Тинькофф

Как победить на Всероссийской олимпиаде: истории школьников Тинькофф Поколения

Если школьник стал призером или победителем на Всероссийской олимпиаде, у него есть льготы для поступления в вуз. Его могут зачислить без экзаменов или приравнять диплом олимпиады к максимальному баллу за ЕГЭ по профильному предмету.

Льготы действуют четыре года, поэтому если победить в восьмом классе, можно уже рассчитывать на поступление.

В этой статье — истории победителей и призеров из Тинькофф Поколения. Школьники занимались программированием и математикой и теперь рассказывают о своем опыте. Например, как подготовиться и не перегореть, что помогает справиться с волнением и какие цели они ставят дальше.

Тихон Евтеев, 11 класс Москва

2017, 2018: победитель Олимпиады Максвелла

2019: победитель Всероссийской олимпиады по физике

2021: победитель Всероссийской олимпиады по информатике, призер Всероссийской олимпиады по физике

Если бы мне нужно было «сдать и забыть», наверное, я бы доучивал в последний момент перед олимпиадой. Но мне нравится программировать, поэтому я занимаюсь этим каждый день

Три года побеждал по физике, а в десятом классе увлекся информатикой

Сначала я серьезно занимался физикой — с седьмого класса побеждал на олимпиадах, а в девятом классе стал победителем на Всеросе. В десятом классе переключился на информатику.

Мне кажется, подготовка к олимпиадам проходит примерно одинаково независимо от предмета. Уже понятно, что делать, и можно вот так переключиться, как получилось у меня. Ко Всеросу по физике в этом году я вообще не готовился — взял призера просто потому, что раньше много занимался.

Я заинтересовался информатикой в сентябре в десятом классе. Мой друг рассказал про бесплатные курсы по программированию в Тинькофф Поколении и помог подготовиться к отбору.

Зацепило, что низкоуровневые задачи решает компьютер, а мне достаются более сложные

В школе у меня была информатика с седьмого класса, мы писали простой код на Pascal. Тогда программирование было для меня больше инструментом, чтобы что-то нарисовать или посчитать.

В олимпиадном программировании другой подход: нужно не просто решить конкретную задачу, а написать оптимальное решение сразу для всех подзадач. При этом у нас есть ограничения по времени, за которое должна выполняться программа, и оперативной памяти — нельзя потратить больше определенного объема.

В олимпиадном программировании мне нравится, что любую задачу можно решить, если посидеть над ней больше времени. Это мотивирует даже после неудачи — прокачаешься и в конце концов решишь.

На олимпиадах я спокоен, поэтому результат бывает лучше, чем ожидаю

Иногда ребята, которые лучше меня пишут тренировочные контесты, из-за волнения хуже выступают в основном туре. У меня наоборот.

На каждой следующей олимпиаде чувствую себя увереннее, чем на предыдущей. Хотя на последнем Всеросе чуть было не запаниковал. Не мог решить задачу, пробовал по-разному, но ничего не получалось. В какой-то момент отложил ее и стал решать дальше. Когда понял, что в остальном все неплохо, вернулся и спокойно дорешал. Сейчас понимаю, что это было правильно. Думаю, если бы я продолжил биться над одной задачей, я не смог бы решить остальные. Еще в девятом классе, когда стал победителем Всероса по физике, понял, что двери большей части вузов страны для меня открыты. Сначала я думал, что буду учиться на ФКН ВШЭ, но в итоге решил пойти в МФТИ на ФПМИ.

Я не могу долго интересоваться одной сферой. Физика увлекала меня три или четыре года, а потом стало скучно. Надеюсь, с программированием получится чуть дольше. У меня есть ощущение, что много интересных проектов можно найти именно в программировании.

Рамиль Назмеев, 11 класс. Москва

2018, 2019: призер Всероссийской олимпиады по математике, победитель Всероссийской олимпиады по экономике

2021: призер Всероссийской олимпиады по математике, абсолютный победитель Всероссийской олимпиады по экономике

Нужно сообщество, похожее на тебя. Люди, которым интересно то же, что и тебе, будут тебя поддерживать

Сначала от тебя ничего не ждут, а после первой победы сразу больше ответственности

В пятом классе меня отдали в кружок по математике. Я много занимался, несколько раз съездил в Сириус, а потом еще экономикой увлекся. В восьмом классе я вышел на заключительный этап Всероса и стал призером по математике и победителем по экономике.

