{"id":14277,"url":"\/distributions\/14277\/click?bit=1&hash=17ce698c744183890278e5e72fb5473eaa8dd0a28fac1d357bd91d8537b18c22","title":"\u041e\u0446\u0438\u0444\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u043b\u0438\u0442\u0440\u044b \u0431\u0435\u043d\u0437\u0438\u043d\u0430 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u043e\u043b\u043e\u0442\u044b\u0435 \u0443\u043a\u0440\u0430\u0448\u0435\u043d\u0438\u044f","buttonText":"\u041a\u0430\u043a?","imageUuid":"771ad34a-9f50-5b0b-bc84-204d36a20025"}

Ориентир на зумеров и бесшовное управление: мировые тренды индустрии коворкингов в 2022 году

Согласно недавнему исследованию, совокупный мировой рынок коворкингов ежегодно растет на 12 %, а к 2025 году может превысить $ 13,03 млрд. Индустрия проделала большой путь: начиная с первых маленьких офисов в 2010-х годах до многоуровневых коворкингов с эксклюзивным дизайном и полным спектром услуг для бизнеса сейчас. И, конечно же, не последнюю роль в этом движении сыграла пандемия с всеобщим добровольно-принудительным переходом на удаленку.

Какие тренды определяют развитие рынка коворкингов сейчас - в 2022 году? Мы изучили зарубежные исследования и мнения собственников бизнесов, собрали повторяющиеся паттерны - и готовы презентовать их вам.

1. Ориентир на поколение зумеров

Течение времени неумолимо - уже к 2030-му году тенденции рынка станет определять поколение зумеров. Ну а что касается коворкингов, здесь уже сейчас львиную долю аудитории составляют молодые профессионалы 16-25 лет, предпочитающие digital-профессии и удаленную работу. Как предпочтения зумеров влияют на индустрию?

Во-первых, это поколение выросло вместе с интернетом и чувствует себя там, как рыба в воде. Наличие удобного приложения или, наоборот, недостаточно удобная навигация по сайту вполне себе могут быть причиной для одобрения или отказа. Важно, чтобы процесс регистрации и работы в коворкинге был максимально простым - на уровне нескольких кликов.

Другой аспект - новое поколение привыкло к “онлайн-курированию” и ожидает от бренда персонализированного взаимодействия: коворкинг должен сам присылать дайджест мероприятий, напоминать о платежах, учитывать личные пользовательские характеристики и так далее.

Поколение зумеров подвержено стрессу и эмоциональному выгоранию гораздо более, чем предыдущие поколения - возможно, это обратная сторона постоянного нахождения в центре множества информационных потоков. Поэтому для молодых специалистов важно, чтоб в инфраструктуре коворкинга были предусмотрены зоны отдыха, тренажерные залы, эргономичная мебель.

Для зумеров имеет значение не только качество продукта, но и ценности компании – они выбирают бренды, с которыми хотят ассоциировать себя. Еще один важный аргумент при выборе продукта или услуги – отзывы и рекомендации друзей. Развитие бренда, реферальные программы, поощрение клиентов, создающих контент – всё это становится важной частью маркетинговой стратегии коворкингов.

2. Развитая сеть дополнительных услуг

В 2022 году конкуренция на рынке высока, поэтому хорошего помещения с Wi-Fi, кофемашиной и печеньками уже недостаточно - для привлечения потребителей коворкинги предлагают всё новые дополнительные услуги сразу в нескольких направлениях:

  • Офис на аутсорсинге. Всё больше коворкингов предоставляют полный перечень офисных услуг для бизнеса – бухгалтерию, оформление документооборота, обслуживание секретаря, маркетинг. Это хорошая возможность для небольших компаний и молодых стартапов: они могут сосредоточиться непосредственно на разработке продукта, отдав “бытовые” вопросы на аутсорсинг
  • Дополнительные локации. Помимо рабочих мест и переговорок в крупных коворкингах уже давно предусмотрены и другие пространства – библиотека, кухня, фотозоны, бары, кинозалы. Это расширяет перечень возможностей для использования коворкинга, кроме того, превращает его в территорию all inclusive, где можно не только работать, но и отдохнуть
  • Мероприятия. Помимо лекций и мастер-классов коворкинги всё чаще предлагают полноценный развлекательный формат, который позволит найти единомышленников и просто отдохнуть – пятничные вечеринки, кинопросмотры, совместные турпроходы и джип-туры. Для российских коворкингов проводить мероприятия для резидентов и создавать из них community - тоже уже обычная практика.
  • Другие услуги, отвечающие запросам нишевых сообществ. Среди них – присмотр за детьми, дополнительные помещения для животных, открытие бизнес-счетов и так далее.

