{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Чем грозит популярность TikTok

Клиповое мышление и перспективы.

C начала 2018 года TikTok стабильно находится в числе самых загружаемых приложений в мире.

Только в США сервисом коротких видео пользуется более 100 млн человек, в России за два года число пользователей увеличилось в семь раз. По прогнозам AppAnnie число пользователей приложения достигнет миллиарда пользователей к 2021 году.

Популярность TikTok не только принесла с собой кучу аналогов, но вновь открыла дискуссию о клиповом мышлении.

Что такое клиповое мышление?

«Клиповое мышление - это процесс отражения множества свойств объектов, без учета связей между ними, характеризуются фрагментарностью, алогичностью, полной разнородностью поступающей информации, высокой скоростью переключения между клипами информации, отсутствием целостной картины восприятия окружающего мира», — пишет кандидат психологических наук Т.В. Семеновских.

А если говорить проще, то это отрывочное восприятие информации: выделение отдельных фрагментов в ущерб целостному восприятию.

В одной из главных статей по клиповому мышлению американского журналиста Николас Карр сравнивает его со «стаккато», приводя в пример комментарий одного из своих респондентов: «Я больше не могу читать «Войну и мир». Я потерял способность делать это. Даже сообщение в блоге больше, чем в три или четыре абзаца - это слишком много для понимания. Я просматриваю это».

Само понятие появилось в середине 90-х годов и изначально обозначалось как «клиповая культура». Через этот термин философ и футуролог Элвин Тоффлер описал особенность восприятия информации обществом технологически развитых стран через короткие и яркие образы клипов эпохи MTV.

С развитием интернета, появлением новых технологий и средств коммуникации ежедневный объем создаваемой и транслируемой информации возрастает в геометрической прогрессии. По оценке Андреаса Вайгенда, специалиста по BIG DATA, объем социальных данных (то есть данных, созданных в некоммерческих целях — записи в блогах, посты, фотографии) удваивается каждые восемнадцать месяцев. Через пять лет объем социальных данных возрастет примерно десятикратно, или на порядок, а через десять лет он увеличится примерно в 100 раз». А сама информация становится товаром, утилитарным ресурсом, который можно добывать и перерабатывать в промышленных масштабах.

Ускорение темпов жизни, кратное возрастание объемов «перевариваемой» информации создают сложности для восприятия. Человеческий мозг не справляется с таким объемом, идет по пути наименьшего сопротивления: выбирает наиболее простые способы восприятия информации вместо целостного, последовательного восприятия.

Почему это плохо?

При клиповом мышлении человек не осознаёт контекст и исходную суть информации, а видит лишь отдельные фрагменты. Происходит упрощение усваиваемой информации, воспринимаются только поверхностные образы без осмысления взаимосвязи между ними. У человека замыливается способность строить линейные логические связи, так как фрагменты и образы не оседают в сознании, а с большой скоростью заменяются новыми.

Источник: pixabay.com

Как итог — вместо просмотра постоянное переключение TV каналов, мелькание рекламных роликов, пролистывание бессодержательных постов и видеороликов в соцсетях. Вместо литературы – чтение заголовков, комментариев, кратких содержаний. Вместо восприятия смысла — эмоции.

Так ли всё плохо?

Ещё на старте зарождения клиповое мышление не пинал только ленивый — за рассеивание внимания и поверхностность восприятия. Время показало, что не все так однозначно.

- Многозадачность за счёт поверхностного внимания;

- Быстрое переключение внимания между разнородными информационными данными, ускорение реакции

- Больший охват информации за меньшее время;

- Возможность быстро выйти из текущего информационного погружения, без чувства незаконченности, и зайти вновь в любое время и с любого места.

«Как и любой адаптационный механизм клиповое мышление выполняет свои задачи. Оно является логичным ответом на современную цифровую среду и, если говорить о главной цели, то защищает мозг от перегрузок, но за это приходится платить свою цену», — председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.

Негативные стороны.

- Снижение способности к анализу полученной информации.

- Слабая способность к выявлению линейности причинно-следственных связей.

