Как создать подкаст с нуля и распространить его повсюду

Если вы читаете этот материал, то, скорее всего, знаете, что такое подкасты, и готовы создать свой. Осталось понять, как это сделать. В этом материале я расскажу, какие подготовительные этапы необходимо реализовать для полноценного создания и запуска коммерческого, редакционного или личного подкаста.

Начнём с нуля, а закончим готовым, опубликованным и распространённым проектом!

Что представляют из себя подкасты?

На данный момент, многие знают, что это такое, на примере проектов Meduza, Arzamas, РИА Новости и продуктов прочих российских СМИ. Эти подкасты пользуются популярностью у аудитории и, в принципе, могут создать полноценную картину того, как же должен выглядеть редакционный или коммерческий подкаст. Большинство из них создаются в сотрудничестве с различными компаниями и брендами, которые оценили приближающуюся волну популярности данного формата.

Для полного понимания нужно обратиться в прошлое, примерно в 2004 год, когда журналист Бен Хаммерсли из газеты «The Guardian» написал материал под названием «Audible revolution» или «Звуковая революция», где исследовал феномен аудиоблогов, которые создавали обычные англоговорящие пользователи. Именно в этом материале впервые было упомянуто слово podcast (от англ. iPod – MP3 плеер компании Apple и broadcast — вещание). В это же время были сформулированы главные признаки подкастов:

1. Это запись в формате MP3

2. Распространяется через RSS-каланы

3. Есть возможность подписки

4. Возможность скачивания выпуска на свой iPod

С тех времён индустрия сильно ушла вперед, американский рынок подкастов оценивается в десятки миллионов долларов. Российский сегмент, конечно, на пару шагов позади, однако это стоит рассматривать как хорошие перспективы для вашего подкаста, ведь бум популярности формата лишь дело времени. Представьте, что это YouTube в 2007 году, а как известно, кто первый спохватился, тот всегда будет на шаг впереди.

Сейчас подкастами называют практически всё, что угодного, разговорные видео на ютюб с хронометражём более 20 минут, редакционные подкасты, которые доступны только на сайтах их создателей по типу Wylsacom. Например, в качестве своей дипломной работы я создал подкаст для своего университета, который так же распространялся лишь на сайте, игнорируя все доступные библиотеки.

Такой вариант возможен лишь для крупных СМИ, имеющих свою аудиторию, которая будет готова заходить на сайт или в приложение специально за подкастами. Нам это не подходит, так как раскрутиться с нуля таким образом очень сложно. Так что будем говорить прежде всего о классическом подкастинге на iTunes, SoundCloud, Pod.FM и тд.

Театр начинается с вешалки, а подкаст с микрофона?

А вот и нет! Многие, особенно люди, которые ранее были далеки от создания медиа-проектов, считают, что нужно начать с оборудования. Такое мышление характерно для неопытных создателей, сперва думающих о второстепенных вещах, а не об основополагающих этапах. По своему опыту могу сказать, что неправильно выбранная стратегия ведёт к трансформации первоначальной идеи. Это негативно сказывается на самом главном для любого медиа-проекта – аудитории. Потеря интереса, падение статистики, убыточность и закрытие проекта, потому что на одном энтузиазме далеко не уедешь…

Начинать нужно с концепции!

Концепция. Что и как будет в нашем подкасте?

В своём большом исследовании русскоязычного подкастинга я сформулировал перечень основных элементов полноценной концепции любого подкаста, однако, сейчас можно сделать разделение. То есть, вывести две системы элементов: полную для профессионального редакционного или коммерческого подкаста и упрощённую для создания авторского, так сказать каноничного, подкаста а-ля личный аудиоблог, ибо с этого всё и начиналось.

