Как сервис ИИ-маршрутизации помогает Альфа-Банку осуществлять доставку на миллион адресов в месяц
Инхаус-система выстраивает оптимальные маршруты для выездных сотрудников Альфы по всей стране.
Спрос на доставку банковских продуктов и выездной сервис постоянно растёт: если в начале 2023 года Альфа-Банк получал тысячи таких заявок каждый день, то в 2025-м счёт идёт на десятки тысяч. Сотрудники доставляют пластиковые карты и документы на подпись, устанавливают приложения на смартфоны, подключают платёжные терминалы для бизнеса — и не только.
«Чтобы специалисты приезжали по каждой заявке вовремя и посещали максимум точек за определённое время, их маршруты нужно оптимизировать: расположить список адресов в нужном порядке, учесть время пути от точки до точки, график работы сотрудника, способ его перемещения, время на работу с клиентом и специфику каждого населённого пункта. Кроме того, необходимо равномерно распределять нагрузку между специалистами, а также корректировать маршруты в режиме реального времени с поправкой на такие параметры, как отмена и перенос времени доставки, текущее местоположение специалиста, дорожная обстановка».
Зачем Альфа-Банку понадобилась система маршрутизации и как она развивалась
Каждый день из логистических центров банка на маршруты выходят тысячи выездных сотрудников. В таком масштабе выстраивать и корректировать маршруты вручную невозможно: потребовалось бы слишком много специалистов по логистике.
Очевидный шаг — решить задачу с помощью «умной» автоматизации. Для этого в банке начали разрабатывать собственную систему маршрутизации на основе математических алгоритмов. Это позволило получить решение, сразу адаптированное к специфике бизнеса Альфы, а также не зависеть от внешних поставщиков, что важно в условиях меняющегося рынка.
Пилотную версию ИИ-системы маршрутизации Альфа запустила в 2023 году. Сначала проект тестировали в Москве, Новосибирске, Омске и Томске, а затем — тоже в рамках эксперимента — развернули на 1300 населённых пунктов.
«Уже на этапе тестирования время построения маршрута сократилось с получаса до одной минуты. А главное, сервис позволил кучно группировать заявки — теперь выездным сотрудникам не приходилось пересекать половину города ради одной доставки».
Первые версии системы решали наиболее простые задачи — в основном, по построению маршрутов для автомобилей. Это отличное решение для городов до миллиона жителей, но не очень подходит для мегаполисов, где сотрудники часто передвигаются не на личном автомобиле, а пешком и на общественном транспорте.
Чтобы оптимизировать сервис для работы на любых территориях и для любого способа перемещения, команда решила развивать несколько типов алгоритмов. Один, базирующийся на настройке кучности заявок, лучше проявляет себя в пределах крупного города. Другой идеально подходит для построения маршрутов на личном автомобиле через несколько небольших населённых пунктов. Остановимся на каждом принципе.
Настройки кучности заявок — для пеших сотрудников доставки в большом городе
Одно из ключевых преимуществ системы маршрутизации Альфы — возможность настройки кучности заявок. Алгоритмы автоматически распределяют задания между сотрудниками так, чтобы минимизировать расстояние перемещения и оптимизировать маршруты. Чем лучше работают алгоритмы настройки кучности заявок, тем качественнее система организует работу сотрудников доставки, особенно пеших.
В отличие от длинных линейных маршрутов, высокая кучность адресов заявок позволяет существенно ускорить работу выездных сотрудников и оптимизировать их загрузку в режиме реального времени, когда списки адресов уже сформированы. Например, оперативно изменить время доставки заказа, отменить его или добавить новый адрес так, чтобы это почти не повлияло ни на уровень загрузки выездного сотрудника, ни на точность доставки в другие точки.
Чтобы система корректно обрабатывала такие задачи, команда планомерно улучшает алгоритмы настройки кучности заявок. Если раньше добавление новой точки могло разрушить весь маршрут, сейчас они органично встраиваются в уже сформированный список адресов.
«Если во время следования по маршруту сотрудник получает новую заявку, которая находится по пути, он её примет и выполнит, не возвращаясь в логистический центр. Маршрут автоматически модифицируется, учитывая все прежние факторы: последовательность заказов, время передвижения, время работы с заявкой и слот, в который специалист должен успеть. Благодаря этому сотрудники могут эффективнее использовать своё время и быстрее выполнять задачи, а клиенты получают заказы в кратчайшие сроки».
Построение длинных маршрутов — для сотрудников на автомобилях
Чем дальше от крупного города, тем меньше поступает заявок и тем менее плотно они распределяются. Чтобы покрыть максимум точек за рабочий день, сотрудники перемещаются на личных автомобилях. На таких территориях настройки кучности недостаточно эффективны, поэтому для них Альфа проектирует систему построения маршрутов с использованием других алгоритмов. Сейчас эта часть сервиса тестируется на ограниченном количестве территорий. Именно этот принцип позволяет Альфа-Банку доставлять карты даже в такие места, как горный склон, пляж или отдалённый посёлок.
