{"id":14293,"url":"\/distributions\/14293\/click?bit=1&hash=05c87a3ce0b7c4063dd46190317b7d4a16bc23b8ced3bfac605d44f253650a0f","title":"\u0421\u043e\u0437\u0434\u0430\u0442\u044c \u043d\u043e\u0432\u044b\u0439 \u0441\u0435\u0440\u0432\u0438\u0441 \u043d\u0435 \u043f\u043e\u0442\u0440\u0430\u0442\u0438\u0432 \u043d\u0438 \u043a\u043e\u043f\u0435\u0439\u043a\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

О чем молчит бухгалтер

что вы должны были знать, но забыли спросить, а сам бухгалтер никогда об этом не расскажет

Тема выбора своего бухгалтера сложна и неоднозначна, как любой выбор. Никто не скажет вам, как выбрать бухгалтера, чтобы точно об этом не пожалеть. И я не скажу. Но я поделюсь с вами информацией, которая не выходит за пределы бухгалтерии и почти никогда не доносится до клиента.

Это очевидные вещи, которые люди предпочитают не замечать. Или недооценивают их влияние — например, нам кажется, что доверяя какому-то профессионалу, мы получим максимально качественную услугу. И неважно, сколько мы за это заплатили: дорого или нет.

Я часто слышу мнение: все, кто рассказывают о том, что нельзя найти хорошего дешевого бухгалтера, просто набивают себе цену. Это неверное утверждение, но не из-за того, о чем вы сейчас подумали. А потому, что в реальном мире качество и цена часто вообще никак не связаны.

Почему нельзя получить качество за деньги

Бухгалтерия — это услуга. Давайте для наглядности посмотрим на медицинские услуги, с ними можно провести прекрасные аналогии.

Многие думают, что уж если ты пошел в частную клинику и заплатил денег, то тебе точно окажут качественную услугу. Намного качественнее, чем в районной поликлинике по ОМС. А на деле все зависит от врача: попадется хороший врач — ты здоров, бодр и весел, независимо от потраченной суммы. И наоборот.

В частной клинике нам улыбаются, предлагают тапочки и кофе. В районной мы чувствуем себя назойливой мухой, отвлекающей людей от работы. Совсем другие ощущения. Но суть не меняется: все зависит от врача, к которому вы попадете. Потому что если дать денег плохому врачу, хорошим он не станет.

И это основная мысль, которая понемногу начала доходить до населения: люди начали искать не клинику, а врача. С бухгалтерами все точно так же: каждый бухгалтер выбирает свой формат работы. Кто-то уходит в аутсорсинг, кто-то работает исключительно в штате, кому-то по душе фриланс. Человек делает выбор в силу своих причин, и формат работы, а соответственно и ценник, часто никак не связан с качеством услуги.

Подводные камни разных типов бухгалтерии

У нас на рынке существует несколько вариантов бухгалтерского обслуживания. Посмотрим на них с изнанки.

1. Автоматизированные сервисы

Любимый вариант начинающих предпринимателей, условно-бесплатный — это в нем и привлекает. Предприниматель открывает счет, подписывается на сервис банка, а там есть бесплатная бухгалтерия — отлично!

Но раз уж мы проводим аналогию с медициной, это как лечиться по интернету. Все симптомы красочно описаны, но вы сами принимаете решение, какую таблетку съесть, и самостоятельно разбираетесь с последствиями.

Сервисы банков — это автоматизированная система, которая изначально не про бухгалтерию. Но даже если в ней есть прикрученный модуль, бухгалтером в этом случае выступаете вы: сами себя обучаете, сами сдаете отчетность и сами несете ответственность.

Кстати, про ответственность. Не забываем, что ответственность за ведение бухгалтерского и налогового учета, за отчетность и уплату налогов лежит на руководителе предприятия. То есть, если сервис налажал, накажут вас. Никто не будет слушать, что вы доверились программе, и она вам неправильно посчитала.

Это касается вообще всех. Даже тех, кто уже вырос, заимел хорошие обороты и решил, что теперь ему нужен…

2. Штатный бухгалтер

Есть такой момент: когда мы видим бухгалтера напротив, значит, он хорошо работает. Он же здесь, под присмотром, я ему поручения даю, что-то спрашиваю. Тут я полностью согласна: сидящий рядом бухгалтер — это очень комфортная история. Что может пойти не так?

Некоторые предприниматели берут бухгалтера на работу не по уровню квалификации, а потому что она знакомая знакомой маминой подруги. Тетя Зина, классная тётка — давай-ка возьмем ее на работу. Тетя Зина может быть реально классной теткой и если повезет, то и хорошим бухгалтером. Но второе бывает редко.

