Как сервисы самиздата обманывают графоманов

Среди начинающих авторов и писателей большой популярностью пользуются онлайн-сервисы самиздата. С их помощью можно создать макет своей книги и отправить его в дистрибуцию на крупные книжные онлайн-площадки. С первого взгляда звучит все заманчиво и очень привлекательно для авторов, которые могут не вступать в длительные переписки с обычными издательствами, предлагая им для публикации свои творения и получая череду отказов.

Если же изучить эту кухню хорошенько изнутри, то можно сделать вывод, что подобные самиздат-сервисы просто паразитируют на тщеславии графоманов и зачастую продают им ложные обещания, формирующие у их клиентов завышенные ожидания, которым на самом деле не судьба сбыться.

У автора этой колонки накопился достаточно неоднозначный опыт за пару лет сотрудничества с такими площадками. Хочу рассказать вам про два показательных кейса. Возможно кому-то, кто раздумывает над размещением своей книги в самиздате, мои истории окажутся полезными.

Немного предыстории

Весной 2020 я собрал свои посты из Фейсбука в сборник и подумал, что этот контент можно упаковать в книгу. Я не относился серьезно к плодам своего творчества, но решил, почему бы не попробовать дать рассказам новую жизнь с помощью самиздата. Для меня это было скорее проектом из любопытства: посмотреть как всё устроено, подержать в руках экземпляр своей книги и похвастаться перед друзьями.

Мой выбор пал на сервис Ridero. Я попросил иллюстратора сделать несколько картинок к моим скетчам и оформить обложку. В сервисе сверстал макет. Заплатил корректору за вычитку текста — без этого книга не может попасть для продажи в онлайн-магазины. И история началась…

Продвижение с туманными перспективами

Опубликовав свою первую книгу на площадке, я попал в цепкие лапы маркетологов. Их предложения о помощи с продвижением книги в мгновенье ока превратили меня из любопытствующего неофита в жаждущего фанфар и приближающейся славы автора. На этом моменте критическое мышление начинает отключаться, даже если ты сам отлично понимаешь, как работает маркетинг.

А он у таких сервисов выстроен очень агрессивно. После публикации тебе настойчиво предлагают дополнительные платные услуги, в частности рекламные пакеты для различных площадок. При этом в 90% случаев менеджеры не дают ответов на вопросы: какая конверсия, сколько примерно будет переходов с баннера и т.д.

Иногда после длительного общения они таки делятся какими-то показателями, при взгляде на которые с точки зрения маркетинга хочется плакать. Вот, например, переписка про продвижение книги с помощью рекламного баннера в мобильном приложении ЛитРес.

Как сервисы самиздата обманывают графоманов
Как сервисы самиздата обманывают графоманов

Через энное количество уговоров и писем мне прислали такие данные:

<p>570 рублей за переход с мобильного баннера — «отличная» цена! </p>

570 рублей за переход с мобильного баннера — «отличная» цена! 

Инфо для сравнения. На LiveLib можно заказать размещение баннера на главной странице с 70к показов за 10к рублей. Статистика, в том числе и CTR, видны в реальном времени. Правда узнал я об этой возможности гораздо позднее.

Как сервисы самиздата обманывают графоманов

Что еще интереснее, сама площадка LiveLib ассоциирована с ЛитРесом, но, видимо, нацелена уже на другой сегмент более опытных авторов.

Я прекрасно понимаю, что если продукт плох, то и продвигать его очень проблемно. Космических результатов от маркетинга книги и не ждал, но понятных и адекватных метрик, по которым возможно оценить примерный результат — вполне.

Кейс #1 «Бесплатная» озвучка от ЛитРес.Самиздата

После того как я опубликовал новую книгу на ЛитРесе, мне прилетело письмо с предложением подать заявку на бесплатное аудипроизводство произведения. Мол, если мою книгу выберут — то озвучка будет за счет сервиса. При этом сообщалось, функционала озвучания за деньги пока у платформы нет. Я радостно откликнулся — за спрос денег не берут.

Как сервисы самиздата обманывают графоманов

Чуть позже пришло уведомление о том, что книгу выбрали для бесплатного аудиопроизводства и надо чуть подождать — месяца три.

<p>Обещания, которым не суждено было сбыться</p>

Обещания, которым не суждено было сбыться

Менеджер уверила, что делать мне ничего больше не нужно. Когда книга будет озвучена, аудиоверсия появится на ее странице на ЛитРесе. Я с нетерпением принялся ждать обещанного.

Через три месяца аудиокнига на сайте не появилась. Я написал в поддержку вопрос, когда ждать озвучку. Оказалось всё совсем не так как обещал сервис:

Менеджер Камиль предлагает озвучку моей книги роботом
Менеджер Камиль предлагает озвучку моей книги роботом

После трех месяцев мне предложили озвучку роботом, которая еще к тому же, будет сделана через неопределенное время. Естественно, я отказался от такого предложения:

Как сервисы самиздата обманывают графоманов

И вот он апофеоз всего мероприятия с бесплатным аудиопроизводством от ЛитРеса:

Как сервисы самиздата обманывают графоманов

И далее:

Гении маркетинга
Гении маркетинга

That's all folks!

