Можно, если осторожно. Продвижение фармы в интернете

При рекламе фармы очень легко совершить ошибку при подготовке материалов и текстов, тем самым привлечь внимание ФАС. В конечном итоге некорректная реклама может привести к штрафам и негативно сказаться на образе бренда.

Предлагаем проверить, насколько хорошо вы разбираетесь в требованиях законодательства: найдите 3 ошибки в примере поста у блогера. Надеемся, что после прочтения материала, задание не вызовет затруднений и вы с легкостью сможете обнаружить все недочеты.

Можно, если осторожно. Продвижение фармы в интернете

Как рекламировать фарму и не нарушать закон?

Каждый раз при подготовке рекламной кампании для лекарственных препаратов у специалистов возникает ряд вопросов: «Как донести важную информацию до аудитории и не нарушить закон?», «Как не перегрузить креатив?» и другие.

Можно, если осторожно. Продвижение фармы в интернете

Можно выделить три основные группы препаратов, каждая из которых имеет свои особенности в продвижении.

Лекарственные препараты, отпускаемые по рецепту

Реклама не допускается. Исключение составляет реклама в местах проведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров и иных подобных мероприятий и в предназначенных для медицинских и фармацевтических работников специализированных печатных изданиях.

Безрецептурные препараты

Реклама возможна при соблюдении требований законодательства. В частности, такая реклама должна сопровождаться предупреждением о наличии противопоказаний, необходимости ознакомления с инструкцией по применению или получения консультации специалистов.

Биологически активные добавки

Реклама возможна при соблюдении требований законодательства: должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. И не должна:

  1. создавать впечатление о том, что БАД являются лекарственными средствами и (или) обладают лечебными свойствами;

  2. содержать ссылки на конкретные случаи излечения людей, улучшения их состояния в результате применения таких добавок;

  3. содержать выражение благодарности физическими лицами в связи с применением таких добавок;
  4. побуждать к отказу от здорового питания;
  5. создавать впечатление о преимуществах БАД путем ссылки на факт проведения исследований, обязательных для государственной регистрации добавок, а также использовать результаты иных исследований в форме прямой рекомендации к применению.

Особенности рекламы лекарственных препаратов и БАД прописаны в 24 и 25 статьях Федерального закона «О рекламе».

Подготовка рекламных материалов для лекарственных препаратов

При написании любых текстов и сценариев для рекламных роликов, в том числе у блогеров, есть ряд правил, о которых следует помнить.

Запрещается:

  • показывать моментальное наступление эффекта;

  • использовать образы врачей;

  • говорить об улучшении самочувствия или излечения от заболеваний у конкретного человека;

  • сообщать о свойствах и характеристиках препарата, не заявленных в инструкции;

  • создавать представление о преимуществах препарата, ссылаясь на исследования, обязательные для государственной регистрации ЛС;
  • предполагать / утверждать наличие у потребителей заболеваний;

  • создавать впечатление ненужности обращения к врачу;

  • гарантировать положительное действие объекта рекламирования, его безопасность, эффективность и отсутствие побочных действий.

*Источник: Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ

Осторожнее с выражениями

Часто формулировки в объявлениях лекарственных средств кажутся чересчур громоздкими и сложными, однако стремясь оптимизировать текст, есть риск исказить смысл объявления. И если вам объявление будет казаться более емким и звучным, для ФАС оно может стать основанием для штрафа.

Можно, если осторожно. Продвижение фармы в интернете

*Источник: Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ

Дисклеймеры

При подготовке баннеров, видеороликов, рекламных постов (в том числе у блогеров), а также при наполнении аккаунта препарата в социальных сетях всегда необходимо помнить о том, что часть площади креатива должен занимать дисклеймер.

Дисклеймер — это отказ от ответственности за возможные последствия, либо уведомление об ограничении ответственности. В рекламе это короткие предупреждения, которые указывают на особенность товара или услуги. Например:

Имеются противопоказания, перед применением проконсультируйтесь со специалистом (врачом).

БАД. Не является лекарственным средством.

Дисклеймер должен быть заметен и не должен изменять смысл основного рекламного объявления. Площадь предупреждения строго регламентирована, а текст должен быть читабельным. Нередки случаи, когда модерация площадок возвращает креативы на доработку, если текст дисклеймера слишком тонкий / бледный / нечеткий / сливается с самим креативом.

Можно, если осторожно. Продвижение фармы в интернете

*Источник: Федеральный закон «О рекламе» от 13.03.2006 N 38-ФЗ

Особенности модерации

При планировании продвижения лекарственных препаратов и БАД важно учитывать особенности модерации рекламных систем, а также заранее готовить необходимые документы.