После первой победы меня уже узнавали, появилось больше ответственности. Дальше я ставил себе цель написать еще лучше или хотя бы на том же уровне, поэтому в следующем году волновался сильнее.

С восьмого класса я дважды повторил результат — в девятом и в одиннадцатом классе. В десятом классе Всерос отменили из-за пандемии, а так, может быть, получилось бы собрать больше дипломов.

В восьмом классе я очень много готовился, а в следующие годы устраивал себе интенсивы только перед финалом Всероса — весь месяц решал очень много задач, чтобы освежить знания. Не советую такой метод ребятам, у которых еще нет дипломов. Сначала действительно нужно много учиться весь год. Но если ты уже чувствуешь себя уверенно, лучше не перезаниматься, чтобы предмет не наскучил, а то будет неинтересно.

Смотрю лекции на Ютубе, потому что в школе нечасто рассказывают что-то интересное

У меня нет расписания, чтобы я, например, по пятницам занимался математикой, а по субботам — чем-то еще. Я делаю то, что мне интересно, — могу просто какой-то курс за завтраком смотреть.

Недавно изучил курс по линейной алгебре, потому что в школе у меня ее не было. Еще посмотрел лекции Роберта Сапольски по эволюции человека: как наследуются гены, про инстинкты и поведение в разных ситуациях. В школе редко рассказывают что-то настолько интересное, это большая удача, если попался такой учитель. А вот преподаватели известных университетов говорят про свой предмет с горящими глазами.

Я интересуюсь и другими вещами — играю на фортепиано и на гитаре, люблю петь. Хожу на бокс, он учит концентрироваться: если ты теряешь фокус или начнешь думать о чем-то другом, тебе просто прилетит по голове.

Читал учебники по экономике даже во время других уроков

Экономикой увлекся из-за старшего брата. Это он сначала стал победителем, тогда и мне захотелось. В седьмом классе брат дал мне большой и очень скучный учебник по макроэкономике. Помню, что начал его читать и просто уснул. Но потом за лето изучил много других книг и увлекся. В восьмом классе я читал экономику на других предметах, один раз меня даже выгнали с урока за это.

Формат олимпиады по экономике сложнее, чем по математике, потому что дается меньше времени. На математике решаешь пять часов, кто-то даже подремать успевает. А на экономике только три часа. Я всегда хотел занять первое место, так что, несмотря на спешку, очень старался все записывать аккуратно, чтобы не к чему было придраться, — и в этом году у меня получилось стать абсолютным победителем.

Сейчас экономика кажется мне слишком простой, поэтому в вузе я буду изучать программирование

Я выбирал между экономическими факультетами в Международном институте экономики и финансов и в Лондонском университете. Большинство экономистов-олимпиадников обычно между ними и выбирают.

Для выбора изучал учебные программы, разбирался, какие есть плюсы и минусы, и решил пообщаться с кем-то из выпускников. Мне кажется, что нормально вот так советоваться с более опытными ребятами. Обычно у людей есть желание помочь, если ты вежливо об этом просишь. Я написал выпускнице из МИЭФ, она сейчас живет в США. Мы созвонились, и она мне посоветовала, с кем еще можно пообщаться.

На одном из созвонов ребята подкинули идею, что необязательно идти на экономический. Вот программирование — это такой hard skill, который сложно за полтора года освоить самостоятельно. Но если есть сообщество, которое тем же самым занимается, будет легче. Классно изучать что-то вместе.В итоге я поступаю на факультет компьютерных наук в ВШЭ. Думаю, на ФКН будет много ребят, с которыми я в дальнейшем смогу работать, может быть, даже звать их в свои проекты. Это окружение умных и целеустремленных людей, которое дополнительно мотивирует тебя лучше учиться и достигать своих целей. Кроме того, это просто классные ребята, с которыми можно просто хорошо поболтать о жизни.