3. Нишевость

Развитие индустрии показало эффективность такого подхода: сделать ставку не на максимальных охват разных аудиторий, а на обслуживание определенной ниши, которая получит максимально комфортный сервис. Потенциальных клиентов хватит на всех – важно создавать устойчивое сообщество и продлевать LTV. Это соответствует и глобальному тренду – стремлению людей быть частью сообщества, “племени”, которое разделяет твои интересы и ценности.

Распространение нишевых коворкингов – для женщин, дизайнеров, писателей, фотографов – тренд следующих нескольких лет.

Российская сеть коворкингов Deworkacy, например, специализируется на работе со стартапами и высокотехнологичными компаниями: для них на базе коворкингов регулярно проводятся лекции, школы, вебинары. Компания сотрудничает с акселераторами и венчурными фондами, проводя совместно с ними конференции и хакатоны.

4. Технологическое развитие и автоматизация

Этот тренд важен для обеих сторон:

  • С точки зрения бизнеса: когда сеть пространств расширяется до 10 точек, в каждой из которых более 400-500 участников - без удобной инфраструктуры, которая позволит автоматизировать большую часть процессов, не обойтись. Кроме того, это позволяет сократить расходы на персонал.
  • С точки зрения клиента: чем проще пользовательский путь, чем меньше контактов и коммуникаций на пути к результату – тем удобнее.

Всевозможные интеграционные платформы, комплексные решения для управления бизнес-процессами коворкинга, смарт-устройства - с расширением сетей гибких офисов всё это стало еще более востребованным.

По словам Екатерины Ньюман, генерального директора строительной компании Q1 Group, общий тренд постпандемийного мира в сфере недвижимости - добавление всевозможных элементов, которые позволят минимизировать контакты с людьми и помогут обеспечить безопасность: голосовое управление, сервисы для проверки QR-кодов, датчики чистоты воздуха, роботы-дезинфекторы.

5. Отказ корпораций от офисов в пользу коворкингов

В Pinterest уже отказались от новой штаб-квартиры в Сан-Франциско, выплатив $89,5 млн за расторжение договора аренды. Сервис Dropbox запустил сеть коворкингов Dropbox Studios, которая позволит сотрудникам работать ближе к дому. Starbucks перенес свою штаб-квартиру в Индии в коворкинг, 3M Co подписала контракт с сетью коворкингов WeWork , позволив 400 сотрудникам работать в любом из коворкингов сети. Fujitsu планирует за ближайшие три года сократить площадь офисной недвижимости вдвое.

Крупные российские компании не отстают от западных: например, финансовая группа “Тинькофф” позволяет сотрудникам работать в гибридном формате и арендует для них коворкинги. Прийти поработать в коворкинг сотрудник может не только в своем городе, но и в других городах, где есть офисы банка.

За гигантами рынка, которые формируют тренды, идет и малый бизнес, для которого избавление от расходов на постоянную аренду офисных ощущений еще важнее. Помогает маленьким компаниям и гибкость предложений: например, офис “по подписке”, когда компания платит только за сотрудников, которые реально присутствуют в коворкинге, или хотдескинг – когда на 2-3 сотрудника приходится одно рабочее место.

6. Соответствие принципам устойчивого развития

Устойчивое развитие – общемировой тренд, который проецируется на самые разные сферы, и гибкие офисы, конечно, не стали исключением. Разделение на зоны, удобная инфраструктура,современные планировочные решения - всё это must-have современного коворкинга.

Один из трендов в дизайне – увеличение количества зелени. Помещения с цветами, растениями, зелеными стенами привлекательнее для пользователей, кроме того, все чаще в офисное пространство добавляются элементы природы – песок, искусственный водопад или пруд, камни.

