Текучка кадров: почему уходят сотрудники и как с этим бороться

Квалифицированные сотрудники — неотъемлемая часть растущего и развивающегося бизнеса. И владелец компании заинтересован в том, чтобы они становились всё более компетентными, повышали квалификацию и за счёт этого двигали компанию вперёд.

Александр Высоцкий Visotsky Consulting
Александр Высоцкий Visotsky Consulting

Хочется, чтобы сотрудники задерживались в компании надолго. Однако есть позиции и сферы, в которых текучка кадров — постоянное явление. Один из хрестоматийных примеров — общепит. В этом материале расскажу, как бороться с текучестью персонала.

Вклад в сотрудника

Владельцы бизнеса хотят, чтобы сотрудник задержался в компании как можно дольше. И это понятно, ведь компания вкладывает в каждого вполне конкретные деньги. Сначала введение в должность, потом расходы на организацию рабочего места, обучение, прокачку личной эффективности новичка.

Чем дольше человек работает в какой-то области, тем больше у него становится опыта и экспертизы. Он становится более ценным сотрудником, не говоря уже о том, что каждый новичок узнаёт наши секреты, рецепты, ноу-хау. И если он увольняется, то это может сработать против компании. Как же бороться с текучкой кадров?

Рост компании = рост сотрудника

Я стараюсь объяснять сотрудникам, зачем мы вообще работаем. То есть вдохновляю, нацеливаю и мотивирую. Каждому сотруднику мы продумываем его карьеру: компания растёт, значит, и он растёт.

И важно понять одну вещь: если ваш бизнес не растёт, то вы неминуемо, в любом случае будете терять самых продуктивных и способных сотрудников. Всегда. Причина проста: способные люди хотят расти вместе с компанией. В унылые бизнесы весёлые сотрудники с большими амбициями и большим потенциалом не пойдут. И даже если они случайно попадут в такую компанию, то быстро перерастут её и вылетят пробкой.

Многие владельцы начинают винить сотрудника, называть неблагодарным и упрекать в том, что тот просто использовал владельца и компанию. Но это всего лишь законы жизни, естественный процесс. В целом компании нужно расти, чтобы и у сотрудников было пространство для роста.

Текучка — зло?

Текучка необходима. Она плоха только на уровне менеджеров, топов. Вот это по-настоящему ужасно. Но на уровне рядовых сотрудников она не просто нормальна, а ещё и необходима. Давайте честно: ну сколько людей, работающих кассирами в магазине, готовы уйти на пенсию в этой же должности? То же самое касается официанта или повара в каком-то не слишком популярном кафе или фастфуде. Не думаю, что много людей готовы на это пойти.

Стратегический план

В общепите текучка является нормой. Посмотрите на McDonald’s: это насос, который засасывает колоссальное количество людей. На рядовых позициях постоянная текучка, но те, кто хорошо себя проявляют, идут дальше и поднимаются выше. На этом уровне текучка останавливается.

Так что это правильная стратегия. Но нужно обязательно закладывать в себестоимость то, что на определённых позициях есть текучка. Тогда можно говорить о том, что это стратегический план. Кроме того, у вас должно быть отлажено введение в должность сотрудников на такие позиции, вы должны разработать программы обучения, которые позволят им быстро начать работу. Это должен быть отлаженный механизм, часть вашего бизнес-процесса.

Как бороться с текучкой

Бороться с текучкой нужно следующим образом: расти, развиваться, давать способным людям возможность делать карьеру. А непродуктивных, не обладающих амбициями, научиться быстро заменять. Важно выработать механизмы обучения новых сотрудников. И тогда вы сможете не слишком заморачиваться насчёт текучки.

Эти советы применимы не только к общепиту, в котором часто жалуются на текучку кадров. В консалтинговой или производственной компании всё то же самое. Управление людьми остаётся управлением людьми вне зависимости от ниши бизнеса. Если руководитель использует правильные инструменты управления, то они будут работать.

- Александр Высоцкий специально для Wayxar.Wall

22
Начать дискуссию