Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

В самой дорогой комплектации за 8 млн рублей.

После 2019 года Volvo собирается прекратить выпуск машин, оснащённых только двигателями внутреннего сгорания. Согласно плану компании, все выпускаемые автомобили будут оборудованы электромотором и производиться в одной из трёх версий:

  1. Полностью электрический автомобиль.
  2. «Мягкий» гибрид — электродвигатель помогает работе бензинового.
  3. Подключаемый гибрид — электромотор и бензиновый двигатель могут работать независимо, мощности каждого хватает для движения машины.

Новый XC90 T8 Twin Engine относится к последнему типу.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Единственное внешнее отличие между гибридным XC90 и обычным — наличие дополнительного круглого лючка. Он расположен на переднем левом крыле автомобиля и предназначен для зарядки машины.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Лючок бензобака находится на своём привычном месте.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

У меня на тест-драйве оказался внедорожник в самой дорогой комплектации Excellence. Это слово в названии автомобиля добавляет незначительные детали в экстерьере, например эмалированные вставки между дверьми.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Внутри наличие Excellence в названии заметнее. Во-первых, сзади установлено два отдельных кресла — у каждого индивидуальный подогрев, охлаждение, массаж, подсветка.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Есть складывающийся столик — почти как в бизнес-классе самолёта.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Есть холодильник для шампанского.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Хрустальные бокалы с обрезанной подставкой.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

И специальные держатели для них.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Есть подстаканник, который умеет подогревать и охлаждать напитки.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90
Пульт управления креслами и подстаканником
Пульт управления креслами и подстаканником

Стеклянная крыша.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Между багажным отсеком и салоном установлена перегородка для дополнительной шумоизоляции.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

В машине есть всё, что нужно для комфортной поездки на заднем ряде кресел.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90
Полноценная розетка в отделении между креслами
Полноценная розетка в отделении между креслами

А вот водителя и пассажира на переднем кресле удивить будет трудно: здесь стандартный и узнаваемый комфорт и минимализм Volvo. Форма руля, горизонтальный большой экран на центральной консоли, кнопки и переключатели — кажется, что все интерьеры собираются примерно из одного набора деталей.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90
Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90
Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90
Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Стандартными оказываются и проблемы, с которыми сталкиваешься в интерьерах Volvo: экрану на центральной консоли мешают выпирающие рамки, дисплей приборной панели недостаточно контрастный, особенно на ярком солнце, а кнопки и переключатели слишком маркие из-за глянцевого пластика.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90
Глянцевый пластик мгновенно притягивает пыль
Глянцевый пластик мгновенно притягивает пыль

Приятная мелочь для автомобиля за 8 млн рублей (стоимость гибридной версии в обычной комплектации — 5,5 млн рублей) — рычаг переключения передач сделан из того же хрусталя, что и бокалы.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90
Ночью изнутри светится белым
Ночью изнутри светится белым

Цвет подсветки салона можно настроить. Правда, речь идёт не о всём салоне, а о небольшом фонарике на потолке.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

В машине установлена звуковая система Bowers & Wilkins. Она, например, может воссоздать звучание в Концертном зале Гётеборга — города, в котором расположена штаб-квартира Volvo.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Гордятся.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Где заряжать гибрид

XC90 T8 Twin Engine относится к гибридам, которые принято называть подключаемыми. Это значит, что за движение автомобиля может отвечать как обычный бензиновый двигатель, так и электромотор, питающийся от литий-ионного аккумулятора.

Преимущество подключаемого гибрида в том, что у водителя появляется выбор между режимами поездки. Например, в городе можно перемещаться бесшумно и экологично, как на электрокаре, а в загородной поездке включить старомодный бензиновый двигатель, не переживая за отсутствие зарядных станций по дороге.

Вся эта сложная конструкция выливается в 2 тонны массы автомобиля, 407 лошадиных сил суммарной мощности и чуть больше 5 секунд разгона до 100 километров в час.

Я, конечно же, хотел передвигаться только за счёт электрической энергии. Однако для этого нужно было найти подходящее место для зарядки.

Сначала я решил воспользоваться зарядной станцией Мосэнерго, которая, судя по карте, расположена недалеко от нашего московского офиса. От этой идеи пришлось отказаться в первый же день тест-драйва.

Во-первых, инструкция по использованию станции, опубликованная на сайте Мосэнерго, оказалась весьма непростой: нужно прийти в центральный офис компании с паспортом и свидетельством о регистрации машины, заполнить анкету, получить карту «МОЭСК-EV», которая заработает в течение суток, и потом активировать её по специальному телефону.