Частью концепции коворкингов становятся мероприятия, направленные на физическое и эмоциональное здоровье посетителей: зарядка, йога, сеансы медитации. Многие коворкинги разделяют философию well-being и стараются спроектировать пространство и сетку мероприятий так, чтобы способствовать гармонии во всех жизненных сферах клиентов.

Еще один аспект – забота о здоровье клиентов. По словам Нхата Нгуена, руководителя руководитель глобальных проектов Autonomous.ai, 76% опрошенных посетителей коворкинга говорят, что им нужны эргономичные стулья. Профессиональная мебель, тренажеры, спортивный зал и массажные кресла – всё это становится такой же важной частью офисных пространств, как кофемашина.

7. Коворкинги в пригородах и спальных районах

Согласно последним исследованиям, 68 % жителей США предпочитают гибридную модель работы, причем 39 % даже подумали бы об увольнении, если бы работодатель не предоставил им такую возможность. Люди больше не хотят тратить время на дорогу, возвращаться к рутине и обязательному 8-часовому дню в офисе, но при этом хотят иметь рабочее пространство и видеться с коллегами.

Коворкинги быстро отреагировали на это пожелание, предложив вариант, который заполнит пробел между офисом и домом – рабочее место в спальном районе, недалеко от места жительства. Крупные сети вроде IWG, WeWork, Industrious уже вышли за пределы городских центров и открывают филиалы в небольших городах от 60 до 120 тысяч человек, пригородных районах. Преимущество сетей, охватывающих не только центр, но и удаленные районы города еще и в том, что посетитель может работать из той точки, которая территориально удобнее прямо сейчас.

В крупных городах России коворкинги тоже приходят в спальные районы: так, в 2021 году в Санкт-Петербурге была запущена сеть гибких офисов SMART, ориентированная на удаленные районы. В течение нескольких лет откроется 10 точек в разных районах, основные клиенты - малый бизнес.

8. Арендодатели приходят на рынок коворкингов

Согласно данным Upsuite, с первого по второй квартал 2021 года спрос на коворкинги вырос на 41%. Компании, которые сдают помещения в аренду, не могут пропустить этот рынок, отдав его посредникам: теперь они готовы реализовывать собственные гибкие пространства на своих площадях.

Крупнейшие игроки отрасли - Tishman Speyer, BritishLand, Hongkong Land Holdings Ltd и Swire Properties – уже запустили собственные сети коворкингов и напрямую конкурируют с сетевыми коворкингами. По словам Брэда Краускопфа, генерального директора Hub Australia, самыми большими конкурентами коворкингов в ближайшее время станут арендодатели. Но с другой стороны, именно это станет новым витком конкуренции, который простимулирует отрасль развиваться и расти.

Замечали ли вы отражение этих трендов на российском рынке? Как вы думаете, что ещё нового в работе коворкингов появится в 2022 году?

***

Мы - корпоративный агрегатор коворкингов и офисов Office2Go. С нашей помощью найти и забронировать подходящее пространство можно буквально в несколько кликов. Мы работаем с обеими сторонами: компаниям и физлицам помогаем быстро найти наилучший вариант для работы, арендодателям приводим новых клиентов и повышаем доходы. В приложении вы сможете найти ближайшую площадку, забронировать место, обратиться за консультацией. Если вы арендодатель - в едином окне вы можете управлять всей статистикой и операциями по клиентам.

Будем рады делиться с вами новостями и исследованиями о рынке коворкингов и гибких офисов!

0
2 комментария
Роман Игнатенко

По такой логике не было бы ни агрегаторов, ни маркетплейсов :-) Все ж можно сделать через сайт отдельного таксопарка или отдельный интернет-магазин

Ответить
Развернуть ветку
Алексей Кугно

1. Надо ставить приложение
2. В России недоступно
Это все что нужно знать про этот "бизнес"
Почему не сделать поиск через сайт?
Я например Никогда не поставлю приложение , если все что оно делает можно было бы сделать через сайт.

Ответить
Развернуть ветку
-1 комментариев
Раскрывать всегда