15 эффективных советов спикерам или Как покорить аудиторию на конференции SNCE

15 эффективных советов спикерам или Как покорить аудиторию на конференции SNCE

Умение выступать — одно из самых важных умений для практически любого предпринимателя. Не важно, считаете ли вы постоянные публичные выступления необходимым звеном в процессе достижения успеха, или предпочитаете работать в тихом кабинете над продуктом - выступать так или иначе вам придется.

К сожалению, не каждому это дано: кто-то стесняется сцены, кто-то стряпает аляповатые слайды, кто-то не умеет работать с аудиторией. В итоге вместо восторженного рёва толпы вам достаётся холодный пот и чувство опустошения. Знакомо?

Ничего страшного — мы научим вас выступать. С помощью организаторов конференции SNCE, которая состоится в Москве 27-28 марта, мы подготовили 15 простых советов, которые помогут вам провести лучшее выступление в жизни и порвать зал так, как это делал Стив Джобс.

Преодолейте страх

Страх выступлений — самый распространённый после страха смерти. Однако же, 15-минутный доклад вряд ли вас убьёт, бояться здесь нечего. Важно помнить, что в зале сидят такие же люди, как и вы, и они точно так же чувствовали бы себя неуютно на вашем месте.

Перед выступлением важно уличить минуту и выйти на сцену, пока зал ещё пуст — тогда обстановка во время речи не застанет вас врасплох, вы будете знать, что вас ждёт.

И постарайтесь обратить своё волнение в преимущество — пускай адреналин помогает вам быть бодрее, а не сковывает движения. В конце концов, выступать — это весело.

Подготовка — мать успеха

К выступлениям всегда нужно готовиться, особенно если это для вас в новинку. Продумайте основные тезисы, структуру доклада, расставьте акценты; подготовьте заранее шутки, ответы на возможные вопросы, оденьтесь подобающим образом — в общем, сделайте всё, чтобы быть во всеоружии. Это не только сделает ваше выступление более цельным, но и не даст вам нервничать лишний раз — вы же знаете, что всё предусмотрели.

Что касается текста выступления — порой его можно написать заранее, но лучше не читать с листа (это всех бесит), а заучить или хотя бы накидать основные моменты на небольшие карточки. Или же можно опираться на слайды.

Правильная визуализация

Вообще, с презентацией на экране нужно обращаться очень бережно — она не может быть недостаточно информативной, иначе она не сможет помочь вам собраться с мыслями, и она не должна быть перегруженной — иначе зрители просто забьют на вас и примутся вычитывать текст на экране. Берите пример со Стива Джобса: «один слайд — одна мысль». Не нужно выкидывать в слайды весь конспект вашей речи — достаточно одного тезиса или забавной картинки, иллюстрирующей вашу мысль.

И не нужно усердствовать с шрифтами, цветами и анимацией — люди должны смотреть на вас, а не на мельтешение за вашей спиной.

Неправильная инфографика
Неправильная инфографика

Работайте с аудиторией

Выступление — это беседа, просто с некоторым количеством человек (и не очень важно, трое их или тысяча). Точно так же, как и отдельный собеседник, большая аудитория будет чувствовать ваше к ней отношение. Не забывайте, что вы стараетесь донести мысль именно до людей в зале, а не до своего подбородка — именно поэтому стоит следить за тем, как вы говорите, как вы двигаетесь, куда вы смотрите.

Не забывайте смотреть людям в глаза — они это любят. Чтобы расшевелить слушателей, достаточно несколько раз пошутить (особенно в самом начале), позадавать вопросы, заставить их подвигаться (хотя бы просто поднимая руки).

Следите за своим телом — не нужно стоять столбом в центре сцены, держа руки в карманах — потихоньку перемещайтесь (не быстро, иначе у людей будет болеть шея), жестикулируйте. Чтобы правильно двигать руками, важно помнить о том, что движения должны быть не резкими и не широкими. Иногда можно просто сложить руки ладонями друг к другу и постоять, главное — не скрещивать руки, это плохой жест.

Расскажите историю

Важный момент — люди любят истории. Ещё лучше, если это что-то личное, история из жизни, свой опыт (даже если печальный). Вы не можете давать людям советы (никто не может давать людям советы), но можете показать, как это сработало конкретно в вашем случае. Аудитория расчувствуется, поймёт, что вы свой парень, и будет прислушиваться к вам впредь. Ну и это хороший повод разрядить атмосферу.

15 эффективных советов спикерам или Как покорить аудиторию на конференции SNCE

Шутите

А атмосфера отлично разряжается юмором. Если вы прирождённый комик — отлично, можете немного импровизировать прямо на ходу, но всегда лучше подготовить какую-то шутку заранее. И нельзя с этим переусердствовать — да, это растопит зал, но одновременно может превратить ваше серьёзное, в общем-то, выступление в балаган.

