{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

История о том, почему ваш бизнес не вырастет в кризис. Или вырастет?

Привет! Я Ника, экс-директор по развитию Андрея Курпатова, ныне предприниматель и эксперт-практик по стратегии и маркетингу. Про неопределенность, развитие и экономику в текущих условиях пишут очень много материалов. Я не экономист и в эти дебри не полезу. Мне хочется дать свое видение для малого бизнеса — комбинацию нескольких контекстов, которые близки лично мне. Не претендую на истину, но надеюсь дать вам уникальный взгляд и натолкнуть на какие-то мысли. Приходите подискутировать в комментарии 😊

Турбулентность и кризис — время стресса. И мы на этот стресс реагируем, даже если не замечаем.

В марте спрос на психологов вырос на 81% относительно прошлого года при росте рынка в среднем на 20% ежегодно. В целом это гуд: люди не игнорируют, что дело плохо, и обращаются за квалифицированной поддержкой. Но такие цифры показывают нам, что шатает людей очень неслабо.

Кто бы что ни говорил, а предприниматели тоже люди 😊

На нас лежит серьезная ответственность не только за себя и близких, но и за рабочие места, перед клиентами и, главное, за свой бизнес в целом. Поэтому когда вовне начинает штормить, предприниматель подвергается бОльшему стрессу, чем люди в найме. Больше ответственности — больше нервов.

И даже если нам кажется, что все ок и мы не в стрессе, процессы в нас происходят. Любой кризис — это самые тревожные условия для предпринимателя, а психические процессы у всех людей одинаковые.

У человеческой психики есть только 3 типа реакций на стресс — какой-то из них пользуетесь и вы.

Эволюционно человеческая психика умеет реагировать на внешние раздражители тремя способами: ударить, убежать или замереть. Как эти стратегии реагирования выглядят в разрезе бизнеса?

  1. Ударить. Кризис, все валится, а бизнес вдруг формирует другую бизнес-модель, выводит новый продукт, усиливает новыми процессами свои конкурентные преимущества, выходит на новую территорию, меняет воронки продаж и так далее. В общем совершает активные действия, чтобы использовать ситуацию себе на пользу.
  2. Замереть. Кризис, все валится — и бизнес сокращает сотрудников, урезает расходы на маркетинг, экономит на сырье и старается производить дешевле и так далее. В общем старается максимально «ужаться» в расходах, сохраняя как можно дольше текущую деятельность, пока ситуация не прояснится.
  3. Убежать. Кризис, все валится — а бизнес не реагирует вообще никак, словно бы ничего и не происходит. Просто продолжает работать так же, как работал, избегая даже взглянуть на надвигающиеся проблемы.

Предлагаю стратегию «Убежать» вообще не рассматривать: такие компании в кризис точно не растут, да и в жизни такая стратегия работает плоховато 🙂

А что с остальными двумя стратегиями?

«Замереть» — нормальная тема, если вы устойчиво лидируете на рынке и хотите «по-возможности сохранить позиции», минимизировав риски. Это поможет вам пережить тяжелые времена и потом вместе с экономикой потихоньку возвращаться обратно. Если, конечно, не придет какой-то наглец и не перевернет вашу отрасль с ног на голову.

Турбулентность и кризис — время возможностей. От этой фразы тошнит, но против фактов не пойдешь.

Я не буду долго говорить об этой мысли, просто перечислю компании: LEGO, Burger King, Самокат, Яндекс. Лавка, FedEX, Коркунов, Глория Джинс, Кронверск Синема, AVON, Сады Придонья, AirBnB. Истории можно почитать в гугле — там много.

Что их объединяет?

Во-первых, каждая из этих компаний когда-то была маленькой. Значит и каждому из нас, предпринимателю с малым бизнесом, точно по силам целиться туда.

Во-вторых, во время кризисов эти компании активничали — запускались или делали какие-то рискованные шаги, которые через время приводили к ярким результатам.

Что тут скажешь — бизнесы, которые показывают в кризисы кратный рост, выбирают стратегию «Ударить».

Все вроде просто, но мы не «бьем». Почему? Не хватает яиц, или компетенций, или всего сразу.

Казалось бы — иди да сделай что-то. Очевидно же, что для кратного роста нужны какие-то новые решения. Но не все так просто.

Во-первых, стратегию выбирает не бизнес, а предприниматель. И здесь прячется риск психической ловушки.

