{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Я маркетолог и моя профессия под угрозой

Всё движется к одной кнопке. Запускать рекламу скоро будет робот, генерировать креативы робот, писать тексты робот. А я пойду работать на завод, хотя погодите… там же тоже роботы.

Всем привет! Я Дмитрий Дарт и я специалист по контекстной рекламе. Сорян за заголовок, потому что комплексным маркетологом я не являюсь, но писать “специалист по трафику” длинно.

И эта статья родилась как мысли после её прочтения.

Тупая работа

Развитие идёт естественным путём, раньше были телефонистки, которые соединяли людей вручную переключая провода. Мы сейчас смотрим на архивные фото и думаем: ну и тупая работа. Возможно через 50 лет люди будут думать примерно так же о нас. Они что подбирали ключи для рекламы сами? Ха ха ну и тупая работа…

Раньше чтобы сделать сайт нужно было знать html, css иногда php. Сейчас не надо, но люди все равно заказывают сайты у специалистов. Только теперь это... специалисты по Тильде.

Я всегда был спецом именно по контексту и с таргетированной в запрещённой соцсети познакомился достаточно поздно. Первые проекты в ней появились за 4 года, а возросло их количество примерно за 2 года до блокировки. Вот даже кейс на VC опубликовал.

Так вот, когда я познакомился с рекламой там то у меня был шок. Тут все на изи запускается. Зачем все нанимают таргетологов?

Потом я понял что это аналогично замене картинки в Тильде. Просто? Просто. Можно самому. Почему не делают сами? Не хотят.

Сделали GTM чтобы можно было ставить код на сайт без программистов. И что? Кто-то из заказчиков умеет пользоваться GTM? Есть такие, но это редкость, в основном те кто знает html и делает себе сам сайты на Тильде.

Жизнь в эпоху одной кнопки

Так вот про одну кнопку. Давайте представим себе на минутку что это уже произошло. Все. Реклама запускается одной кнопкой. Жмак и готово.

Возникает несколько непростых вопросов:

1. Кнопок будет несколько?

Пока всё что создано однокнопочное заточено под одно направление бизнеса. Такие были и кампании в запрещённой соцсети такой и мастер кампаний в Директе. Если у вас несколько направлений бизнеса то скорее всего в каждом из них будет своя кнопка. Итого на выходе получаем уже не одну, а несколько кнопок.

2. Если кнопка будет действительно одна то в ней нужна приоритизация

Например, у меня бизнес по медицинскому оборудованию и УЗИ-аппараты мне продавать намного выгоднее чем лампы для обеззараживания помещений. Я должен как-то в этом случае дать понять это системе.

Окей, будут приоритеты например. Но, во-первых, это уже уход от концепции одной кнопки, во-вторых, такое уже было, взгляните на последний столбец:

Кстати, потом Яндекс отказался от этой идеи.

В общем, без приоритизации система будет продвигать то, что ей проще всего продвигать. Это происходит уже сейчас когда тот же мастер идёт в брендовые запросы потому что там дешёвые лиды. Поэтому, если у нас автосервис то это может случится такое что нам пригонят кучу клиентов с дешёвыми работами типа замены тормозных колодок, масла, фильтров. Ведь задача будет получать клиентов по минимальной цене. Вот она их и получает.

3. Этой кнопке нужно как-то скормить данные

Если у нас действительно будет одна кнопка “Продвигать” и я её нажимаю, то система где-то должна взять данные об ограничениях (метраж объектов от и до, которые делает моя строительная бригада, цены если это услуги, моё УТП, гарантии). Текст объявления безусловно можно сгенерировать, но без ограничений может получится не совсем то что надо. Например я делаю ремонты и для этого направления вполне можно сгенерировать тексты типа: “Нужен ремонт в кухне? Звоните!” Но я хочу брать только объекты целиком, одна комната не интересна и мне это нужно как-то об этом сказать системе.

Допустим у меня есть сайт или соцсеть из которой можно высосать все эти исходные данные, но тогда этот сайт или соцсеть должен кто-то сделать заранее, а потом проверить правильно ли извлечены данные.

