7 приемов для сильного публичного выступления

Любое публичное выступление – как свидание. У хорошего свидания всегда есть продолжение: либо встреча перерастает в отношения, либо оставляет приятное послевкусие. Плохое свидание – это когда ты срываешься с места раньше времени и пытаешься забыть его, как страшный сон. С выступлением та же история.

От чего зависит успех выступления

Успешное выступление – это встреча спикера, человека говорящего, с аудиторией. Встреча, на которой он смог донести главную мысль так, чтобы ее восприняли максимально корректно, чтобы она в полной мере дошла до слушателя, чтобы его правильно поняли. И чтобы мероприятие закончилось, а послевкусие от человека осталось.

Успех, безусловно, зависит от подготовки, от понимания для чего тебе это надо, кто твоя аудитория. Даже если вы выступаете с одной и той же темой 20 лет, вы каждый раз делаете это перед разной аудиторией.

Седа Каспарова, Тренер по дизайну голоса, речи и публичным выступлениям, спикер TEDx

Проблема в том, что в большинстве своём люди выступают как «на арене цирка» под барабанную дробь: жонглируют белками, катаются на моноколесе и пытаются заслужить одобрение, произвести впечатление. Очень редко спикер общается с аудиторией на уровне диалога, даже если аудитория не может ответить, как, например, в формате TED.

Спикер может и должен быть в контакте со слушателями. Ты будто приходишь на свидание с мыслью: «Я хочу, чтобы мы понравились друг другу. Я готовился к этой встрече и надеюсь, что тебе будет со мной классно. Но я приму, если этого не произойдёт». Как только мы перестаем ожидать похвалы, случается контакт равного с равным.

1. Анализируйте аудиторию

Оцените аудиторию по двум параметрам. Информированность – насколько они погружены в проект и осведомлены о нем. Мотивация – насколько они хотят углубляться, нужно ли им это.

Разместите их по осям системы координат: Х – информированность, Y – мотивация. У каждого показателя есть два полюса: плюс и минус. Получится 4 квадранта. Важно понять, какой аудитории будет больше и чем вы будете цеплять тот или иной квадрант.

Например, информированность+, мотивированность+ – это ваши коллеги, которые эксперты в теме и при этом у них высокий уровень мотивации, они хотят узнать больше. И это идеальная аудитория, поэтому их можно привлекать к активности, им нужно передавать слово, они будут поддерживать вас и работать на то, чтобы выступление сложилось. Они будут вашей группой поддержки в некотором смысле.

Обратная противоположность – это не информированная и не мотивированная аудитория. Они могли случайно оказаться в зале и теперь будут мешать, разлагать обстановку, отвлекать вас и других участников, портить общий фон, общую динамику. Если нет возможности от них избавиться, нужно вовлекать. К ним стоит обращаться, втягивать в практику. Например, давать роли: следить за временем, фиксировать нарушения или отступления от правил.

2. Уложите основную идею в одно предложение

Если вы этого не сделаете, то рискуете попасть в ловушку слишком сложной подачи. Вы любите свой предмет и хотите, чтобы люди видели его таким же. Но так не бывает. Нужно рассказывать понятно.

Понятно не значит примитивно. Понятно – это максимально приближенно. Если вы можете рассказать об устройстве вселенной на примере корзины с фруктами, это идеально, потому что нас всегда слушают люди с разным уровнем подготовки. И важно говорить на языке своей аудитории.

3. Продумайте начало и финал

Есть волшебная вещь – закон края. Мы лучше запоминаем мысли, идеи, слова, расположенные в самом начале и в самом конце выступления и речи. В начале вы свежи для аудитории, она настроена, у нее есть энергия, она готова слушать. В финале слушатели уже подустали, но собираются с силами для осмысленного завершения. И здесь тоже есть возможность вторгнуться в их ментальное пространство и оставить свой след.

Подумайте, чем вы начинаете и как заканчиваете. Это могут быть цифры статистики, это может быть ваша мысль по теме выступления в стиле «пока ехал, я думал» или «я вспомнил этим утром».