Элементы концепции редакционного подкаста:

1. Миссия

2. Тематика

3. Цель

4. Целевая аудитория

5. Задачи

6. Жанр

7. Принципы выбора героя

8. Формат

9. Визуальное и аудио оформление

10. Сюжет

11. Выразительные средства

12. Сценарий (структура) выпусков

13. Программа продвижения

14. Изучение конкурентов

15. Смета

Элементы упрощённой концепции для личного подкаста:

1. Тематика

2. Цель

3. Целевая аудитория

4. Жанр

5. Формат

6. Визуальное и аудио оформление

7. Сюжет

8. Сценарий (структура) выпусков

Как вы видите, грамотная концепция позволяет подробно расписать все элементы вашего будущего творения. Звучит, конечно, скучно и нудно, но даже для создания развлекательного шоу нужно постараться максимально серьезно подойти к процессу его описания. В конечном счёте, концепция позволит вам сделать простую схему создания и написать сюжеты на много выпусков вперед. Только благодаря этому в дальнейшем, после первых двух выпусков, не появятся те самые разрушительные вопросы: «А почему так плохо получается? А что записывать дальше?»

Концепция — это довольно объемная тема, которая занимает около 20 страниц в моём исследовании, и если вы хотите отдельный материал с описанием каждого элемента и конкретными примерами концепции уже созданного подкаста, то нажимайте так называемый «Лайк», подписывайтесь на меня и напишите в комментарии под этим материалом, что хотите более детального разбора, только так я пойму, что эта тема вам интересна!

А мы отправляемся дальше, всё ближе подбираясь к реализации и распространению нашего подкаста на все доступные площадки.

Как записать подкас?!

Итак, у нас есть концепция, считаем, что половина дела уже сделана. Теперь можно поговорить и о технической составляющей!

Подкасты пишут разными способами и в разном качестве. По факту, всё упирается, как всегда, в деньги…

Сколько вы готовы потратить на оборудование? 35, 20, 10, 5 тысяч рублей или ваш бюджет не может превышать пары сотен? В любом случае, способы есть всегда и нехватка средств не должна стать для вас помехой на пути к подкастингу!

Конечно, идеальный набор оборудования существует, даже несколько его вариантов.

Профессиональный:

1. Небольшая комната, обклеенная акустическим поролоном

2. Конденсаторный микрофон

3. Поп-фильтр

4. Стойка пантограф (которая как кран выглядит)

5. Внешний звуковой интерфейс (в простонародие звуковая карта)

6. Компьютер с ПО для записи, обработки и монтажа звука

Это, так сказать, начало пути к вершине в мире звукозаписи. Список, который для многих из нас пока что просто недостижим, поэтому обратим внимание на более бюджетные способы записи своего голоса.

Набор «любитель эдишн»:

1. Комната, в которой есть мебель, хорошо если ковёр на полу (все мягкие и ворсистые объекты будут поглощать ненужное нам эхо)

2. Дешёвенький конденсаторный или имитирующий конденсаторный микрофон, в интернет-магазинах китайских производителей можно откопать экземпляры с USB или AUX кабелем (это важно) и с хорошим звучанием, где-то за 3-5 тысяч рублей

3. Простенькие стойки обычно идут в комплекте с такими микрофонами

4. Исключаем внешнюю звуковую карту, так как это дорогое удовольствие, а мы уже заказали себе микрофон с USB или AUX кабелем, который напрямую будем подключать к компьютеру

5. Компьютер с ПО (какое ПО я расскажу чуть ниже)

Если и такой вариант вам не подходит, не стоит унывать, как я и сказал, при любом раскладе есть свои способы. Микрофон вам может заменить обычный рекордер с плюс-минус хорошим качеством записи, его и к компьютеру не надо подключать, сели на диванчик, рекордер в руке, записали свой спич и вперёд, сбрасывать все на компьютер и приступать к монтажу.

Есть вариант и без затрат вовсе, берём и записываем голос на диктофон в телефоне, благо даже из древнего iPhone 6, а то и 5S можно выжать хорошее звучание. Умельцы еще обтягивают телефон куском тонкой ткани, используя его в качестве поп-фильтра, и записывают.

Думаете, всё это уж слишком плохо будет звучать и никому не понравится? Вот вам конкретный пример! Есть замечательный подкаст «Денис выгуливает собаку» его ведущий Денис Чужой, стенд-ап комик. Записывает он свой подкаст в процессе прогулки со своей собакой, на обычные айфоновские наушники. Качество записи не мешает ему собирать по 7 000 – 9 000 прослушиваний на каждом выпуске в SoundCloud, статистика на других платформах, думаю, тоже не страдает низкими показателями.