Интересно то, что каждый конкретный человек зацикливается на своем пути на одной стратегии — на той, которая однажды в какой-то ситуации сработала, условно «спасла жизнь». И дальше в любой стрессовой ситуации незаметно для себя действует в рамках этой стратегии.

Поэтому я предлагаю начать думать не с вопроса «Как кризис влияет на мой бизнес?», а с вопросов о самом себе:

  • Как ситуация 2022 влияет на мои решения в принципе?
  • Какая у меня личная стратегия реагирования?
  • Как эта стратегия сказалась на действиях в моем бизнесе?

Стратегия «ударить» требует больших яиц: она сопрягается с высокими рисками, требует большого мужества и стрессоустойчивости. Таких людей просто статистически меньше. Но, заметьте, в конкурентной бизнес-среде именно такая стратегия дает большую фору. Почему так?

Я считаю, что «ударить» — это в принципе суть предпринимательства. Это про активное воздействие на внешнюю среду, про постоянное соприкосновение с реальностью вокруг. И еще про навыки «держать удар»: не сдаваться, когда сталкиваешься с отказами.

Прям очень красиво и немного гротескно стратегия «Ударить» показана в «Битве за UBER» — почитайте книгу, посмотрите сериал.

Мы не всегда способны трезво оценить свои личностные характеристики, поэтому подумайте дважды — вы точно стрессоустойчивый, рискуете и идете напролом? Если вы мечтаете о бизнесе, но все еще работаете в найме, это не так. Если вокруг кризис, а вы ничего не меняете в своем бизнесе, то это тоже не так.

Хорошая новость в том, что если честно выявить свою стратегию реагированию и признать ее перед собой, ее легко можно изменить. Это ваша первая точка роста в кризис — выбрать «ударить», а не ждать или бежать.

Во-вторых, чтобы выбирать стратегию «ударить», нужно строить бизнес не только для бабла.

У каждого предпринимателя свой уникальный бэкграунд, компетенции, сильные стороны и жизненный опыт. А еще у каждого предпринимателя своя мотивация делать бизнес.

Я не идеалистка и, конечно, любой бизнес — это в первую очередь деньги. Хотя с учетом нашей венчурной индустрии и подхода стартапов к вопросам экономики можно и подискутировать на тему 😉

Но что еще есть в вашей мотивации и как это влияет на ваш подход к делам?

Вот вам три подхода к бизнесу от Ники:

1 Делать какой-то бизнес в каком-то рынке — заработать X денег максимально быстро и легко. Неважно что и где, важно, чтобы можно было быстро и без больших вложений прибежать к деньгам. Минимизируем риски, выбираем уже кем-то созданную модель бизнеса, копируем ее и радуемся результатам. Это хороший подход, если собственник чистый коммерсант и смотрит на бизнес-деятельность только с денежной позиции. Потенциал у такой модели не сильно большой, а конкуренция происходит на уровне «рекламной иглы». Вырубили рекламу — бизнес умер (помните, как больно было в марте с инстаграмом, да?).

2 Делать digital-агентство (заменяем на любой бизнес) — запустить понятно какой бизнес в понятно каком рынке, чтобы выразиться, сделать что-то по-своему. Часто такой подход используют собственники, которые уже как-то связаны с рынком: работали в нем в найме, например. Мы снова берем уже созданную и проверенную модель (то есть опять же минимизируем риски), но пытаемся сделать ее в чем-то лучше. Отлично подходит для предпринимателей с опытом и интересом в какой-то сфере, которую хочется «докрутить». Есть потенциал устойчиво зацепить какой-то узкий сегмент аудитории и на нем построить сильный бренд.

3 Сделать такое digital-агентство (заменяем на любой бизнес), какое никто и никогда еще не видел — запустить инновационное решение, чтобы изменить мир. Так рождаются Тиньковы, Уберы, Вкусвиллы и другие инновационные компании. Модель бизнеса появляется не из «копирования», а из какой-то проблемы, с которой сталкивается лично собственник или какую он заметил в окружающем его мире. Это подход «стартапа», потому что создаваемое решение не проверено: не факт, что оно будет востребовано, финансово-эффективно, воспроизводимо и так далее. Рисков много, но потенциал огромный.