Дмитрий Дубровин, 11 класс. Москва

2021: победитель Всероссийской олимпиады по информатике

Олимпиады — волнительное событие, но я не замечал, чтобы волнение мешало мне. Либо получу диплом, либо нет, какой смысл переживать? Только ухудшит результат

С седьмого класса участвую в олимпиадах, и в одиннадцатом стал победителем

Я заинтересовался программированием в шестом классе. Мне попалась книга по C++, и стало интересно, что такое массивы, — начал читать и увлекся. Потом летом изучал Java. А с седьмого класса начал заниматься олимпиадным программированием.

Два года подряд, в седьмом и восьмом классе, становился победителем регионального этапа. В девятом классе прошел на финал Всероса, но ничего не выиграл. В десятом классе опять оказался в финале, но его отменили из-за пандемии. И вот в одиннадцатом классе стал победителем.

По физике и по математике я тоже участвовал во Всеросе, но до финала не доходил, был призером региональных этапов.

Мы проходим более продвинутые темы, с ними можно решить задачи на полный балл

В Тинькофф Поколении я занимаюсь с девятого класса. Я учился в самых сильных параллелях, А и А’. Задачи из A’ будут полезны на Всеросе, а в параллели A мы проходим более продвинутые темы, они на Всеросе редко встречаются. Но с этими знаниями можно решить последние, самые сложные задачи на полный балл.

Еще помогают подготовиться дистанционные туры — когда мы из дома пишем контест пять часов, как на самой олимпиаде, а потом на занятии его разбираем.

В течение учебного года у меня примерно одинаковая нагрузка по подготовке. А вот во время сборов перед Всеросом занимаемся интенсивнее.

Я не очень устаю от занятий, вот во время дистанционной учебы было сложнее. В свободное время играю на компьютере или что-то готовлю, торты пеку. Я начал готовить давно, в пятом классе, и мне понравилось. Лучше всего получаются чизкейки, угощаю ими близких и друзей.

У меня оставалось несколько дней, чтобы выбрать вуз

Я до последнего момента выбирал между ВШЭ и мехматом МГУ. В итоге выбрал ВШЭ. Учебную программу я не особенно сравнивал: не думаю, что в каком-то вузе мне смогут что-то новое рассказать по информатике. Для меня важнее именитость вуза и какие ребята туда идут — студенческое комьюнити.

Поступление по ЕГЭ я считал для себя невыполнимой задачей. Если бы не победа на Всеросе, я бы смотрел, куда могу поступить по результатам перечневых олимпиад.

Для победы на информатике важен уровень подготовки по математике

Мне кажется, для успехов в информатике надо решать математику хотя бы на уровне регионального этапа. В 8—9-м классах у меня была проблема с олимпиадной математикой. Вообще, за все время учебы я сменил пять школ, в 10—11-м классах учился в СУНЦ МГУ. Это были сильные школы, и в итоге я смог прокачать математику.

Темы по программированию на заключительных этапах несложные, их реально выучить просто за год занятий. Важнее научиться мыслить определенным образом.

Для учеников до восьмого класса включительно, если они пишут за свой класс без опережения, нет регионального и финального этапов Всероссийской олимпиады школьников. Но по результатам муниципального или окружного этапа ребят приглашают на финальный этап для юниоров:

  1. Олимпиаду им. Эйлера по математике.
  2. Олимпиаду им. Келдыша по информатике.
  3. Олимпиаду им. Максвелла по физике.

Тинькофф Поколение — курсы по олимпиадной математике, алгоритмам и машинному обучению для школьников. Занятия проходят онлайн, преподаватели — студенты ведущих вузов и разработчики Тинькофф. Чтобы стать участником Тинькофф Поколения, нужно сдать онлайн-экзамен и пройти техническое интервью. Набор ведется два раза в год: в декабре — январе и августе — сентябре.

0
2 комментария
Сергей Че

Маскофские истории послушать не хотите ли?

Ответить
Развернуть ветку
Крейг

Интересная статья да и проект тоже, жаль раньше не узнал

Ответить
Развернуть ветку
Читать все 2 комментария
null