4. Что делать если не сработало

Как говорится, хорошо когда всё хорошо. Вот нажал кнопку, бюджет начал тратится и у тебя подписчики, клиенты, звонки. Каеф… Но что если ты нажал кнопку и… ничего не произошло. Не подписчиков ни звонков, ни заявок. Сейчас понятно, мы садимся анализировать статистику и смотрим где проблема. Если у нас одна кнопка и нет больше нифига, то получается увы, ваша лавочка закрыта. Но скорее всего так не будет и после запуска система будет плеваться в нас какими-то данными индикаторами, показателями. Например как мастер кампаний:

А если есть статистика то её нужно будет анализировать. А это уже работа.

5. На ком ответственность

Кто отвечает за то, продвинется бизнес и будет успешным или нет? Кто отвечает за то, мы как предприниматель, владелец компании будем успешны или нет? Нейросеть? Вы в конце жизни что скажете? Прости сынок, я не смог построить бизнес и стать успешным потому что у меня не сработала кнопка продвигать?

Сейчас всё более-менее понятно, в случае неудачи маркетолога увольняют, берут нового и дальше пытаются продвигаться уже с ним. Иногда этот цикл повторяется несколько раз. Если у вас нет маркетолога и одна кнопка то что вы будете делать в случае неудачи?

Движение в двух направлениях

Ради справедливости, стоит сказать что Яндекс, очевидно, развивает свои сервисы в двух направлениях. С одной стороны появился мастер кампаний, товарная кампания которые позволяют запускаться просто и быстро. С другой стороны появляются пакетные стратегии, вариокуб, тонкие решения типа технологии look a like в прошлое для профессионалов, не так давно расширили список интересов. Если бы система двигалась к одной кнопке, то он по идее наоборот, должен сокращаться, вплоть до полного исчезновения.

В Google Ads тоже был простой режим, который появлялся сразу при регистрации аккаунта и внизу была ссылка, по которой можно перейти в экспертный режим.

Я был бы рад если бы все системы развивались в двух направлениях. Непрофессионалы смогут запускаться одной кнопкой. Профессионалы демонстрировать свой скилл, пытаясь в профессиональном режиме превзойти однокнопочные кампании.

Что будут делать люди

Итак, вернёмся в наше будущее с полной автоматизацией. Какие роли могут остаться в нём у человека?

Оркестрация

Одна кнопка для ВК, одна кнопка для Youtube, одна кнопка для TikTok, одна кнопка для Директа, одна кнопка для Авито, одна кнопка для SEO. Сколько кнопок уже получилось? Если мы их всех нажали то потом надо хоть как-то но понимать где и что работает.

Аналитика

Продолжение предыдущего пункта. Нажал я 10 кнопок и… мне надо понять на какую из них бюджет увеличивать а на какую нет.

Решение микропроблем

Тут картинка обрезалась так что срезала половину лица, а тут надпись теперь не видно. Даже если лендинги будут делать роботы, то его надо протестировать, сгенерить заново если что-то не так.

Интеграции

Постепенно всё упрощается, но пока ещё надо очень много кнопок натыкать если вы решили свести все рекламные каналы в Google Data Studio да и тот же колл-трекинг подключить тоже требует ряда действий. Одна кнопка “Интегрировать всё со всем” может быть… но пока сомнительно.

Безопасность

Анекдот знаете? Преподаватель как-то думает: “ну что я каждый раз читаю одни и те же лекции”. Записал лекцию на магнитофон, поставил его в аудиторию и ушёл. Потом приходит а вместо студентов на партах везде магнитофоны стоят.

В общем, там где есть роботы с одной стороны, появляются роботы и с другой. Например, которые массово рассылают заявки на сайтах конкурентов. Нам надо учить наших роботов противостоять такому спаму, не учитывать его и т.д.

Крутить подходы

Это приходится делать и сейчас, а в будущем это направление работы видимо только расширится. Есть онлайн-школа, она пытается продавать сразу курс за 150 тыс рублей. Его никто не покупает, т.к. о школе слышат первый раз. Значит надо изменить подход и лить трафик не на лендинг с конечным оффером, а сначала на бесплатный вебинар, или на чек-лист, или ещё куда-то.