- Невозможность концентрации на любой задаче, требующей длительного внимания.

- Пониженная эффективность при обучении и снижение качества усвоенных знаний.

- Ослабление способности к сопереживанию, к восприятию чужой боли. Люди в целом становятся равнодушными и бесчувственными.

- Резко возрастает восприимчивость к манипулированию и чужому влиянию.

При этом было бы неправильно говорить, что люди, воспитанные в среде являются интеллектуально бедными – как уже было сказано, часто они владеют куда более востребованными в цифровой среде навыками, например многозадачностью и умением быстро переключаться.

Однако есть информация о том, что представители западных элитных кругов для своих детей выбирают все же классическое образование с максимальным отказом от интернета и социальных сетей.

Они формируют у своих детей «понятийное», а не «клиповое мышление». И парадокс в том, что в большей степени ограничивают своих детей от интернета и «гаджетов» представители именно технологически продвинутые элиты, как, например, ученые «Силиконовой долины».

Как побороть.

Для этого, в первую очередь необходимо читать, но не короткие тексты. Обсуждать прочитанное, составлять свое мнение.

Дискутировать спорить, аргументировать свою позицию, ибо в споре не только рождается истина, но и нарабатываются навыки выявления логических связей для аргументации.

Искать ответы в первоисточниках - книгах, энциклопедиях и переводить иностранные тексты со словарем, вырабатывая навыки самостоятельного поиска.

Пытаться подвергать системному анализу наиболее яркие фрагменты информации (клипы) - короткие тексты и комментарии, фотографии и «демотиваторы», видеоролики и т.п., всё то, что вызывает наибольшие эмоции и мотивирует к каким-либо действиям. Например: Какие эмоции вызывает этот клип? Почему именно эти эмоции? Для чего автор это изготовил? Какими первоисточниками можно проверить информацию? Это достоверная информация? Если достоверная – то откладываем в память, если нет – отбрасываем и забываем.

Источник: pixabay.com

Потом мозг научится автоматически сортировать информацию, так как алгоритмы создания манипуляционного контента одинаковые. И большая часть информации в потоках новостей, медиа, социальных сетей, не говоря уже о рекламе – не имеет ни ценности, ни смысла.

Заключение.

В оценке явления «клипового мышления» нет однозначности. Всё зависит от роли, которую играет каждый человек.

Если оценивать наличие такого мышления у исполнителей или управленцев начального уровня, то это преимущество. Например, на поле боя солдату или офицеру не нужно строить плана генерального сражения, а необходимо мгновенно охватывать всю оперативную обстановку, вычленять из нее наиболее важные фрагменты и быстро реагировать на происходящие изменения. То же касается и исполнителей в любой другой сфере деятельности, будь то менеджер, трейдер или инженер.

Для «генерала», занимающегося стратегическим планированием, клиповое мышление совершенно лишнее. Ему необходимо именно понятийное мышление, умение глубоко анализировать и выстраивать сложные логические связи, учитывая особенности взаимосвязей между видами и родами войск, техники и т.п. Так же, как и руководителю высшего звена, необходимо умение долгосрочного планирования с учётом огромного количества факторов и их взаимосвязей.

А что касается алармистов, беспокоящихся о судьбе нового поколения и влиянии технологий на мышление, то они были и будут всегда.

На заре зарождения книгопечатание и газетное дело также подвергалось критике, в том числе из-за влияния на молодежь. И даже французский философ Альбер Камю считал, что большой поток книжной информации привел к тому, что теперь «читают больше, чем размышляют». Однако книгопечатание стало главным топливом эпохи Просвещения.

«Вообще и до интернета люди стремились делать меньше или, говоря терминами, к оптимизации усилий. В этом нет ничего необычного или неправильного, более того — за этим желанием стоит весь прогресс. Но теперь, как и к другим продуктам прогресса, необходимо к этому адаптироваться. И нам, как первопроходцам, предстоить выстроить новую парадигму восприятия информация в цифровом мире — основанную на самоцензуре, критическом восприятии и здравом смысле», — председатель совета фонда «Цифровая долина Сочи» Антон Немкин.