Тут стоит сказать и о том, что, кроме хорошего звука и темы, всё-таки большое значение играет и ведущий, его голос, поставленная речь, но это уже тема для отдельного большого материала.

Пришло время разбираться в программах и монтаже.

Записав голос отправляемся монтировать свой первый подкаст, вырезать долгие паузы, причмокивания и прочие брак элементы, которые могут заставить слушателей, стиснув зубы, поскорее нажать паузу и никогда больше не возвращаться к прослушиванию ваших эпизодов. Что нужно вырезать, что является браком, а что – вашей фишкой, решать, конечно же, вам. Это проще сделать, если после небольшого перерыва послушать свою речь с точки зрения другого человека, тогда будет понятно, что режет слух и лучше вырезать, а что прикольно и можно оставить.

На счёт программ для записи и обработки. Их очень много, как максимально простых с обрезанным функционалом для новичков, так и около профессиональных. Лично я советую сразу начинать изучать что-то сложное с перспективой на будущее. Конечно, учиться будет трудно, но при совершенствовании ваших навыков не нужно будет «переезжать», что сэкономит время.

Вот небольшой список тех программ, из которых я предлагаю вам выбирать:

1. Audacity

2. Sound Forge Pro

3. Wave Lab

4. Adobe Audition

Также не помешало бы собрать простенький джингл или, как это более популярно называется, открывающую заставку. Скрещиваем пару звуков и ритмов из бесплатных библиотек и начитываем название своего подкаста поверх. Можно еще дополнить название максимально кратким (буквально 5-6 слов) описанием вашего подкаста в целом.

Например: «Душевные, подкаст про ментальное здоровье», — название и описание, думаю, вы поняли.

Всё! Собираем все вместе, в начале и конце наш джингл, в середине – запись голоса и музыкальная подложка. Готово! Мучения с созданием закончены, начинаются новые – настройка распространения…

Как загрузить свой подкаст в сеть и добавить его в популярные стриминговые сервисы?

Вопрос публикации, пожалуй, самый сложный для новых авторов, потому что, вспоминая себя, абсолютно не понятно, как же это всё работает!

Подкасты распространяются за счёт RSS-ленты, автоматически подгружаясь на все подключённые платформы.

Постараюсь объяснить максимально просто на примере сайтов. Представляем, что у вас есть простенький сайт, есть домен и хост определённого размера. Вы загружаете свой выпуск на сайт и создаёте в настройках сайта RSS-канал, это и есть автоматически обновляемая лента, где публикуется ваш подкаст. Вы добавляете адрес своего RSS-канала на платформы и получается, загрузив подкаст лишь на свой сайт, через RSS-ленту все подключенные платформы подтягивают ваш выпуск в свои библиотеки.

Нужно понимать, что тот же самый Apple Podcast, это не огромный сервер, куда загружаются все подкасты, это лишь платформа, где этот подкаст можно послушать, скачать и тд. Сами выпуски хранятся на хостах их создателей. И вот как можно обзавестись своим хостингом

Создаём сайт по цене месячного проездного на автобус!

Думаете, и тут придётся платить деньги? К сожалению, да, никто не будет хранить ваши записи в большом объеме и хорошем качестве просто так.

Не стоит пугаться слов «создать свой сайт», так как в век технологий не нужно быть программистом и иметь гору денег за спиной, чтобы это сделать. Существуют сервисы, которые помогут вам в этом быстро и дешево. Самое выгодное на данный момент – это конструктор сайтов «Creatium», можно хоть стандартный шаблон взять, создать и платить за него 600 рублей в месяц. Это хороший вариант, если вам нужен и сайт для своей работы, и хост для подкастов. К слову, на SoundCloud за хост придётся отдавать 16 баксов в месяц, что почти в два раза дороже.

Хост на SoundCloud…

Тоже рабочий вариант, бесплатный лимит сервиса 180 минут, и если для музыкантов еще может подойти, то подкастерам здесь не разгуляться. Учитывая, что в среднем продолжительность подкастов составляет от 25 минут до нескольких часов, бесплатно вы сможете загрузить на SoundCloud лишь 4-6 выпусков, это подойдёт для апробации своего детища, но никак не для постоянного вещания.