4. Не перегружайте выступление фактами

Старый добрый закон Миллера гласит, что кратковременная память может удерживать синхронно 7±2 объектов, будь то цифры, знаки, фото, фамилии, слова, концепты. По последним данным, человеку сложно удерживать 79579, комфортнее – 357. Мы идем по нисходящей, потому что информации слишком много. Позаботьтесь о том, чтобы слушатель спокойно ориентировался в информации, и она его не перегружала.

5. Вовлекайте слушателей

Не довольствуйтесь методом «поднимите руки те, кто». Устройте групповую работу, расскажите случай из жизни, который связан с темой выступления. Основная задача – зафиксировать и удерживать внимание аудитории.

Добавьте в выступление информацию по теме денег, любви, жизни и смерти, экстремальных или экстраординарных событий, чего-то удивительного или милого, угрожающего или вызывающего эмоции. Людям всегда интересно, кто сколько заработал, сколько денег было вложено и сколько можно было бы купить на эту же сумму телефонов или машин. Людей всегда цепляет что-то душевное, человеческое: истории про детей и родителей, конфликты. Людей увлекают истории провалов.

6. Вызывайте эмоции

Сегодня мало быть просто профи – информацию можно найти в Гугл. Но там нет одного – вас! Если вы дадите людям эмоции, если они благодаря вам удивляются, восхищаются, если почувствуют себя таким как вы или чем-то лучше вас – считайте, что контакт случился, и они уже на вашей стороне.

Будьте ближе и проще. Конечно, не стоит опускаться до полоскания собственного белья, но можно рассказывать о себе, о своих слабостях, о провалах. Не нужно делать из себя идеальную картинку. В Штатах есть популярный жанр FuckUp Nights, когда на сцену выходит спикер и рассказывает свою историю серьёзного провала и как он из него выбирался.

Тем эти истории и ценны: вы рассказываете о себе в контексте некого преодоления и демонстрируете, что у вас есть для этого знания и инструменты. То есть вы надежны, вам можно доверять.

7. Следите за речью и голосом

Если вы плохо говорите, если не можете связать двух слов, вы просто не пройдете фейсконтроль. Такие люди попадают в разряд «второгодников» и тех, кто плохо учился в школе, мало читал. Значит, с вами не о чем говорить. Чтобы избежать этой участи, обязательно прокачивайте ораторские навыки.

Зачем нужны публичные выступления

Если мы берем в расчет не только выступление, но и в целом коммуникацию, то это возможность быть на виду. Человек, которого видят и знают, вызывает больше доверия. Поэтому любое наше публичное появление – это сообщение о том, что к нам стоит присмотреться.

Когда мы выступаем, мы будто говорим: «Так, друзья, я открыл рот и знаю, что мне сейчас прилетят не только плюшки, но и тапки. И я к этому готов. Я вообще смелый парень/смелая девушка». И да, вы можете волноваться в этот момент, но ничего страшного не произойдёт.

Результатом будет и уверенность в себе, и рост в карьере. Человек может запустить свои консультации, будучи в найме. Или уйти из найма в онлайн. Вы можете выступать на конференциях, где вас заметят и предложат работу. Участницу одного из моих проектов увидели на форуме по маркетингу и предложили ей написать книгу. Никто не мог подумать, что в числе сотен зрителей будут ребята из издательства. Сейчас книга на стадии проработки.

Плюс, это всегда про смелость. Когда мозг запечатлевает картину вас могущего, это воодушевляет, вы себя еще больше уважаете и смелее идёте дальше. Девушка с моего курса недавно выступала перед 250 людьми. Это была трансляция масштабного проекта в её городе. После она сказала: «Я впервые почувствовала себя звездой». Не потому что ее по телевизору показали, а в плане уверенности: я могу и мне можно.

Результат тренировки – накачанные мышцы. Результат публичного выступления и вообще работы с речью – контакт с аудиторией и ее ангажирование, привлечение на свою сторону. Благодаря тому, что мы доносим свои мысли корректно, правильно, понятно, не расплескав.

44
Начать дискуссию