Что придет на смену коротким видео из TikTok и как наше мышление переформатировал интернет нам (а скорее нашим потомкам) ещё предстоит осознать. Но уже сейчас ясно, что процесс этот неоднозначный и необратимый.

0
19 комментариев
Написать комментарий...
Dmitry

Горжусь собой, прочитал статью от и до, так что, клиповое мышление, сегодня не твой день 😅
А если серьезно, довольно интересная статья, спасибо большое 🙏

Ответить
Развернуть ветку
romacap

Это первый раз за год произошло?

Ответить
Развернуть ветку
Dmitry

Нет, не первый, само собой.
Вам искренне желаю научиться видеть юмор там, где он буквально лежит на поверхности и разучиться выводить людей на бессмысленный диалог, как вы попытались сделать сейчас. Мир ✌🏻

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Поляков

Вывод прост - не больше 30 минут в день тиктока

Ответить
Развернуть ветку
Shane Matte

у тебя в цифре 3 лишняя

Ответить
Развернуть ветку
иван Большов

Тик Ток однозначно зло - деградация и убийца времени

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

Он всего лишь квинтэссенция ютуба.

Ответить
Развернуть ветку
Филипп Дубовой

Я сам начал замечать, что длинные тексты стало труднее воспринимать. Возможно еще потому что я больше визуал. 
Поэтому предпочитаю обучающие видеоролики, чем тексты. Лучше для восприятия.

Ответить
Развернуть ветку
Эмиль Офицеров

Ещё подкасты очень годная альтернатива текстам. Моешь посуду, делаешь свои дела и параллельно слушаешь что-то образовательное.

Ответить
Развернуть ветку
Юрий Морозов

Не буду спорить, восприятие - вещь индивидуальная, конечно, и ничего против не имею подкастов, но лично я сомневаюсь в эффективности параллельных дел) Да и вообще для некоторых людей воспринимать на слух информацию тяжело, а тут еще отвлекающий фактор. Хотя если просто как фон ставить, то, наверное, это всё же лучше, чем какой-нибудь сериальчик 

Ответить
Развернуть ветку
Данил Щеглов

В любом случае тик ток станет ещё популярнее чем был. Да клиповое мышление это в какой то степени плохо, но ничего с этим не сделаешь. Все подростки сейчас там и им это нравится. 

Ответить
Развернуть ветку
Elisey Yakimov

Не все

Ответить
Развернуть ветку
Светлана Ракленко

"Многозадачность за счёт поверхностного внимания" - сомнительный плюс, учитывая что качество такого включения снижается очень быстро

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Черепанова

Сейчас мы читаем больше, чем когда бы то ни было. Каждый день заходим в интернет и читаем, так что слухи о деградации несколько преувеличены.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

Кто-то читает, а кто-то смотрит или слушает. Не все так однозначно.

Ответить
Развернуть ветку
Анастасия Черепанова

Да, вы правы. Но знаете, мне кажется, что это не принципиально — посмотрел ли залпом человек «серьезное» видео минут на двадцать или прочитал такую же статью.

Ответить
Развернуть ветку
Sergey Klochko

Есть большая принципиальная разница - чтение куда более сложный для мозга процесс, чем просмотр видео. В этом смысле, тот кто прочитал, получил больше, чем тот, кто посмотрел. Да и читаем мы в два-три раза быстрее, чем говорим. Поэтому видео куда больше времени отнимает.

Ответить
Развернуть ветку
Дмитрий Ефимов

Вопрос в том - что мы читаем в интернете? Если раньше мы читали "Войну и Мир" Льва Толстого и произведения других признанных гениев, то сейчас мы в интернете читаем то - что пишет каждая бездарность...

Ответить
Развернуть ветку
Юлия Титова

Из-за формирование клипового мышления у детей необходимо и менять формат обучения, скучные длинные уроки начинают утомлять детей и восприятие информации падает

Ответить
Развернуть ветку
16 комментариев
Раскрывать всегда