Здесь тоже предусмотрена возможность автоматически перестраивать маршрут, даже если специалист уже развозит заказы.
«Допустим, сотрудники отправляются по маршрутам, и в процессе доставки появляется дополнительная заявка на соседней территории. Система распределит адрес на ближайшего специалиста и перестроит его маршрут так, чтобы он успел закрыть все задачи, включая новую».
Что теперь: сердце сервиса доставки на 27 000 населенных пунктов
За два года ИИ-система маршрутизации из эксперимента на несколько городов стала сердцем сервиса доставки Альфа-Банка по всей России и охватывает всю территорию присутствия банка — более 27 000 населённых пунктов. Ежедневно сервис обрабатывает и распределяет среди выездных сотрудников до 50 000 заявок: от доставки карт физлицам до настройки эквайринга в магазинах и кафе. Каждый месяц специалисты посещают около 1 млн адресов, и делают это с минимальным количеством опозданий или переносов — в выбранный клиентом временной слот.
Система отлично работает и в городах-миллионниках с большим количеством пеших сотрудников доставки, и в небольших населенных пунктах, где выездные сотрудники передвигаются в основном на автомобилях. При этом команда постоянно дорабатывает сервис: повышает точность маршрутизации, улучшает действующие функции и добавляет новые. Например, скоро у специалистов появится возможность указывать в приложении предпочтительный район доставок, чтобы работать недалеко от дома.
«Система маршрутизации Альфа-Банка — мощный инструмент, который позволяет максимально эффективно использовать рабочее время сотрудников и обеспечивать быструю и качественную доставку. Кроме того, она помогает расширять географию работы банка, становится умнее и учитывает всё больше факторов, влияющих на скорость доставки».
В дальнейшем банк планирует подключить к сервису другие свои подразделения, например, инкассации и работы с малым бизнесом.
Рассказываем про все этапы запуска роботов в новой локации на примере Алматы.
Альфа-Банк запустил ИИ-помощника, который помогает быстрее находить ответы даже на сложные вопросы.
"Выживальщика" потому, что минимальная корзина в России формируется по принципу минимальных потребностей человека в калориях и балансе ЖБУ. Так что полноценно жить на таком рационе можно вряд ли, но о конкретном составе корзины позже, прежде о ценах.
Представьте – конец квартала, а у вас на счетах опять не хватает средств на развитие. И знаете почему? Все ушло на НДС. Знакомая ситуация, не правда ли? По данным аналитического центра "Финансовый монитор", типичный средний бизнес ежегодно переплачивает от 15 до 25% НДС просто потому, что не знает законных способов оптимизации. В реальных цифрах эт…
Термин HoReCa стал символом профессиональной сферы обслуживания. Стремительно развивающиеся Объединённые Арабские Эмираты представляют собой картину величественных небоскрёбов и современной инфраструктуры, где высокий уровень технологий проявляется в бесконечных возможностях — от автомобилей с автопилотом до диагностики заболеваний с помощью нейрос…
Трафик дорожает, стоимость лида достигает 10-20 тыс. руб., а менеджеры просто сливают их – не успевают обрабатывать, медленно отвечают. Около 80% покупок срываются, если клиент не получает ответа в течение 5 минут. Готовы ли вы с этим мириться? Если раньше счет был на минуты, то сегодня с каждой секундой ожидания вы рискуете потерять клиента навсег…
Мы в NCG ежемесячно обрабатываем сотни тысяч заказов и знаем, что от скорости и точности операций зависит всё: от лояльности клиентов до рентабельности бизнеса. После посещения нашей командой профильной конференции, тема автоматизации стала еще актуальнее. Поэтому подумал, что проанализировать все существующие сервисы по автоматизации будет полезно…
Мы заменим весь ваш отдел продаж на нейросотрудников за $300 и три дня!
В мире современных технологий, где инновации становятся движущей силой бизнеса, история проекта Redsk AI иллюстрирует, как неожиданные обстоятельства могут привести к значительным изменениям.
Перед командой нашего клиента стояла амбициозная задача — завершить разработку масштабной системы на базе 1С:ERP. Мы расскажем, как нашли нужных специалистов за две недели, усилили команду клиента и помогли проекту сохранить высокую скорость реализации.
Если система маршрутизации так хорошо работает, то стоит ли в будущем ожидать расширение бизнеса и "Альфа-еду"?😁😁
Ага, и "Альфа-такси" с "Альфа-доставкой"
Если бы еще такую систему маршрутизации для доставки еды прикрутили… А то у некоторых сервисов ИИ только в презентациях и картинках😁
Да уж, вот в доставке ИИ и правда незаменимая вещь. Работал в разных компаниях и там логистика через одно место была сделана всегда. Приходилось самому маршрут перестраивать
Знаю по своему опыту, если маршрут хорошо продуман и построен, то домой обычно попадаешь быстрее))
Надеюсь, в будущем этот движок откроют для малого бизнеса. Маршрутизация курьеров — головная боль для всех)
А можно, пожалуйста, научить так маршрутизации людей, которые «через 10 минут буду» и пропадают на три часа....