реклама
разместить

Что важнее — основная аудитория или потенциальные клиенты? Разбираемся, как продакту работать с ЦА

Продакт-менеджер Марет Круве опубликовала на Medium статью о том, как выйти за границы привычного фокуса на «громкой» аудитории продукта и присмотреться к потенциальным, «тихим» и ушедшим клиентам — которых в разы больше.

Мы, онлайн-школа PMCLUB, подготовили конспект материала и спросили мнение эксперта.

Что важнее — основная аудитория или потенциальные клиенты? Разбираемся, как продакту работать с ЦА

За хорошими отзывами и новыми идеями компании часто обращаются к самым лояльным клиентам. Такая обратная связь приносит пользу и улучшает продукт. Но далеко не всегда гарантирует желаемый результат: особенно когда компании сложно расти из-за конкурентов с аналогичными решениями.

Представьте, что вы стоите на сцене во время конференции и задаёте вопрос залу. На нескольких отвечающих людей направили прожектор. Сможете ли вы при этом разглядеть весь зал и оценить его? Конечно нет.

В продукте это называется Spotlight Vision — «прожекторным» видением, когда компании концентрируются только на потребностях небольшого сегмента пользователей. Даже если такой подход не приносит значимой прибыли.

Удачные решения, которые помогут продукту развиваться, требуют исследовательского подхода с учётом потребностей всех пользователей.

Громкое меньшинство VS тихое большинство

Проблема «прожекторного» видения в том, что оно искажает понимание клиентской базы. Когда видна небольшая часть, легко попасть в ловушку: вы будете думать, что видимое в точности отражает и то, что скрыто. Хотя на самом деле это не так.

Запросы отдельных пользователей не только часто ошибочны и зависят от личных предубеждений, но и недостаточно отражают потребности большинства.

Наглядно эту идею иллюстрирует пример Microsoft в 2013 году. Тогда популярность смартфонов начала стремительно расти. Компания в погоне за трендом сделала редизайн интерфейса с подходом mobile-first и акцентом на сенсорном экране.

В итоге Windows 8 отлично работала на мобильных устройствах и... ужасно — на ПК. Microsoft не ошиблась, когда выбрала mobile-first, но она не смогла правильно расставить приоритеты «тихому большинству» клиентов, которые продолжали параллельно пользоваться компьютерами. Из-за негатива Microsoft даже пришлось вернуть старый интерфейс.

Чтобы избежать подобной ловушки, стоит активно расширять зону видимости клиентов.

Что важнее — основная аудитория или потенциальные клиенты? Разбираемся, как продакту работать с ЦА

Широкий взгляд не означает пренебрежение потребностями меньшинства — людей, которые активно дают фидбэк. Это просто проверка новых идей на разнородной базе пользователей.

Как взглянуть шире

Чтобы надёжно определить существующую базу пользователей, попробуйте провести валидационные опросы с рандомной выборкой. Суть в том, чтобы провалидировать=проверить продукт и понять, как люди его используют.

Участники выбираются случайным образом, поэтому каждый пользователь получает право голоса, независимо от того, даёт он фидбэк или молчит.

Важно опираться не только на запросы клиентов — для этого нужны разнообразные и полные данные. Для этих целей можно провести исследования рынка и генеративные интервью с широким кругом пользователей разных демографии, бэкграунда и пользовательских паттернов.

Клиенты, уходящие тихо

Среди клиентов бывают те, что пользовались продуктом, но по какой-то причине отказались от него.

Согласно исследованию thinkJar, на каждого сомневающегося пользователя приходится около 25 недовольных, которые бросают продукт. Это означает, что почти 96% разочарованных клиентов тихо уходят и даже не говорят, что не так.

Конечно, не все причины высокого Churn Rate (коэффициента оттока клиентов) имеют прямое отношение к продукту. Однако churn-клиенты могут дать то, чего не могут удовлетворенные пользователи. Опыт, который поможет удержать будущих клиентов.

Фредерик Райхельд, создатель NPS — Net Promoter Score, индекса лояльности аудитории, провёл исследование на эту тему. Оно показало, что повышение уровня удержания клиентов на 5% может увеличить прибыль на 25–95%.

Как проанализировать churn-клиентов

Для этого стоит регулярно проводить опросы и интервью с людьми, которые недавно прекратили пользоваться продуктом. Анализ данных об ушедших пользователях поможет выявить общие характеристики и тенденции, с помощью которых получится выявить текущих клиентов в зоне риска.

Неиспользованный потенциал

Потенциальные пользователи — самая большая группа, которая требует внимания продакт-менеджера. Главная задача — убедить их купить продукт.

По сравнению с «прогретыми», заинтересованными в решении пользователями, у потенциальных могут быть разные ожидания. Они сравнивают продукт с альтернативами.