Связь с возможностью прорыва в кризис простая. Чтобы выбрать стратегию «ударить», нужно очень хорошо понимать контекст, в котором работает бизнес: потребности своих клиентов, конкурентов, движения на рынке, тренды, тенденции, экономические факторы и еще примерно миллион всего.

Собственники из 1-ой категории обычно про это не думают: нет необходимости. Модель проверена, реклама работает, люди покупают, маленький кусок рынка есть. Зачем мучаться думаньем и анализом контекста, если и без этого хватает на машину, квартиру и дачу? Не за чем. А человек — существо ленивое: если не припрет, то и делать не будет.

Собственники 2-ой и 3-ей категорий знают, что нужно думать про клиентов. У кого-то получается по-настоящему классно, кто-то только учится — но стараются все. Потому что без этого не создать тех самых отличительных особенностей бизнеса: «инноватики», которая даст в перспективе больше денег, больший размер бизнеса, больше известности, более крутой продукт, что-то еще такое.

Только системный взгляд на клиента, рынок, конкурентов и тренды, системный поиск того самого «уникального» могут стать фундаментом для рывка. Если вы не смотрите за пределы своего бизнеса и не строите рыночную компанию, ориентированную на клиента, то возможностей для значительного прорыва у вас нет ни в кризис, ни в любое другое время.

Что разным собственникам делать в кризис.

  1. Если вы маленький бизнес, занимаетесь этим только ради денег и не думаете про клиентов — рывок в кризис для вас фактически недоступен. Да, может быть повезет и вы на кризисе «подзаработаете», но это временный скачок, а не прорыв в росте. Что неплохо в рамках вашей стратегии, но не имеет отношения к системному росту бизнеса. Либо «замрите» и, может быть, повезет. Либо меняйте подход к делам — это труднее, но и потенциала сильно больше.

  2. Если вы маленький бизнес, но у вас есть мечта — пора набраться мужества, выбрать стратегию «Ударить», найти свою точку приложения сил и рискнуть. Да, страшно, да, может не получиться. Но если ничего не менять, то не получится 100%.
  3. Если вы уже заняли в рынке какие-то устойчивые позиции, то миксуйте стратегии: «замрите» в основной деятельности, чтобы продолжать копить жир, и выделите команду, которая отправится на передовую сражаться за «прорыв в росте». Иначе какие-то маленькие наглецы имеют все шансы сбросить вас с вашего уютного места.

Окей, время бить. Ваша инструкция — это ваша бизнес-стратегия.

Подготовила для вас прикольные картинки, смотрите:

Итого. Все проблемы (ВСЕ ПРОБЛЕМЫ), которые мешают хорошо масштабировать бизнес, занимать более устойчивые позиции, забирать рынок — это проблемы уровня стратегии.

Очень часто мы запускаем бизнес «по наитию» и не отвечаем на главные вопросы о проект: кто мой клиент? почему он у меня купит? как я буду побеждать конкурентов?

А потом мы падаем в операционку и вообще перестаем этими вопросами задавать. Как едет — так и едет, лишь бы кэшфлоу сходился.

Что дальше-то?

Вариант первый

Если вы к сегодняшнему дню с вашим бизнесом не смогли занять достаточно устойчивые позиции в обстоятельствах, когда рынки росли и кризиса не было — у вас нет фундамента для того, чтобы сделать прорыв. Если нет стратегии, вы как корабль в открытом море без карты и без точки назначения. Обогнать тех, кто идет с навигатором в конкретный порт — просто невозможно.

Поэтому не нужно думать про рывок в кризис. Ваша задача сейчас — разобраться, как кризис влияет на вашу нишу и конкретно на ваш бизнес. И дальше в принципе понять про себя самые базовые вещи: как забирать долю рынка, кому и что продавать, чем ваш бизнес отличается от конкурентов, почему клиент должен хотеть купить именно у вас.

Короче, вам нужно сформировать стратегию и фигачить по ней — меняться под потребности клиента и укреплять свои позиции.

Вариант второй

Если у вас есть хорошая устойчивая позиция, то вы, очевидно, нашли свою стратегию «доставки ценности потребителю». Практически всегда это не случайность, а кропотливый труд, которым вы занимались в течение нескольких лет.

