Как победить на Всероссийской олимпиаде: три новые истории школьников Тинькофф Поколения

Как победить на Всероссийской олимпиаде: три новые истории школьников Тинькофф Поколения

Для школьников, которые увлекаются программированием и математикой, каждый год проводятся олимпиады. Узнают о них и начинают участвовать по-разному: кто-то занимался в школьном кружке или почти случайно прошел на городской этап в первый раз. А потом увлекся и начал побеждать.

Призеры и победители Всероса могут в течение четырех лет поступить без экзаменов в вуз, куда бывает сложно попасть из-за большого конкурса. Тинькофф Поколение помогает подготовиться к олимпиадам. Можно бесплатно заниматься на курсах по олимпиадной математике, алгоритмам и машинному и глубокому обучению, но для этого нужно пройти отбор. Занятия проходят онлайн, а школьники из Москвы могут учиться очно.

В прошлой статье мы рассказали про опыт старшеклассников, а сейчас взяли интервью у призеров Всероса, у которых впереди есть еще олимпиадные сезоны. Ребята подробнее расскажут, как готовиться в течение года и сохранять спокойствие на самой олимпиаде.

Как победить на Всероссийской олимпиаде: три новые истории школьников Тинькофф Поколения

Иван Часовских, 7 класс. Московская область

2020:

— похвальная грамота олимпиады им. Эйлера;

— победитель Всероссийской олимпиады по информатике им. Мстислава Келдыша;

— победитель олимпиады им. Максвелла.

2021:

— участник финала Всероссийской олимпиады школьников по информатике;

— призер Всероссийской олимпиады школьников по математике;

— призер олимпиады им. Максвелла.

По математике и информатике я уже всех в семье обогнал, но папа может помочь с физикой — он тоже в олимпиадах участвовал

Все началось с того, что меня просто позвали на олимпиаду

Я начал всерьез заниматься математикой в конце шестого класса. Тогда по итогам муниципального этапа Всероса я прошел на финал олимпиады им. Эйлера.

На олимпиаде Эйлера попробовал решить задачу, за которую почти никто из ребят не взялся. Решить ее до конца не получилось, но моя идея понравилась судьям, и меня позвали в летнюю заочную школу при Физико-математическом лицее в Долгопрудном. Там я начал заниматься по «листочкам», так называются наборы задач по одной теме, и набил на них руку.

После летней школы я прошел отбор в Тинькофф Поколение. Тинькофф Поколение — это дополнительные курсы, на которых я занимаюсь математикой и программированием. Еще хожу на кружок к Павлу Александровичу Кожевникову, с опережением — за 10—11 класс, и к Илье Анатольевичу Иванову-Погодаеву.

На Всеросе по информатике я целый день потратил на одну задачу

В этом году я участвовал в двух Всеросах: по информатике и математике.

На информатике все прошло ужасно. Я решил первую задачу на полный балл, а потом несколько часов решал вторую. Не хватило буквально нескольких минут, чтобы сдать ее. Мне хотелось за каждую задачу получить максимальный балл, и я сидел над ней до последнего — не мог переключиться.

Второй тур написал гораздо лучше, но из-за того, что завис над задачей в первый день, упустил возможность стать призером. Очень злился на себя за это, ни тренеры, ни родители не могли меня отвлечь от переживаний. Хорошо, что на олимпиадах придумывают развлечения, чтобы мы могли отвлечься. Мне понравилось играть в VR-автоматы.

Всерос по математике прошел для меня спокойнее. Я чувствовал, что написал хорошо. Вообще, по математике обычно заранее представляю уровень задач, не было такого, что на олимпиаде оказалось проще или сложнее, чем я думал.

В следующем году хочу добавить физику

На каникулах я поехал на смену по математике в «Сириус», это образовательный центр в Сочи, и в Летнюю компьютерную школу. В следующем году хочу добавить физику, но пока занимаюсь мало.

Все-таки из этих трех предметов, математика, физика и информатика, мой любимый — математика. Когда вырасту, конечно, хочу стать математиком и заниматься наукой.

Как победить на Всероссийской олимпиаде: три новые истории школьников Тинькофф Поколения

Дарья Грекова, 7 класс. Москва

2019: призер МОШ по информатике для 6—9 классов

2020: победитель Всероссийской олимпиады им. Келдыша

2021: призер Всероса по информатике

Я привыкаю к олимпиадам, но при этом и ответственность растет. В пятом классе я даже не ожидала, что хорошо выступлю, а теперь жду от себя результатов

Для участия в олимпиадах я начала учить Python, а теперь пишу олимпиады на C++

Я учусь в школе № 2007, у нас сильная подготовка по математике и информатике. В пятом классе я пошла на школьный кружок по программированию. Мы начали с простых игр на Pascal, например, писали змейку. У меня получалось, и мне предложили подготовиться к Московской олимпиаде школьников по информатике для 6—9 классов.

Для участия в олимпиадах начала учить Python, но на региональном этапе Всероса в прошлом году поняла, что его не хватает для некоторых задач. Сейчас я пишу на C++.

Я хожу в три кружка — в школьный кружок, в Тинькофф Поколение и в Центр педагогического мастерства. В сумме это 20 часов программирования в неделю. Мне нравится, что задания везде отличаются. А еще, если ходишь в несколько кружков, можно пообщаться с разными людьми, с кем-то подружиться.

Обычно в начале учебного года на кружках нет подготовки к олимпиадам, мы изучаем теоретические темы. Ближе к региональному этапу Всероса появляются дистанционные туры, разборы задач прошлых лет. В Москве перед региональным и финальным этапом Всероса проходят сборы — на них мы каждый день готовимся к олимпиаде.