Например, одна и та же фича может сработать по-разному. Возможно, активных клиентов она не привлечёт, но для потенциальных может создать вау-эффект, что повысит продажи.

Как работать с потенциальными клиентами

Для роста пользовательской базы важно понимать опыт и желания потенциальных клиентов. Здесь главная задача — привлечение, а не удержание.

Обычно потенциальных пользователей изучают с помощью исследования рынка. Для этого продакт-менеджеры используют разные фреймворки: SWOT-анализ, PEST-анализ, модель Портера и другие.

(PMCLUB: на нашем YouTube-канале есть подробный урок о том, как грамотно анализировать рынок.)

Проводите опросы, интервью, собирайте фокус-группы. Это поможет выявить информацию о предпочтениях, болевых точках и особенностях людей, которые не используют продукт.

Ещё один вариант — этнографическое исследование, при котором исследователь наблюдает за пользователем изнутри, то есть с полным погружением в среду целевой аудитории.

Этнографическое исследование поможет получить уникальную информацию — вы будете глубже понимать контекст и потребности потенциальных пользователей. Попробуйте понаблюдать за конкурентами или за теми, кто использует текущие решения. Это поможет увидеть, в чём они испытывают трудности, а что ценят, и сделать вывод о том, что им нужно.

Включите свет во всём зале

Представим, что вы всё ещё на сцене во время конференции. Давайте попробуем убрать точечный прожектор и включим свет во всём зале. Какую картину увидим:

Что важнее — основная аудитория или потенциальные клиенты? Разбираемся, как продакту работать с ЦА

Хотя существующие клиенты (особенно «громкие») влияют на успех продукта, это лишь часть прошлой и будущей пользовательской базы. Конечно, можно прислушиваться к существующим клиентам и улучшать продукт с опорой на их мнение. Но важно не замыкаться только на этой аудитории.

Чтобы расширить аудиторию продукта, проводите исследования с учётом потребностей всей базы: тихого большинства, ушедших churn-клиентов и потенциальных пользователей.

Как использовать «прожекторное» видение

Прожектор нужен для определенной цели — без него не было бы фокуса. Для развития продукта нужно уметь управлять вниманием и переключаться.

Перед тем как увеличить масштаб, его нужно сначала уменьшить.

Один из способов — взглянуть на верхнеуровневые показатели или провести генеративные исследования в общем формате. А уже потом сузить внимание — сосредоточиться на конкретной проблеме или возможности.

Вот шесть идей для исследования, которые помогут вам масштабировать продукт:

Что важнее — основная аудитория или потенциальные клиенты? Разбираемся, как продакту работать с ЦА

(PMCLUB: также мы попросили нашего эксперта прокомментировать материал — ему слово!)

Павел Старожук
CEO в OUT.agency, куратор курсов по CJM и глубинным интервью

Пусть это довольно громко, но по опыту разных проектов я бы сказал, что в русскоязычном сегменте бизнеса сегодня прямо преобладает именно «прожекторное» видение.

Да, оно помогает решать проблемы и закрывать узкие места в продукте здесь и сейчас, но очень мешает строить действительно глобальные продукты.

Представьте, если бы Notion позиционировался только как инструмент для проджект-менеджеров. Сколько потенциальных и разных аудиторий и доходов мог бы упустить продукт? И таких продуктов, которые упустили, — очень и очень много.

Причём отсутствие широкого взгляда даже не зависит от размера компании и наличия средств на исследования. Мелкие компании просто не тратят деньги на исследования и работают с ЦА вслепую или «по ощущениям». Крупные же часто, наоборот, перегибают, заказывают доскональные исследования всего и вся (например, CJM-ы на 80+ слайдов), теряя возможность полезно использовать это на практике.

Получается, одни не понимают важность самой информации о клиентах и потенциальных клиентах, а другие не понимают, для чего они собирают эту информацию и как её эффективно использовать.

Мне кажется, что людям психологически удобнее выделять одну-две категории чего-либо, в идеале чтобы это были ещё и знакомые категории. Именно так, естественным путём, они выделяют те части ЦА, с которыми чаще общаются и взаимодействуют. Видимо, так и укореняется Spotlight-вижн.

В этом случае пример в Windows 8 в статье максимально наглядный — ребята настолько зациклились на мобайле, что, конечно же, упустили важность десктопа.

В рамках бизнеса это сильно бьёт по потенциалу привлечения, активизации и роста других типов ЦА. Если посмотреть на любой продукт, достигший широкого успеха — в корне всегда были любознательные менеджеры, смотрящие в первую очередь вширь.

Возможно, это вообще отдельные навыки и в идеале отдельные менеджеры. Один рубится за продукт на месте, с теми клиентами, которые дают фидбек сейчас, улучшает существующий продукт. Это такой процессный менеджер с высокой степенью фокусировки.