Во-вторых, выяснилось, что та самая ближайшая станция установлена посередине тротуара на односторонней улице без места для парковки рядом.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Другие городские посты зарядки тоже мне не подошли. Большинство из них расположено в пределах Садового кольца в зоне парковки по 380 рублей в час. При этом на гибридные машины не распространяется льгота с бесплатной парковкой, на которую могут рассчитывать владельцы электрокаров. Так что одна зарядка машины вполне могла обойтись в пару тысяч рублей.

Спасло то, что гибридный XC90 подключается к обычной розетке, которую можно найти на многих подземных парковках. Поэтому в течение всего тест-драйва я заряжал машину в трёх местах: на парковке одного из ближайших к офису бизнес-центров и в торговых центрах «Авиапарк» и «Мегаполис».

Удобнее всего искать места для зарядки через приложение PlugShare (App Store, Google Play). С его помощью владельцы электрокаров и гибридов отмечают на картах обнаруженные станции и розетки, выкладывают их фотографии, рассказывают о том, как их найти, делятся впечатлениями от использования.

Впрочем, поиск подходящего места с розеткой внутри парковки тоже оказался квестом. Розетки установлены не у всех столбов и, разумеется, не у всех парковочных мест. Поэтому сначала я искал взглядом какой-нибудь намёк на провод, спускающийся по стене или столбу. Всматривался — ведёт ли он к розетке или к чему-то ещё (оказывается, чаще всего он ведёт к чему угодно, но только не к розетке).

Дальше предстояло найти свободное парковочное место поблизости, чтобы можно было дотянуться проводом до розетки. В одном из трёх случаев оказывалось, что розетка не работает, и тогда квест начинался снова.

Зарядка в «Авиапарке»
Зарядка в «Авиапарке»

Как заряжать гибрид

Поставить машину на зарядку просто: достать провод из багажника, один конец вставить в машину, другой — в розетку.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90
Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

После этого на контроллере начинают мигать две голубые лампочки — система в течение нескольких секунд проверяет параметры электросети. Если мигание сменяется непрерывным свечением, всё хорошо.

Две голубые лампочки — можно заряжаться
Две голубые лампочки — можно заряжаться

Первая же моя попытка оказалась неудачной — контроллеру по какой-то причине не понравилась розетка, и после непродолжительной проверки он быстро замигал жёлтым цветом. Пришлось припарковать машину у соседней розетки, у которой таких проблем не возникло.

На машине под лючком скрывается ещё один индикатор, он отображает статус зарядки. Если плавно мигает зелёным, процесс проходит успешно. Если просто горит — аккумулятор заряжен на 100%.

На приборной панели можно посмотреть предположительное время окончания зарядки.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Хотя гораздо удобнее следить за процессом удалённо, через приложение Volvo On Call. В моём случае для полной зарядки пустого аккумулятора XC90 от обычной розетки требовалось в среднем четыре часа.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Система защиты от воров на даёт вытащить провод даже из разблокированной машины. Нужно ещё раз нажать на кнопку открытия дверей на ключе, только тогда шнур зарядного устройства можно свободно отсоединять от разъёма на автомобиле.

Как ехать на гибриде

В гибриде XC90 предусмотрено три основных режима поездки. За их смену отвечает тот же переключатель, что и за полный привод, — рядом с рычагом переключения передач.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

В режиме Pure автомобиль передвигается за счёт электродвигателя и заряда аккумулятора. В Volvo этот режим называют полностью электрическим, что не совсем правда: машина всё равно прибегает к помощи двигателя внутреннего сгорания, который расходует около 2 литров на 100 километров.

При включении режима Pure машина опускает подвеску, чтобы улучшить динамические характеристики.

Полного заряда аккумулятора хватает на 40 километров. Смешной показатель в сравнении с запасом хода у современных электрокаров. Тем не менее этого достаточно для моего типичного режима перемещения «дом — работа — дом» в городе.

При желании можно зафиксировать заряд аккумулятора, чтобы машина не использовала его. Например, если зарядил аккумулятор за городом и хочешь переключиться на электрический двигатель после въезда в город.

С помощью функции Charge можно заряжать аккумулятор за счёт двигателя. В этом режиме расход топлива возрастает многократно, а автомобиль превращается в бензиновый электрогенератор
С помощью функции Charge можно заряжать аккумулятор за счёт двигателя. В этом режиме расход топлива возрастает многократно, а автомобиль превращается в бензиновый электрогенератор

Днём, пока я в офисе, машина заряжалась на парковке. Вечером дорога до дома длиной в 13 километров съедала чуть меньше половины заряда. Утром я возвращался обратно на парковку примерно с 10% заряда батареи и вновь подключал машину к сети.

Таким образом мне удалось всю рабочую неделю ездить почти как на электрокаре — бесшумно и экологично.