Как я ранее говорил, подписка без лимита по времени загружаемых дорожек обойдётся вам в 16 долларов в месяц, или 12 долларов, если будете платить раз в год за все 12 месяцев, то есть ежегодно отдавать 144 доллара. Теперь идея по созданию сайта не кажется такой безбашенной и затратной…

Адрес своей RSS-ленты на SoundCloud можно найти в настройках профиля на вкладке «Content».

Выпуск загрузили, адрес RSS-ленты уже в руках, что дальше?

Настало время разослать наш подкаст на все популярные платформы прослушивания, вот список тех, которые вы не должны обойти стороной:

1. Apple Podcast

2. Google Podcast

3. Вконтакте

4. PodFm

5. CastBox

6. RadioPublic

Количество этих распространителей ограничено лишь вашим умением найти их в интернете. Также я не упомянул Spotify, так как на данный момент, после прихода компаний на российский рынок ситуация с подкастами непонятна. Ранее мой подкаст был на этой платформе, однако после этого обновления просто пропал, к тому же сейчас я не могу найти там вообще ни одного подкаста. Может быть, на момент прочтения вами этого материала что-нибудь изменилось, но сейчас добавить подкаст туда не представляется возможным. Либо я всё-таки не понимаю схему работы, поправьте в комментариях.

Так вот, на всех этих площадках можно нажать кнопочку «Добавить подкаст», везде это прописано по-разному, но суть не меняется. Далее вы заполняете необходимую информацию, добавляете ссылку на свой RSS-канал, и заявка отправляется на рассмотрение администраторов/модераторов.

Требования к подкастам также везде разные, например на Яндекс.Музыке нельзя, чтобы в выпусках звучала музыка с авторскими правами (на этом основании, кстати, мой подкаст оттуда и выпилили, так как я делал утреннее информационно-развлекательное шоу, в каждом выпуске которого играло по несколько музыкальных треков с АП). Вконтакте подкаст можно добавить в свою группу или создать специальную группу для вашего подкаста. Остальная процедура схожа с другими сервисами.

После одобрения вашей заявки подкаст появляется на платформах и далее уже новые выпуски будут автоматически подгружаться в библиотеки!

Ваш подкаст готов и опубликован! Скорее рассказывайте о нём друзьям и принимайте первые отзывы!

А я готов ответить на все ваши вопросы в комментариях!

3333
21 комментарий

Главное - начать. Я со своим подкастом о карьере и бизнесе в эмиграции -  Уехавшие - приступил к реализации буквально через пару дней после идеи. Да, накосячил со звуком в первом выпуске, но на то он и первый, чтоб делать MVP.
Зато сейчас уже 11й выпуск готов, и на обложке президент Кипра жмёт руку моему герою. :)

1
Ответить

Это очень круто! Я согласен, что самое главное - начать и продолжать делать, улучшать и стремиться к успехам!)

2
Ответить

Жду продолжение, особенно про концепцию и мастерство ведущего.

1
Ответить

Спасибо, я вас услышал)

2
Ответить

Отлично, эта ниша может ещё углубляться оооочень далеко , жду новые посты

1
Ответить

На самом деле, процесс создания подкаста очень схож с созданием любого медиа или СМИ, но в более простом формате. Тем не менее, действительно, здесь очень много нюансов, например грамотная концепция. Можно и нужно углубляться в каждый этап создания, ведь от этого зависит качество продукта. Буду рад писать новые материалы на эту тему и не только!

1
Ответить

Anchor хороший ресурс для старта, я использую его в связке с SoundCloud. Единственный минус Anchor - ограничение по размеру загружаемого выпуска, то есть в хорошем Wav туда подкаст уже не загрузишь, только mp3. Поэтому финальную сборку своего подкаста я делаю в wav и mp3. Wav отправляется на SoundCloud и шарится на основные платформы, например iTunes, а mp3 гружу на Anchor, который шарит выпуск на все остальные платформы, так сказать "второстепенные" для меня.
Но вы правы, Anchor прекрасный сервис для начинающих подкастеров, где бесплатно можно делать подкаст и шарить его на платформы (даже в iTunes он сейчас тоже, вроде бы, отправляет выпуски)!

1
Ответить