Что будет с работой маркетолога

Об этом я писал пост уже около года назад или больше, что моя задача будет заключаться в том, чтобы кормить роботов данными. В целом к этому всё и идёт. Сегодня я всё больше занимаюсь именно этим и, как это ни странно, встречаю наибольшее сопротивление именно от людей. Потому что после того как пришёл лид и с ним созвонились, то его нужно разметить как целевой/нецелевой, если целевой то оценить, затем ценность передать обратно в систему. Но лень, поэтому даже сейчас никто не спешит их передавать, хотя возможности уже есть.

Ну а с одной кнопкой будет видимо примерно так:

Вкидываем деньги, жмём кнопку, ждём, смотрим результаты, меняем оффер, УТП, посадку, воронку, снова вкидываем деньги, жмём кнопку и так по кругу много раз…

И вот как раз, то что происходит между нажатиями кнопки и будет работой маркетолога. Мастерство будет заключаться в том, чтобы добиться хорошего результата за как можно меньшее количество нажатий той самой одной кнопки.

0
38 комментариев
Написать комментарий...
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Если там еще и платили так же. Я тот самый интернет-маркетолог, кто метит в сварщики. Но в моем плане персональная мастерская с джип-тюнингом и туристическими аксессуарами, ибо 1 алюминиевый силовой бампер в неделю даст гораздо больший заработок, чем абсолютное большинство вакансий сварщика.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Как бывший продакт, работающий на себя в качестве электрика, могу сказать-вольным электриком быть лучше, чем наемным pm. Думаю, тут так же

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Согласен. Вот и стараюсь поскорее поставить мастерскую и потихоньку начать варить. Но все равно есть нюанс - не все могут перейти в рабочие специальности вольно-наемным. Не во всех городах емкость рынка достаточная.

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

Будем честны-не у всех руки из плеч и голова на месте

Ответить
Развернуть ветку
Анна

))))))))))))))

Ответить
Развернуть ветку
Беженец с твиттера

На заводах будет неудобно пить смузи

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

Что ж они какие отсталые. Пусть роботов себе тоже покупают...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

Ну вот поэтому наверное и дефицит потому что "гораздо дешевле", вот когда будут дороже, то дефицита сразу не будет ;-)

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

Не знаю, не интересовался...

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Анна

На заводах да, роботы, довелось мне видеть как на итальянском заводе делают иконы, работает только оператор, которых ходит вокруг железной сетки, а внутри роботы с клешнями как у экскаватора, весь процесс делают они. Кстати воротнички поло роботы тоже неплохо шьют, очень аккуратно, швея отдыхает, да и высокая конкуренция толкает производителей к автоматизации, несколько лет назад до пандемии в Италии на ювелирной выставке презентовали оборудование, способное заменить сразу 40 восковщиц на ювелирном производстве, так что вымрут не только профессии, связанные с умственным, но и с физическим трудом. Раскладик так себе...

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

Не могу согласится что расклад так себе, потому что больше времени на творчество и действительно важные занятия. Вы же, например, думаю не переживаете сейчас по поводу того что вам не надо дрова наколоть и печь натопить чтобы помыться ))

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

Чтобы заниматься "творчеством и действительно важными занятиями" нужны деньги. Если человек не работает (не зарабатывает) и не дитя миллионера, то самым важным для него занятием будет поиск корочки хлеба.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

Можно медитировать, йогой заниматься, петь песни, играть на балалайке ))

Ответить
Развернуть ветку
innadremm

Так к этому все идет, что в большинстве видов деятельности, которые возможно автоматизировать, человека постепенно сменит машина

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

Это понятно. Тут была рефлексия на тему что останется человеку

Ответить
Развернуть ветку
Alexandr Svetlov

Это система с обратной связью. Есть люди потенциальные покупатели, которые где-то работают и получают зарплату, на которую могут что-то купить. Владелец завода/фабрики поставил роботов и уволил 90% персонала, второй и третий и т.д. владельцы сделали то же самое. Люди остались без работы, зарплаты нет, ничего сделанного роботами не покупают. Если всем уволенным не дать другую работу с зарплатой (или пособие), то владельцы заводов/фабрик с роботами уходят в минус и закрываются.

