В этой заметке я не буду говорить о том, как это ограничивало полет разума и способности детей, мешало им попробовать себя в других сферах и т. д. Хочу поделиться личным опытом и оценить, а как же оно на самом деле и какие «классификации» сотрудников сейчас в тренде.

На самом деле всё сложнее и интереснее...))
На самом деле всё сложнее и интереснее...))

Почему деление на гуманитариев и технарей неактуально

  1. Современный мир настолько технологичен, что жить в нём и оставаться «чистым гуманитарием» невозможно. А уж среди миллениалов и их последователей (вплоть до нынешних малышей) таких оторванных от технологий и техники вовсе нет. Поэтому сегодняшнему журналисту или учителю музыка в разы проще разобраться в технических задачах и вопросах, чем 30 лет назад. Т.е. сейчас каждый гуманитарий — немного технарь.

  2. Творческие способности и даже таланты есть у каждого человека. Иногда требуются годы, чтобы их раскрыть. Иногда это как клад, который был обнаружен случайно при возделывании огорода. Я знаю много примеров таких людей, которые работают успешными программистами и при этом пишут песни и отлично играют на музыкальных инструментах. Каждый технарь — немного гуманитарий и творец.

  3. Тренд на «пластичность кадров» зародился еще до коронакризиса и только усилился в период тотальной трансформации компаний и целых индустрий.

  4. Нельзя сбрасывать со счетов особый тип личностей, склонных кардинально менять вектор своего профессионального развития в течение жизни. Постоянно расти и превосходить себя в одной и той же профессии могут не все. Некоторым просто физически становится тесно в определенный момент. Даже понимая, что «есть куда расти», им хочется всё бросить и уйти в другую профессию. Так, одна моя коллега-маркетолог ушла работать швеей и прекрасно себя чувствует!

В подкрепление этих тезисов поделюсь своим личным примером. Я по образованию математик - системный программист (именно эти слова «высечены холодным металлом» в моем дипломе) и в школе всегда считалось, что я - «технарь» и мне лучше всего даются естественно-научные предметы, а гуманитарные их догоняют по своей успеваемости.

При этом в какой-то момент у меня открылись весьма хорошие способности к иностранным языкам. Я выучила английский до уровня Advanced и испанский до Intermediate (и продолжаю).

Судьба занесла меня в HR, и оказалось, что я неплохо умею ладить с людьми и складно говорить.

Потом я кардинально сменила курс на маркетинг. Кстати, эта специальность — живой пример симбиоза гуманитарной и инженерной мысли. На заре своей «карьеры» маркетинг был ближе к гуманитарным наукам, а сейчас маркетинг — синоним технологичности и автоматизации, даже приставка «интернет-» уже атрофировалась, поскольку входит в понятие по умолчанию.

Плюс ко всему моя работа в должности ведущего маркетолога обросла такими «сугубо гуманитарными» функциями как наставничество, спикерство и переговоры.

По образованию я программист, помните, да, с чего всё начиналось? :)

Найти место под солнцем для каждого

Кейс из личной HR-практики. Когда я работала на государственной службе, у нас была обязательная плановая аттестация всех служащих раз в 3 года. И вот одной «служащей» сильно не повезло, что аттестация пришлась как раз на такой момент, когда она перестала справляться со своими трудовыми обязанностями. Ее руководитель пришел к нам в отдел кадров и честно заявил, что предстоящую аттестацию она не пройдет. Мы с коллегами, как истинные борцы за права трудящихся, пытались выяснить причины.

Оказалось, что девушка не справляется с бумажной работой, допускает множество ошибок, подставляя таким образом своего руководителя и коллег. Надо сказать, что этот руководитель был очень неплохим, честным человеком и профессионалом и не собирался клеветать, выживать сотрудницу без видимой причины… Он приводил конкретные факты и показывал документы ненадлежащего качества.

Чем всё закончилось? Аттестацию девушка не прошла, слёзно просила дать ей последний шанс. Коллегиально руководством и HR решили попробовать, но в другом отделе и другой должности, где ее работа была связана не с бумажками, а с людьми.

Буквально через месяц мы получили удивительный результат: специалиста с отличными навыками коммуникации, о которых никто раньше и не подозревал!

Сейчас я работаю тимлидом небольшой команды маркетологов. Ребята очень разные: будь я учителем старой закалки, то легко бы их классифицировала на специалистов «технического» и «гуманитарного» склада ума и распределяла бы задачи соответствующим образом. Но система так не работает. У каждого есть свои уникальные способности и сильные стороны.

Кстати, вы в курсе, что ключевая задача любого лидера состоит не в том, чтобы исправлять недостатки и заполнять пробелы команды, а выявлять и использовать таланты?

Наши супер-герои выглядят примерно так же!)
Наши супер-герои выглядят примерно так же!)

Как распределены таланты в нашей команде?

  • Капитан Стабильность. Да, я знаю, что один специалист не имеет склонности и жаления к креативу, но зато умеет мыслить логически, скрупулезно выявлять недостатки и пробелы, не боится рутины, и никогда никуда не опаздывает! Ему доставляют удовольствие все задачи, требующие особой внимательности и особой ответственности, а также задачи с повышенными требованиями со стороны клиента. Мне — за счастье, что есть такой «техничный» мозг в моей команде. И Бог с ними, с креативными способностями!

  • Капитан Инновационность. Другой коллега любит изучать всё новое. Вот тебе готовый и мотивированный исполнитель всех нестандартных и неформализованных задач! Других неизвестность и необходимость во всём самому разбираться пугает, а тут хлебом не корми… Кстати, у этого специалиста сугубо гуманитарное образование, но при этом он лучше многих разбирается в современных технологиях и новинках.

  • Капитан Креативность. Ну как же без нее? Мне повезло, что есть и такой человек в моей мини-команде, который может раскрутить и «раскреативить» любую самую скучную задачу или хайпануть, когда клиент ждет какого-то wow-решения.

«Четвертый элемент». Нет, это не тимлид (без ложной скромности). Это коллективный разум, общение, коммуникация, обмен мнениями, да просто дружба и взаимопонимание. С их помощью рождаться самые крутые идеи и решаются самые сложные задачи.

Ни один тимлид или руководитель не должен допускать такой ситуации, когда каждый сидит, уткнувшись в свой компьютер? и ни с кем не общается, будь то по работе или на личные темы. Именно в коммуникации раскрываются таланты и сильные стороны.

Так вот, я — не технарь, и не гуманитарий. И вы — тоже. Наш разум гораздо шире и мощнее, чем шаблоны и классификаторы.

33
16 комментариев

Четвертого забыли - Капитана Очевидность

3

Кирилл, четвертый там есть, если Вы не заметили)

По сей день есть такое деление. Одна моя дочка - в гуманитарном классе (два языка, все дела с доп предметами), а вторая - при МИФИ (считай технарь) - никакой это не рудимент. 

Полезно ли это детям - вопрос, конечно,  открытый

2

Да, любая классификация немного сомнительна и всегда предполагает множество исключений.

1

Комментарий недоступен

1

вот технарей-лингвистов и HR (причем, очень высокого уровня) - знаю ))) технарей - финансистов знаю. Жизнь у нас техническая ))

И я знаю таких))) И согласна с Ольгой Павленко. В статье пишу о своем личном опыте - программиста-HR-маркетолога, и еще немножко поэта (моё альтерэго, воплотившееся даже в целую книгу).