Однажды я даже не стала читать условие задачи, но сейчас знаю, что делать, если ничего не понятно

Перед олимпиадами я не очень волнуюсь, но несколько случаев запомнилось. В шестом классе на региональном этапе Всероса я не стала решать задачу, потому что условие показалось длинным и запутанным. Я подумала: «Слишком много текста, даже разбираться в этом не буду». Сейчас я бы разобрала условие по частям и постаралась понять, что от меня требуется.

Еще был случай на Технокубке. У меня не получалось решить задачу. Во время этой олимпиады участники видят онлайн результаты друг друга. Я видела, что многие эту задачу уже решили. Какое-то время я просто смотрела на таблицу с результатами и думала: «Вот еще один участник решил, и еще один». Потом поняла, что так ничего не получится, и десять минут в нее не заглядывала — как раз за это время сама смогла решить.

Накануне олимпиады полезно отвлечься и не решать задачи

Перед самой олимпиадой я стараюсь не готовиться и заняться чем-то другим. А сразу после тура мы договариваемся с другими участниками пойти погулять, чтобы не переживать, если чего-то не решили. У меня много друзей-олимпиадников, с которыми потом можно пообщаться.

Я люблю гулять, играть с друзьями в настолки, особенно в «Монополию». Читаю научную фантастику, сейчас — «Задачу трех тел» Лю Цысиня. Раньше еще занималась плаванием, у меня даже разряд есть, а сейчас думаю пойти на рисование.

На олимпиадах я поняла, что можно получить хороший результат, если много готовился. Это работает везде, не только в учебе.

Как победить на Всероссийской олимпиаде: три новые истории школьников Тинькофф Поколения

Григорий Бельковец, 10 класс. Санкт-Петербург

Перед Всеросом я волновался, но чувствовал предвкушение — надвигается испытание, которое я хочу пройти с высоко поднятой головой

Случайно прошел на региональный этап, просто потому что знал Python

В школе на информатике мы программировали на Pascal в шестом-седьмом классе, а с восьмого класса у нас был Python.

Олимпиадами я не интересовался, но в девятом классе практически случайно прошел на региональный этап Всероса. И конечно же, выступил там отвратительно.

Мне было обидно, что я плохо написал, но зато стало интересно. Я познакомился с ребятами из олимпиадной тусовки, они добрые и отзывчивые, несмотря на то, что соперники. Я расспрашивал, как они занимаются и как нужно готовиться, чтобы выступить лучше. Но тогда я еще не знал, что сам скоро в это погружусь.

Если поздно начинаешь, нужно стартовать быстро

Потом началась пандемия, дистанционка. Просто учиться в школе и делать уроки мне стало скучно. Я стал думать, где еще можно развиваться, и вернулся к мысли про олимпиадное программирование. Прошел курс в интернете, понял, что мне это нравится, и стал заниматься всерьез.

Мне захотелось чего-то достичь, но чем позже ты начинаешь, тем меньше времени для разгона, нужно стартовать быстро. Все лето перед десятым классом я занимался с репетитором. Он показал мне базовые алгоритмы, и через пару месяцев я уже решал задачи на уровне призера третьей степени перечневых олимпиад.

Осенью я поступил в кружок Тинькофф Поколения и попал в параллель B. У нас была полная свобода, например, не было код-ревью, как у младших параллелей. Мы изучали темы, которые чаще всего встречаются на олимпиадах. Я старался решать все задачи и не пропускал занятия, так что у меня получилось закрыть пробелы в теории, которые мешали продвигаться дальше.

У меня не было строгого графика занятий для подготовки к олимпиадам. Я занимался в свободном режиме: по вечерам зависал на разных сайтах, смотрел лекции, что-то решал. Готовился по три часа в день, но эти три часа искал информацию и решал интересные задачи.

«Ты занимаешься меньше года» — это не оправдание

В январе начался региональный этап Всероса. Я волновался и понимал, что не смогу оправдать плохие результаты после такой интенсивной подготовки. Но региональный этап прошел аномально хорошо, и я почувствовал себя увереннее на своем уровне.

Уверенность помогла мне на Всеросе. Во втором туре четыре часа не мог решить задачу А, это самая простая задача контеста. Я понимал, что при моей подготовке должен ее решить, но ничего не получалось. Помог конструктивный диалог с самим собой. Я вышел в туалет и сказал себе, глядя в зеркало: «Гриша, на самом деле ты все можешь, это не тот случай, не опускай руки».

Первый раз попробовал такой психологический трюк, раньше таких напряженных ситуаций у меня не было. Если что-то не получалось на других олимпиадах, успокаивал себя: «Ничего страшного, не получится в этот раз — получится в другой». А на финале Всероса так сказать уже не мог, надо было прямо сейчас успокоиться и решать.

После олимпиады не хватает времени, чтобы все обдумать

После олимпиады чувствуется опустошение. Нужно возвращаться в школу и сдавать долги за все время, что ты пропустил, попадаешь из одного стресса в другой. Хорошо бы отдохнуть хоть неделю.

Когда я достиг своей глобальной цели и стал призером, было сложно перестроиться. Пока не знаю, к чему стремиться в следующем году. Было бы здорово выступить от России на международной олимпиаде, например IATI, или взять победителя Всероса, но пока я не думал об этом.

55
реклама
разместить
1 комментарий

Молодцы 👍 так держать ребята

3