Методология Ицхака Адизеса по подбору персонала на основе PAEI-кода

<p>Ицхак Адизес – всемирно известный эксперт в сфере повышения эффективности бизнеса, автор более 20 трудов на тему организации и ведения бизнеса.</p> Институт Адизеса в Украине

Ицхак Адизес – всемирно известный эксперт в сфере повышения эффективности бизнеса, автор более 20 трудов на тему организации и ведения бизнеса.

Институт Адизеса в Украине

Что такое PAEI-код и как с ним работать?

Метод Адизеса по подбору персонала невероятно универсальный: он действует с любым количеством людей, не требует особенных знаний.

Код PAEI – это инструмент, который позволяет анализировать и оценивать стиль управления. Название кода состоит из аббревиатуры четырех менеджерских ролей:

Р – Производитель

А – Администратор

Е – Предприниматель

I – Интегратор.

Методология PAEI опирается на классификацию психотипов личности, которые сопоставляют с нуждами и функциями компании.

По мнению Адизеса, каждый человек предрасположен выполнять определенную социальную роль. Это позволяет установить его тип личности и понять, каким образом он коммуницирует с окружающими.

Пользуясь кодом PAEI можно определить степень выраженности той или иной роли сотрудника и их сочетание, а это, в свою очередь, позволяет понять, как будущий сотрудник будет взаимодействовать с коллективом, какие у него цели, принципы и амбиции, насколько он эффективен для компании, и соответствует ли ее потребностям.

Согласно методу Ицхака Адизеса можно создать оптимальную команду и оценить эффективность исполнения сотрудником каждой из четырех ролей менеджера.

Несомненным преимуществом методологии Адизеса являетесь то, что она позволяет проанализировать не только сильные, но и слабые качества сотрудника. Такая особенность способствует тому, что можно наперед просчитать все риски и проблемы, которые могут возникнуть в рабочем процессе.

Кратко о преимуществах метода PAEI

- Универсальность: подходит для тестирования соискателей, обучения персонала, работы с клиентами. Кроме того, метод будет полезен при планировании продаж и даже при оценке конкурентов.

- Простота: не требует много времени и специального образования.

- Интегрированность: успешно сочетаются с другими методологиями по подбору и оценке персонала.

Как оценивать по PAEI?

- Тестирование: прежде всего нужно предложить соискателю или сотруднику специальный тест. Его можно пройти онлайн на сайте Института Адизеса, или распечатать.

- Наблюдение: обращайте внимание на поведение соискателя или сотрудника, на язык тела, на стиль общения, на его внешний вид и т.д.

- Моделирование: предложите соискателю или сотруднику разыграть определенную рабочую ситуацию, чтобы на примере увидеть и оценить его действия.

Подробно о психотипах PAEI

1. Производитель.

Люди такого типа личности – идеальные исполнители. Они любят четко поставленные задания и обязанности и беспрекословно их исполняют. Не внедряют инновации и редко проявляют инициативу. Добиться удовлетворительного результата – это есть цель даного психотипа.

От Производителя зависит эффективность работы компании в краткосрочной перспективе.

Для успешной работы такому человеку нужна предсказуемая рабочая атмосфера и возможность самому выполнять результативно те или иные задачи.

Внешние маркеры:

- быстрая, отрывистая речь;

- сдержанность в одежде;

- сдержанность в высказываниях;

- торопливость.

Негативные стороны:

- не умеет работать в команде;

- плохо приспосабливается к изменениям рабочей обстановки и рабочего ритма;

- минимально толерантен;

- устанавливает повышенные требования.

Для людей такого психотипа отлично подойдёт должность секретаря, специалиста по продажам, перевозкам, продавца, оператора call-центра и др.

2. Администратор

Такие сотрудники сосредоточены на выполнении заданий. В отличии от Производителя, они ориентированы не на результат, а на путь его получения. Внимательны к деталям. Беспрекословно исполняют все правила, следуют внутреннему регламенту компании и требуют этого от других. Отличаются организованностью и скрупулёзностью. Администратор умеет прогнозировать и анализировать данные.