Узнайте свою аудиторию

Важно ещё на стадии подготовки понять, кто эти люди перед вами, что они хотят узнать и зачем. От этого зависит то, как вы преподнесёте информацию — очевидно, что люди разного возраста, сферы деятельности и социального статуса и слушают по-разному. Подросткам нужно что-то поживее и с картинками, совету директоров важны графики продаж, люди на тренинге личностного роста хотят видеть успешные примеры. Во всех случаях вы не только доносите разную информацию, но и по-разному её упаковываете.

Расслабьтесь

Очень многие перед выступлением и в его начале напряжены до предела — а то как же, здесь 50 человек и все на вас смотрят, нельзя их подвести. Но это бренное — если у вас есть готовый материал, то ваше дело — просто его представить. Не нужно париться о том, что о вас думают и как, просто расслабьтесь и делайте своё дело. Кроме того, вы заметите, что как только ваша речь начинается, вы с каждой минутой чувствуете себя увереннее — психосоматическая система понимает, что убивать здесь никого не собираются, и помидорами закидывать, в общем-то, тоже. Так ради чего переживать?

Правило утки

«Правило утки» — это метод, упомянутый в одном из наших недавних текстов. Утка под водой постоянно перебирает лапами, совершает большой объём работы, но сверху мы этого не видим — её морда всегда безмятежна. Так же должно происходить и с вами на сцене — в любой ситуации улыбайтесь (к слову, всегда нужно улыбаться) и выглядите здорово.

Если вы ошибаетесь, если сгорел проектор, если во время речи вам пришла СМС от девушки о том, что она вас бросает — это всё неважно, вы должны продолжать. Ошибку всегда можно свести на шутку, вместо слайдов взять флипчарт, симпатичные девушки есть и в зале. Помните, вы — утка. Пока вы на сцене, у вас всё хорошо.

Митя Воскресенский выступает
Митя Воскресенский выступает

Оденьтесь с иголочки

Внешний вид очень важен — люди сперва оценивают вас по внешности, а уже затем по тому, о чём вы говорите. Поэтому постарайтесь надеть чистую и выглаженную одежду, причесаться, помыться, почистить туфли и не сутулиться.

Учитесь у лучших

Регулярно просматривайте записи выступлений мастеров этого дела — того же Джобса или гостей конференции TED. Следите за их манерой речи, жестами, работой со слушателями, построением фраз — все эти фишки могут вам пригодиться. Если хотите практиковать мимику, посмотрите на известных комиков (лучше американских) — они знают, что их ужимки усиливают эффект шутки в тысячу раз, почему бы вам не позаимствовать этот метод? Смотрите, как держатся на сцене другие люди и копируйте.

Для примера — лекция Сэра Кена Робинсона, которая собрала больше 25 млн. просмотров и стала самым популярным видео на TED:

Практикуйтесь

Тут всё просто — чем больше вы выступаете, тем быстрее учитесь это делать. Опыт помогает во всём.

Учитесь на своих ошибках

Тем более, что практикуясь, вы набьёте синяки — и в другой раз уже не допустите такую же ошибку. Вы заранее будете знать, что лучше иметь с собой запасную батарейку для пульта, подготовить ответы на неприятные вопросы, не пререкаться с неприятным зрителем или не затягивать время выступления.

Кстати, насчёт вопросов — вы, безусловно, должны продумать ряд типовых ответов, но заодно помните, что невозможно знать всё. Гораздо лучше честно признаться, что вы не знаете ответ, чем что-то придумывать на ходу или врать. Если у конкретного слушателя вопросов накапливается много, то стоит предложить ему обсудить это всё после выступления — иначе вы потратите время впустую.

Паузы

Паузы — мощный инструмент, используйте их. Иногд паузы более выразительны, чем слова, стоит научиться ими играть. В любом случае, не нужно бешено тараторить — люди должны успевать за вашей мыслью. А если вы на секунду запнулись, можно обратить это в плюс — глотнуть воды, немного походить, собраться с мыслями — вас за это никто не осудит (только если вы не броситесь судорожно копаться в своих записях).

Умейте правильно закончить

Анекдоты про Штирлица учат нас, что финальная точка — самая важная, это то, что люди запомнят лучше всего. Поэтому в конце нужно резюмировать свою речь, подвести итоги, ещё раз дополнительно озвучить важнейшие утверждения. Здесь же обычно наступает время для вопросов — если вы были достаточно сообразительны, чтобы не отвечать на вопросы прямо во время выступления (это сильно сбивает структуру рассказа, поэтому лучше заранее договориться с аудиторией, что вы на все вопросы ответите после).

И помните — если вы на сцене, то это ваш звёздный час. Пользуйтесь им на всю катушку. И улыбайтесь!

Узнать, работают ли эти правила, можно на Social Networking Congress & Expo 2014 27-28 марта.

Среди спикеров:

  • Александр Пятигорский - "Вымпелком"
  • Андрей Талалаев - Momondo Group
  • Игорь Денисов - Actis Wunderman и другие
15 эффективных советов спикерам или Как покорить аудиторию на конференции SNCE
реклама
разместить