Для лекарственных препаратов, отпускаемых без рецепта понадобятся:

  • Копия сертификата или декларации соответствия на лекарственное средство (для партий, введенных в оборот до 29 ноября 2019 г.).

  • Копия регистрационного удостоверения лекарственного средства.

  • Копия лицензии на производство лекарственных средств (для препаратов, которые произведены в России).

  • Копия лицензии на фармацевтическую деятельность.

Для БАД

  • Копия свидетельства о государственной регистрации конкретного наименования БАД.

Наиболее лояльная система для рекламы фармы и медицинских услуг — Facebook. Здесь достаточно соблюдать общие требования к рекламе и объявлениям.

Во Вконтакте рекламу лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, можно таргетировать только на аудиторию от 18 лет. К объявлениям, которые рекламируют разрешенные тематики, обязательно добавлять дисклеймер.

При рекламе препаратов деликатной тематики важно помнить, что модерация может не пропустить объявление, даже если оно полностью соответствует закону. Либо придется изменять его настолько, что аудитория не всегда сможет понять, какую именно проблему с их здоровьем поможет решить продукт. В этому случае можно продумать механики, где на более лояльных площадках вы будете открыто говорить об основных УТП, а на площадках со строгой модерацией будете «догонять» пользователя объявлениями, близкими по оформлению, но с иным содержанием.

Приятной новостью в конце года стало и недавнее сообщение Google о том, что с декабря 2020 года интернет-аптекам с лицензией будет разрешено продвигать свои услуги, используя рекламные возможности Google.

Рекламные интеграции у блогеров

Как часто можно встретить рекламу фармпрепаратов у блогеров, соответствующую всем правилам и содержащей дисклеймеры? К сожалению, только в редких случаях.

Долгое время реклама у блогеров не привлекала к себе внимания контролирующих органов. Однако в последнее время в мире и в России ситуация существенно поменялась.

Виктория Салюк,, ведущий менеджер проектов отдела SMM, агентство «Риалвеб»

Раньше привлечь к ответственности за нарушение рекламного законодательства можно было, только если такая реклама была распространена на территории РФ. Позиция ФАС основывалась на том, что онлайн-территория России ограничивается тремя доменными зонами: .ru, .su и .рф. Однако теперь служба поменяла свое мнение.

Хотя в настоящее время в России отсутствует специальное законодательное регулирование рекламы, размещаемой блогерами в социальных сетях, важно помнить, что реклама у блогеров должна соответствовать всем требованиям закона «О Рекламе».

Татьяна Никитина, начальник Управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции ФАС России, отметила рост популярности договоров на рекламную интеграцию, но уточнила, что «вне зависимости от способа и канала распространения стороны должны учитывать положения действующего законодательства».

Становится очевидно, что эти изменения напрямую влияют на digital-рекламу и на правила взаимодействия с блогерами как рекламодателями. Важно не только контролировать контент постов, но и прописывать все условия в договоре с блогером. Учитывая, что лидеры мнений не всегда имеют четкие представления о требованиях к рекламе лекарственных средств и БАД, все юридические тонкости желательно прописать в техническом задании, чтобы оградить участников процесса от долгих и мучительных правок, которые могут привести к срыву кампании.

Что важно указать в ТЗ?

  • правила и длительность приема продукта, особенности употребления в кадре;

  • действие препарата согласно инструкции. Свойства, которые не заявлены в инструкции, не должны упоминаться в посте;

  • табу, запрещенные фразы и действия —для производителей препаратов очень важен положительный имидж, так как речь идет о здоровье;

  • фразы и действия, которые будут противоречить закону, например, демонстрация мгновенного эффекта.

Согласовано. Публикуем!

Таким образом, реклама у блогеров = понятию рекламы в соответствии с ФЗ и должна соответствовать всем требованиям законодательства.

Надеемся, что наш материал помог вам разобраться в тонкостях рекламы для фармы и теперь вы с лёгкостью найдёте ошибки в посте блогера.

Елена Абашева, ведущий аккаунт-менеджер группы по работе с фармацевтическими компаниями, агентство «Риалвеб»
Можно, если осторожно. Продвижение фармы в интернете

Вот нужно было поправить:

  1. указать в посте только те свойства, которые заявлены в инструкции препарата;

  2. не показывать моментальный эффект от приёма и улучшение самочувствия у конкретного человека;

  3. добавить дисклеймер.

Пусть ваши рекламные кампании всегда будут эффективными, яркими и запоминающимися!

3
Начать дискуссию