Внешние маркеры:

- пунктуальность;

- простота внешнего вида;

- медлительность в принятии решений;

- любит точность.

Негативные стороны:

- излишняя сдержанность;

- безынициативность;

- мелочность;

- придирчивость.

Администраторы – это идеальные юристы, экономисты, бухгалтера.

3. Предприниматель

Люди такого типа очень любят изменения и готовы к ним. Для них важно достигать цели. При этом им не важны методы. Предприниматель – это человек, который работает на долгосрочную перспективу. Превосходно работают в команде, инициативные, целеустремленные и харизматичные сотрудники.

Внешние маркеры:

- непунктуален;

- громкая речь;

- неуемная фантазия;

- свободолюбивость;

- стремительные телодвижения.

Негативные стороны:

- не умеет работать в условиях, которые ограничивают его свободу;

- непринятие чужого мнения;

- неаккуратность в деталях;

- невнимательность.

Лучше всего чувствуют себя в должности генерального директора, маркетолога, специалиста по рекламе и др.

4. Интегратор

Сотрудники-лидеры, которые отличаются дружелюбностью, харизмой. Они умеют проявлять уважение, доверять, высказывать благодарность. Эти люди содействуют построению гармоничных межличностных отношений в коллективе, справедливые и всегда готовы оказать помощь.

Внешние маркеры:

- приветливость;

- общительность;

- модный внешний вид;

- заинтересованность в людях;

- харизматичность.

Негативные стороны:

- обидчивость;

- быстро теряет интерес;

- негативно реагирует на критику.

Лучшие должность для такого психотипа: PR-менеджер, менеджер по подбору персонала, руководитель рекламного отдела и т.д.

Не существует людей, которые сочетают в себе все роли. Чаще всего ярко выраженными будут какие-либо два стиля взаимодействия.

Как подобрать идеальную команду?

Ицхака Адизес советует подбирать команду, в которой будут представители разных стилей взаимодействия.

Умелый подбор персонала избавит вас от проблем или, по крайней мере, сведёт их к минимуму. Методология PAEI позволяет создать оптимально дружелюбный, эффективный и работоспособный коллектив.

Четкая дифференциация по психотипам позволяет подбирать идеальных кандидатов на должности, чтобы компания функционировала как живой организм.

Важно помнить, что все люди разные и не бывает универсальных бойцов. Мудрый руководитель должен создавать для своих работников такие условия, которые раскроют их потенциал и лучшие качества.

88
реклама
разместить
9 комментариев

Ирина, слишком много данных запрашивает ваш сайт)) для простого теста. И думается мне, что ваша замечательная статья - всего лишь опосредованная реклама.

1

Мне одному показалось, что рекомендации несколько того? Ибо специалист по продажам, или оператор call-центра с завышенными требованиями и без терпимости это хана работе)

1

Соглашусь. Маркетолог, который невнимателен и нетерпим к чужому мнению — это странно.

1

Благодарю за комментарий. Все специалисты по продажам с завышенными требованиями - это качество помогает им выполнять планы. А что касается нетерпимости, Вы знаете много "продажников", (позволю себе их так называть), которые действуют по сценарию или скрипту? Как правило, у них свое видение на работу с клиентом и работодатели держат их ради высоких продаж и выполнения планов. Им совершенно всё равно, как эти продажи будут достигаться - по сценарию или нет, главное, чтобы они были, а планы выполнялись.

Приведенные маркеры ориентировочны и предложены скорее для внешнего отличия психотипов. Идеальных сотрудников нет. Кстати, ради интереса вы можете пройти тест на определение кода PAEI на сайте Института Адизеса.

Андрей, благодарю за обратную связь. Во-первых, это авторская методика, разработанная Адизесом, а во-вторых, результаты тестов отправляются Вам на указанную почту, в дальнейшем на нее же будут отправлены рекомендации по улучшению Вашего кода. Выбор за Вами!