А другой как раз задаёт более общие вопросы, изучает новые категории, аудитории и потенциальные новые эффекты продукта, но не просто мечтает, а работает с данными, строит гипотезы и внедряет новую функциональность для потенциально новых категорий клиентов.

Все мы продаём продукты людям, и именно любознательность в эту сторону и понимание людей, которым мы что-то продаём, кажется просто необходимой базой. Не в рамках портретиков целевой аудитории, а в плане реального понимания, кому интересен продукт, кому и чего не хватает, кто ещё мог бы его использовать.

PMCLUB — онлайн-школа для менеджеров проектов и продуктов. Мы учим управлять проектами и не срывать дедлайны, правильно оценивать сроки, риски и бюджет. Подписывайтесь на нас на vc.ru и в Telegram.

1717
реклама
разместить
4 комментария

"Это означает, что почти 96% разочарованных клиентов тихо уходят и даже не говорят, что не так"
Иногда из-за этой мысли не могу заснуть

4

А ты просто встань на входе, пообщайся с каждым и не выпускай пока не купят)) У нас это работает!

1

очевидно, что важнее и то и другое.
если же или-или, то зависит от того на что нацелен ваш продукт - привлечение новых юзеров однодневок или на удержание старых.

Блогеры начнут брать деньги по серым схемам, большинство перейдёт в Telegram: участники рынка — о том, к чему приведёт запрет рекламы в Instagram*
1717
44
Потихоньку превращаемся в Северную Корею 😄🇰🇵
реклама
разместить
Госдума приняла законопроект о запрете рекламы на «нежелательных» и «запрещённых» сайтах — например, в Instagram* и Facebook*

За нарушение грозят штрафы.

3737
2121
33
11
11
"Порой даже не задумываясь, они переводят деньги тем, кто намеренно вредит нашей стране" Да вроде бы эти деньги не депутатам Госдумы уходят.
Простая книга с простыми рецептами — новый проект ВкусВилл, инклюзивных мастерских «Простые вещи» и Planeta.ru
Простая книга с простыми рецептами — новый проект ВкусВилл, инклюзивных мастерских «Простые вещи» и Planeta.ru
Китайская DeepSeek обновила модель V3: в соцсетях заметили, что она «лучше» рассуждающей R1 в программировании

Компания заявила, что новая версия сравнима с Claude 3.7 Sonnet и превосходит GPT-4.5.

2121
22
22
11
VK запустит аналог китайского мессенджера WeChat — с госуслугами и платёжной системой

Эксперты оценивают инвестиции в 1-2 млрд рублей.

Фото РБК 
100
146146
1515
55
22
11
Добавьте шагомер, заказ такси, погоду, коробку для валентинок и визитку
Дубайский YallaMarket с основателями из России решил закрыться после четырёх лет работы

Компания не смогла выстроить устойчивую бизнес-модель, а финансовые ресурсы и энергия команды «иссякли».

2323
99
11
11
11
"выплаты возможны только при наличии активов, а их у компании не осталось" - работали не покладая рук до последнего рубля
90% курьеров пересядут на транспорт: что ждет рынок доставки в 2025 году?

Недавно я дал интервью, которое вышло на РБК. Выкладываю полную версию ответов на все вопросы, которые мне задавали. СМИ продолжают публиковать наш опыт и взгляд на развитие рынка, и это для нас важный шаг к увеличению узнаваемости и доверию к бренду.

OpenAI добавила в GPT‑4o «свой самый продвинутый» генератор изображений

Пользователи смогут создавать не только красивые, но и «практичные» картинки вроде графиков и плакатов, считает компания.

Источник здесь и далее: OpenAI
1010
На Kickstarter представили ручку-трансформер Zero Mk2 — её можно носить в кошельке как банковскую карту

Состоит из 54 деталей. Собирается за 3-4 секунды.

2222
88
44
33
22
О, это же легендарная финка нквд от корейских мастеров!
реклама
разместить
Петербургская полиция приступила к проверкам курьеров на электровелосипедах «на постоянной основе»

В феврале 2025 года местные депутаты предложили запретить ездить на них по тротуарам.

Источник фото: «РИА Новости»
1313
44
22
11
Щемите эти электропомойки полностью. Так их!
SuperJob начал тестировать «аукционы» — работодатели смогут открыто «торговаться» за соискателя

Перебивать предложения других компаний — по зарплате и условиям.

Скриншот SuperJob
4040
3131
22
11
Когда сильно увлекся клепанием фич.
Что известно к 1 апреля про рекламный сбор 3%? Как платить, если я сам не маркирую?

Закон о сборе 3% со всей промаркированной рекламы вступает в силу с 1 апреля.

66