Ответить
Развернуть ветку
Alex Nosov

Но в реальности они не уходят в минус и не закрываются. Автоматизация труда снижает стоимость изделия и делает его доступнее. А рынок труда пока дефицитный и вакансий больше чем соискателей. Соответственно, уволенные идут на другую работу.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

100% в этом нет сомнений, многие этого не понимают, еще есть теория что роботизация приближает безусловный базовый доход, ну или хотя бы сокращение рабочей недели с 5 до 4 дней там где это возможно

Ответить
Развернуть ветку
Roman Tarasov

Есть мнение, что вымрут в основном специальности в среднем сегменте. Топовые эксперты, а также люди которые выполняют работу «бери больше, кидай дальше» останутся.

Это даже уже просматривается. У меня есть два знакомых. Оба копают грунт. Один работает на экскаваторе в карьере, и зарабатывает 60–80 тысяч, второй в местом ЖКХ лопатой копает канавы, прочищает ровки под мостиками, зарабатывает 17 тысяч.

Первого в течение ближайших десяти лет автоматизируют почти наверняка. А, второй как махал лопатой, так и будет махать, ибо нет технологий, чтобы эффективно это автоматизировать.

Ответить
Развернуть ветку
Анна

логично

Ответить
Развернуть ветку
Анна

Видимо обслуживать этих детищ научно-технического прогресса...а для излишков сильные мира сего запустят еще пару пандемий, чтобы преступность не плодить, и еду всю не съедали...

Ответить
Развернуть ветку
Lexx Sky

"Излишкам" надо просто поизучать работы умных дядечек и справедливо перераспределить ресурсы, применив самую малость насилия и классового самосознания

Ответить
Развернуть ветку
innadremm

То, что требует (пока) относительно сложной программы или гибкости в решении

Ответить
Развернуть ветку
Taxifolin

Ноготочки пилить и холить.

Ответить
Развернуть ветку
Константин Добров

Коллега - всё так, как ты описал!

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Илья Ланкевич

Имхо, пп. 1–4 это то, что будут делать разработчики «кнопки». П. 5 никого не ѣбет, сейчас всеобщая безответственность за отдельно слитый бюджет.
Важно, что «кнопка» будет против «кнопки» (работа рекомендательной системы площадок — загадка для ее разработчиков).
Copilot сейчас предлагает варианты, вероятности примерно одинаковые и выбирать пользователю. Вот работка-то.:)

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

По поводу п.4 то разработчикам кнопки вообще насрать если она у вас не сработала. Ответы будут типа: проблема на вашей стороне, меняйте лендинг, оффер, УТП

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец

Самый главный вопрос про "одну кнопку" - как рекламная система будет определять, кому отдавать приоритет в продвижении, среди 100500 компаний, скажем, по разработке тех же лендингов на тильде. Если рекламу хотят дать больше компаний, чем система физически может обеспечить, имея рамки охватов. Все нажмут кнопку и что дальше? Всем трафика поровну?

Ответить
Развернуть ветку
Артемий Какашко

А как работает контекст? Кто больше заплатил тому больше трафика.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

Это так только отчасти. Сейчас ещё учитывается конверсия. Т.е. у одного конверсия 10% и платит он 100 рублей за клик условно, а у другого конверсия 2% и платит он 200 рублей за клик. В этом случае трафик выгодно отдать первому хоть он и платит меньше

Ответить
Развернуть ветку
Иван Коломиец

Хитрость в том, что сейчас эта конверсия (ctr) зависит от настройки рекдламы, но в случае с "одной кнопкой" как управлять качеством объявлений?) Короче одна кнопка - утопия. Пока будет возможность влиять на результат - будут спецы, которые знают тонкости и умеют "влиять" и им будут платить. Просто могут меняться методы влияния.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Дарт
Автор

Да настройки влияют, но лендинг и оффер ещё тоже очень сильно влияют на конверсию

Ответить
Развернуть ветку
Аккаунт удален

Комментарий недоступен

Ответить
Развернуть ветку
Алексей из LOADING.express

Всё нормально, если сайт сделан красиво, РК настроены отлично и приводят целевой трафик — значит страницы сайта грузятся долго. Поправить это и будут вам конверсии.

Ответить
Развернуть ветку
35 комментариев
Раскрывать всегда