Однако если я добавлял в стандартный маршрут «работа — дом — работа» другую точку назначения, заряд заканчивался уже на середине пути. В таком случае машина автоматически переходила в режим Hybrid.

В этом режиме XC90 совмещает работу электрического и бензинового двигателей и постоянно переключается между ними в поездке. За разгон преимущественно отвечает электродвигатель, после которого в работу вступает бензиновый.

При торможении XC90 вырабатывает энергию, которая возвращается обратно в аккумулятор. При обычной езде этот процесс практически незаметен — при отпускании педали газа автомобиль едет накатом, постепенно снижая скорость.

Однако на рычаге переключения передач можно включить специальный режим усиленной рекуперации, он обозначен буквой B. С ним при отпускании педали газа автомобиль начинает заметно замедляться — совсем как Tesla. При спокойной езде без резких ускорений и торможений можно вовсе отказаться от использования педали тормоза.

За всем процессом взаимодействия разных компонентов приятно наблюдать на панели машины. Голубая окантовка индикатора работы двигателя обозначает электрическую энергию, жёлтая — бензиновую. Как только в работу включается аккумулятор, появляется изображение батарейки, когда заводится бензиновый двигатель — наполняется капелька.

Таким образом перемещение в городе с постоянными торможениями и ускорениями превращается в борьбу между иконками батарейки и капли на приборной панели.

Средний расход топлива в гибридном режиме при движении в городе с моим спокойным стилем вождения — не более 4 литров на 100 километров.

Третий режим Power объединяет работу бензинового и электрического двигателей — для максимальной мощности и ускорения. Правда, включать его совсем не хочется, всё-таки гибрид создан не для этого.

В XC90 во время движения доступны два основных помощника: удержание дистанции до впереди идущего автомобиля и Pilot Assist, который умеет подруливать, удерживая автомобиль в пределах полосы.

Управление всеми помощниками сосредоточено в одном месте, на левой стороне руля, поэтому довольно быстро привыкаешь к управлению вслепую.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Помощниками удобно пользоваться не только в загородных поездках, но и в городе. В медленно двигающейся пробке можно спокойно доверить управление автомобилем «умным» ассистентам, просто контролируя их работу.

Единственное неудобство заключается в том, что после полной остановки машины в пробке нужно активировать систему заново, прикоснувшись к педали газа. Впрочем, это понятное ограничение безопасности, обусловленное низкой степенью автономности «умных» ассистентов.

Компромисс в другую сторону

Гибридный XC90 похож на компромисс между неизбежным электрическим будущем и отсутствием инфраструктуры сегодня. Проще говоря, это два автомобиля в одном корпусе — маленький электрокар и большой бензиновый внедорожник.

Один может проехать небольшое расстояние на электрическом заряде. Другой спасает в тех ситуациях, когда поблизости нет ни одной розетки.

Больше бензиновый, чем электрический: тест-драйв гибридного Volvo XC90

Однако индикатор заряда батареи, приближающийся к нулю, доставлял мне больший дискомфорт, чем стрелка топлива в критической зоне — кажется, что везешь с собой севший электрокар. Даже с учётом того, что я мог без проблем продолжить поездку на бензиновом двигателе, в голове постоянно просчитывал варианты поиска ближайшего места для зарядки.

После недельного тест-драйва гибрида со всеми сложностями с поиском зарядки и маленьким аккумулятором, которого хватает всего на 40 километров, у меня не возникло желания написать, что до электрического будущего ещё слишком далеко.

Наоборот, хочется поменять пропорции в гибриде и сделать так, чтобы XC90 был большим электрокаром с маленьким бензиновым двигателем.

1818
12 комментариев

Комментарий недоступен

4
Ответить

Думаю, вопрос скорее в заботе об экологии, нежели экономии на топливе. Но это чуждо российскому менталитету.

5
Ответить

Дело не только в экономии, так же позволяет машине быть готовой к поездке, и не мёрзнуть или наоборот потеть в салоне, на первых минутах поездки. Ну и экологию влияет положительно, так как максимальный выброс при ускорение и работе на холостых.

Ответить

для природы был бы выгоднее обычный бензин, а лям, который ушел на электрику гибрида, отдать в какойнить фонд защиты природы )

3
Ответить

Комментарий недоступен

Ответить

А раньше приходилось первым делом после покупки менять рычаг кпп.

2
Ответить

"Третий режим Power объединяет работу бензинового и электрического двигателей — для максимальной мощности и ускорения. Правда, включать его совсем не хочется, всё-таки гибрид создан не для этого." - ЭТО БОЛЬШАЯ ОШИБКА. Для этого машина и создана!!

2
Ответить