Кейс #2 Офлайн-дистрибуция от Ridero

Ridero — еще один популярный самиздат сервис — конкурент ЛитРеса. Кстати, небольшой лайфхак — можно опубликовать книгу с неисключительной лицензией на каждом из самиздатовских сервисов. Площадки для дистрибуции у них на 90 % пересекаются, но c некоторыми магазинами или маркетплейсами эксклюзивно сотрудничает только какая-то одна платформа. Так вы получаете более широкий охват на разных книжных площадках.

После публикации книги я решил заказать услугу офлайн-дистрибуции книги. Вот что пишут в предложении на сайте Ridero.

<p>Дьявол в деталях — обратите внимание на это «и/или» </p>

Дьявол в деталях — обратите внимание на это «и/или»

Через полтора месяца получил письмо от сервиса, в котором говорилось, что Читай-город заказал 15 экземпляров книги, для того чтобы продавать в офлайн-магазинах сети.

Как сервисы самиздата обманывают графоманов

Еще через полтора месяца я увидел, что на сайте книжной сети в продаже появилась наконец-то появилась «Вакаресасея». Никаких ссылок или указаний на офлайн-магазины, в которых продавались бы экземпляры, на странице книги не было. Написал вопрос в поддержку, и вот какой обтекаемый ответ получил, следите за руками:

Как сервисы самиздата обманывают графоманов

«Мы не виноваты», — как бы говорит менеджер поддержки Ridero, это всё Читай-город. Сходите к ним в терминал, ну, и вообще, внимательнее вычитывайте все условия, прописанные в договорах.

Действительно в договоре оферты есть такой пункт под номером восемь:

Вуаля!
Вуаля!

Я написал в службу поддержки с просьбой прояснить все-таки детали. И вот какой ответ получил:

Как сервисы самиздата обманывают графоманов

Типа, мы исправились, а вы недопоняли. Небольшая шероховатость — с кем не бывает.

Послесловие

Работа самиздат-платформ основана на эксплуатации тщеславия начинающих и неизвестных авторов. На старте обещания выглядят манящими — вы можете почти за даром создать свою книгу, напечатать пробный тираж, подержать экземпляр в руках и рассказать об этом в соцсетях. И, действительно, все это можно сделать с помощью подобных сервисов. На этом, правда, фактически их реальная польза и заканчивается.

Затем начинается просто продажа сопутствующих услуг и допников, которые как и везде, генерируют основную долю прибыли и продаж. Прямого обмана тут, конечно, нет. Платформы используют давно проверенные способы типа «читайте договоры мелким шрифтом», обтекаемые формулировки в рекламных call-to action, замалчивание подробных условий оказания услуг.

Впрочем, ничего нового!

Как сервисы самиздата обманывают графоманов

В определенной степени самиздат-сервисы могут быть полезны начинающим авторам. Можно немного подсмотреть, как устроено книгоиздание изнутри. Понять основные процессы работы над созданием и дистрибуцией книги. Быстро получить какой-то осязаемый продукт. Использовать такие платформы в качестве инструмента для этих целей вполне разумно.

Рассчитывать же на какие-то массовые продажи, выходы в топы книжных рейтингов или на появление тиража на полках офлайн-книжных, даже если всё это будут вам обещать самиздат-сервисы, не приходится. Для больших целей и результатов ищите другие пути.

7070 показов
2.3K2.3K открытий
33 комментария

Книги на ридеро и литрес.самиздат не проходят практически никакой модерации, в 99% это и впрямь графомания. Людей, готовых платить деньги за такие книги, очень мало. То есть читать то возможно кто-то и готов, но вот покупать не будут. Так что, да, эти сервисы зарабатывают на авторах, а не на читателях. Если очень хочется издаваться, опен-коллы проходят регулярно, куда-то можно и пробиться. Но денег в писательстве нет, за редким-редким исключением.

Ответить

Да, у меня нет иллюзий про деньги в писательстве. А что такое опен-коллы? )

Ответить

так, стоп, а за что тогда литрес берет комиссию в 75%? я думал она обусловлена тем, что на эти деньги он продвигает книги, а выходит, что просто за использование пары мегабайт дискового пространства?

Ответить

Берёт 75% по той причине, что если будет брать больше - графоман начнёт что-то подозревать.

Ответить

вы имеете в виду с продаж? ну вот за это всё =)

Ответить

Тут всё логично, по-моему. Ждать от самиздата огромных заработков и славы - да ну. В их маркетинг лично я попросту не верю и никогда ничем не пользовался (хотя книги издавал). Тут, скорее, именно для себя...

А насчёт "в писательстве денег нет" - ну не знаю. Полки ломятся от книг, всё такое пёстрое (кризис бумаги, краски - ага-ага). Просто литература сильно сместила векторы, стала чем-то типа доп рекламы для недопсихологов, тик-ток див и т.д. Идём от обратного, к сожалению. Но не всегда, конечно.

Ответить

полки ломятся от книг, но гонорар у начинающего автора не больше 10 процентов от отпускной цены издательства, она сильно меньше выходной - той что в магазине. При тираже в 2-3 тысячи книг можно заработать целых сто тысяч) есть, конечно, коммерчески успешные авторы, но мало их у нас

Ответить