Тогда прямо сейчас вам нужно понять, что «докрутить» в своем бизнесе, какие добавить отличительные черты и преимущества, чтобы усилиться относительно конкурентов. И, конечно, учитывать в этом контекст «кризиса» и того, как меняется потребление, рынки и так далее. На эту тему, слава богу, материалы выходят чуть ли не каждый час.

Короче, вам тоже нужна стратегия.

Наконец-то конец, но еще не совсем 😉

В заключение я что хочу сказать. Давайте правильно понимать положение дел. Никакого «случайного прорыва» ни с кем не происходит: прорыв — это всегда решения собственников, которые они приняли с учетом всего контекста, который есть у них в голове. Если у вас в голове только ваш бизнес и ничего про клиентов и конкурентов, то вы и строите этот бизнес так, что только вы сами и будете хотеть у этого бизнеса купить 😉

У вас не будет случайного роста. К вам не придет случайная удача. Вам не повезет вдруг оказаться на гребне волны. Чтобы расти, вам нужно принимать правильные стратегические и тактические решения, а это возможно только в том случае, если вы уделяете время «думанью» и знаете ответы на все ключевые вопросы про свою компанию. Никак по-другому не бывает.

Поэтому что нужно понимать про понятие «стратегия»:

  1. Это не документ на 500 страниц с миллионом swot-фигот анализов и непонятных терминов.
  2. Это не 1000 часов за учебниками и монитором компьютера.
  3. Это не гарантия 100% успеха вашего бизнеса.
  4. Это не волшебная таблетка, которая в одночасье исправит все ваши проблемы.

Стратегия — это:

  • Ответ на вопрос «Почему мы?». Это обнаруженная «бизнес-гипотеза», которая, по вашему мнению, приведет вас к успеху. Стратегия может быть выражена вообще одним словом, главное — чтобы это одно слово было построено на реальных фактах о клиенте и имело для вас смысл.
  • Фокус для бизнеса. Вы должны понимать, куда вы идете, и быть способны КАЖДЫЙ процесс вашего бизнеса подчинить этому фокусу. Бизнес — это система взаимосвязей между продуктом, рынком, клиентом, маркетингом, продажами, сервисом и другими аспектами. Стратегия — это инструмент, чтобы все ваши процессы не разъезжались в разные стороны, а были собраны в одну устойчивую конструкцию и двигали ваш бизнес синхронно к одной цели.
  • Единение команды. Если команда понимает, куда надо идти и какая цель — эффективность ее работы растет значительно лучше, чем при адски сложных системах KPI. Люди, которые сообразили, как их работа влияет на результаты бизнеса и разделяют цели этого бизнеса, вовлечены в дело совершенно на другом уровне. И решения начинают принимать нормальные, порой даже лучше, чем вы бы сами приняли.

Так что подумайте, чего вы хотите? Ждать удачу или взять ситуацию в свои руки и как следует реализовать удар? Кажется, выбор очевиден.

В следующих статьях расскажу про то, что такое стратегия на практике, чтобы не 3 года и с высокими шансами на успех в реализации. А больше про стратегию и инструменты создания ценностного бизнеса пишу у себя в TG-канале https://t.me/nika_love_business, там же размещаю ссылки на свои материалы и всякое такое: подписывайтесь, хвалите, ставьте какашки — я всему рада!

И, конечно, страстно жду ваших комментариев о том, с чем согласны, а что чушь. Подискутируем 😉

0
11 комментариев
Написать комментарий...
Борис Латкин

очень интересная статья ,спасибо

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Вам большое спасибо!

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Ватралик

Кто такой Андрей Курпатов? Это настолько легендарная личность, что ее можно приводить без указания на род деятельности?
"80% малых бизнесов умирают в первые 3 года жизни" - пруфы?

Ответить
Развернуть ветку
Julia ZM

Спасибо 🙌🏻

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Всегда рада! 😊

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Zemtsov
экс-директор по развитию Андрея Курпатова

Слава богу в конце есть ссылка на телеграм канал

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Слава VC, что они так разрешают 😊

Ответить
Развернуть ветку
Vladislav Zemtsov

от сердца отлегло....

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Хлеб

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Sokolenko

Лучше бы что-нибудь про Курпатова интересное рассказала, тут мы столько слушателей собралось.
Давайте апнем ребятки, чтобы заметили.

Ответить
Развернуть ветку
Ника Тышко
Автор

Почти смешно получилось)

Ответить
Развернуть ветку
8 комментариев
Раскрывать всегда