Объезд есть, а штрафов нет: зачем 2ГИС запустил навигатор для грузовиков
В России немного грузовых навигаторов. Часть учитывает габариты и массу машины, часть — знают про запрет проезда на конкретных улицах. Совместить обе функции — задача непростая, но мы попробовали.
В конце августа мы включили грузовую навигацию в Москве и Московской области, а буквально на днях запустили её в Новосибирске, Перми, Челябинске и Курске. Пока готовимся к подключению других городов, я расскажу, что это и зачем мы это затеяли.
Зачем это 2ГИС
Грузовые машины часто ассоциируются с фурами. Но это не только они — сюда же относятся и небольшие 1,5-тонные машины с особыми характеристиками. Таких машин очень много: в каждом крупном городе — сотни, если не тысячи, супермаркетов у дома, растёт количество курьерских доставок и пунктов выдачи. Всё это обслуживают грузовые машины, водителям которых всё труднее соблюдать правила дорожного движения без адекватного навигатора. Нарушил ограничение — плати штраф, долго искал объезд — опоздал. А город и горожане получают враждебные для пешеходов улицы, где грузовики повсюду.
Немного теории
У грузовых автомобилей есть особые потребности в навигации, которые можно условно разделить на две части:
Физические ограничения
Машина не может проехать на конкретном участке дороги — из-за массы, нагрузки на ось, высоты, длины кузова и особого груза.Такие участки обычно отмечают запрещающими дорожными знаками.
Запреты на движение
Водители грузовиков должны избегать улиц и районов, где крупной технике ездить запрещено. В каждом городе такие запреты свои, но почти везде грузовики не пускают в центральные части городов. Цель таких ограничений — уменьшить шум, аварийность и пробки, и экологию поправить. В Москве для этого придумали грузовой каркас и составили список улиц, где грузовикам ездить разрешено.
В таком случае знаки ограничивают не просто участок дороги, а целую зону. Это может быть один квартал или целый район.
Эти ограничения не являются строгими — въезжать в зоны можно тем, кто в них живёт или работает. Но по ПДД выезжать или въезжать можно только через ближайший перекрёсток. Только как его вычислить водителю самостоятельно, в ПДД не говорится.
В России навигационного приложения с учётом всех местных требований ПДД для грузового транспорта пока нет. Мы не могли пройти мимо такой масштабной задачи и занялись её реализацией.
Как мы это сделали
После исследования и общения с водителями из разных городов России стало ясно, что их главная проблема — сориентироваться на городских улицах. На отдельных участках надо вписаться по массе и габаритам, а целые районы для грузового транспорта закрыты.
— Проблема навигации для грузового транспорта гораздо шире, чем принято о ней думать: она касается всех жителей городов, как водителей, так и пешеходов. Навигатор, который учитывает актуальные ограничения для грузового транспорта, может не только помочь водителям оптимизировать маршруты и экономить время, но и разгрузить городское движение. Правда, доступных и качественных решений на рынке пока не видно: надеемся, грузовой навигатор от 2ГИС восполнит этот пробел.
Конечно, можно всегда сориентироваться на месте, но куда лучше сразу построить весь маршрут и понять, сколько времени займёт вся поездка. Это поможет избежать и задержек доставки груза, и убережёт от штрафов, которые водители оплачивают чаще всего из своего кармана. Осознавая остроту проблемы, мы начали старт работ по грузовой навигации. Например, чтобы запустить грузовую навигацию в Москве:
- объехали 16 тысяч километров дорог;
- собрали 7905 грузовых знаков с помощью собственной технологии распознавания;
- перепроверили вручную все знаки и нашли даже такие, которых нет в ПДД (смотрите на фото), а заодно устранили все неточности;
- перекрыли в навигаторе 3423 километров дорог, по которым грузовикам ездить запрещено;
- доработали наши навигационные алгоритмы и интерфейс.
Что мы получили
Теперь наш поиск проезда умеет:
- учитывать разрешённую массу и габариты грузовиков, как этого требуют дорожные знаки в городах;
- строить маршруты с учётом запрещённых для грузовиков зон и улиц;
- вычислять кратчайшие пути проезда внутри запрещённых для грузовиков зон и находить тот самый ближайший перекресток.
Все эти функции доступны в бесплатной версии для пользователей — в приложении и на сайте 2gis.ru. Также грузовую навигацию можно быстро подключить для коммерческого использования — через наши API или данные 2ГИС.
Конечно, мы будем запускать грузовую навигацию и в других городах. Следующий этап — охватить все миллионники в России. Планируем публичный релиз в начале 2021 года. Плюс прямо сейчас работаем над сбором данных по федеральным трассам России.
Если вам нужен грузовой навигатор — попробуйте 2ГИС. И пишите фидбек, будем развивать сервис.
Все знают, что долгосрочно рубль теряет в цене. За последние 20 лет, в среднем, доллар рос на 6% в год. Но многие заметят, что девальвация происходит всплесками. 1998, 1999, 2014. А в среднем 6% 😉
Собираем новости, события и мнения о рынках, банках и реакциях компаний.
В статье решил разобрать проблему расчета себестоимости. Оказалось, что иногда при хорошем обороте прибыль может не расти, а выгодные товары приносить убытки. Расскажу на примере моего производства.
В гонке электромобилей китайский автопроизводитель Li Auto не теряет времени. Компания показала первые фото своего нового полностью электрического внедорожника i8, и это сразу привлекло внимание рынка: акции Li Auto в Гонконге подскочили на 13%, достигнув отметки 119,90 HKD ($15,42). Но что именно делает новый i8 таким важным для компании?
Рад за 2ГИС - один из интеллектуальных бизнесов, которые к тому же выросли за пределами двух столиц.
Новосибирск - третья столица. Siberia strong!
2гис молодцы! Надеюсь покупка Сбером критически не скажется. Очень переживаю.
Молодцы, с мая 2020 и для легковых пикапов подойдёт.
Коллеги, у нас в RoadAR есть более 40 тыс знаков (и сотни тысяч размеченных фото) для грузовиков с пониманием значений на знаке и с недавних пор технология очень точного их позиционирования. Думаю, можем быть друг другу полезны =) Если интересно - en@road.ly
Привет! Уже пишем :-)
Навигатору нужен сразу готовый фильтр "Газель не пройдёт!"
Стоял пару лет назад в Праге около вашего офиса и ощутил такую дикую гордость 'за свотх'