Другие идут немного дальше и выбирают бухгалтера по резюме. Шепну вам по секрету: хороший бухгалтер резюме писать не умеет, оно ему не требуется.

Ладно, в общем взяли мы бухгалтера себе в штат, посадили за соседний стол, чтобы он работал под нашим чутким руководством. Вариант классный, но нанимая бухгалтера в штат, вы фактически берете себе зависимого человека. Его основной доход зависит от вас. Что он будет делать? Правильно, не создавать вам проблем.

Все, что ему нужно — получать свою заработную плату и лишний раз не трепать нервы. Желание сделать из вашей бухгалтерии конфетку закончится примерно на третьем месяце, когда бухгалтер поймет, что он сталкивается с вашим сопротивлением. Это выглядит как нежелание руководителя взять на себя часть функций: пнуть менеджера, чтобы он забрал документы, заплатить налоги по факту, а не по минималке, не делать рискованные вещи.

То есть примерно три месяца бухгалтер будет пытаться причинить вам добро, а потом поймет, что это очень нервозатратно и никак не отражается на его зарплате. Мало того, излишний энтузиазм грозит ему увольнением — так что он будет просто молча делать то, о чем вы его просите. И о качестве учета можно забыть.

Вторая неприятная штука состоит в том, что, покупая бухгалтера в штат, вы должны обеспечить его сервисами для работы. Бухгалтерская программа, ЭДО, справочно-правовые системы — он должен все это изучать, постоянно углубляться, чтобы предлагать вам что-то более современное.

У штатных бухгалтеров часто нет личной заинтересованности в обучении. Зачем ему учиться, если зарплата от этого не меняется? А сам предприниматель обычно не готов вкладываться в обучение своего бухгалтера. Я работаю на рынке аутсорса и часто нанимаю бухгалтеров, поэтому вот вам мой опыт: если бухгалтер просидел на одном месте больше пяти лет, он делает все по старинке, как было в момент, когда он туда пришёл.

Я искренне восхищаюсь предпринимателями, которые готовы вкладываться в обучение, проводить аттестацию бухгалтера, контролировать его развитие, отправлять на конференции, чтобы он там выступал. Но это скорее уровень корпораций, не малого и среднего бизнеса. В МСБ все сурово: интернет в помощь и работай, как хочешь, главное, чтобы налогов платить поменьше.

Что у нас в итоге: между требованиями законодательства и собственника, бухгалтер выбирает собственника, ибо тот платит ему зарплату. А что будет потом? Найдет другого работодателя, а этот пусть сам расхлебывает.

3. Фрилансер

Зачем человек идет во фриланс? За деньгами и свободным графиком. В отличие от штатника, у фрилансера размер дохода зависит от его трудолюбия. И начальников над ним нет — это тоже важно.

Бухгалтер-фрилансер вам не подчиняется, он ваш партнер. И вы у него не единственный, поэтому он будет уделять вам минимум времени. Фрилансерам у нас платят меньше, чем штатникам, так что они вынуждены набирать клиентов, в которых иногда тонут.

Бывают фрилансеры-подработчики, у которых есть основная работа, а вас они берут на вечер. У этих все зависит от загруженности на основной работе — если там аврал, на вас просто забьют. Или мама в декрете, у которой заболел ребенок — кем она будет заниматься, ребенком или вами?

Главное свойство бухгалтера-фрилансера — он работает на себя, а не на вас. Через эту призму он смотрит на выбор сервисов, на выбор клиентов и даже на те советы, которые он дает. Будет ли он делать что-то дополнительно, зависит от того, насколько вы для него важный клиент.

Если вы платите мало, не рассчитывайте вообще ни на что, кроме отчетности. Если же у вас несколько компаний, которые он ведет, и ваша оплата составляет значительную часть его дохода, то он будет прогибаться, делать больше, чем входит в тариф. И это потом скажется, особенно, если вы попытаетесь навесить на него лишнее: кадровый учет или юриспруденцию. Партнерские отношения хороши только когда они взаимовыгодны.

Разумеется, всегда есть исключения. Я сейчас говорю о том, с чем сталкиваюсь, когда забираю клиентов после фриланса. Например с тем, что учет велся только для отчетности. С тем, что бухгалтер вообще никак не был вовлечен в бизнес клиента и не проводил оценку рисков.

Если вы не предоставили документы, это ваша проблема, вам даже не скажут об этом, соберут отчетность из того, что есть. Главное, чтобы быстро, и у налоговой не было вопросов по формальным критериям. Но как только налоговая что-то запросила и пошла копать вглубь, то фрилансеры обычно исчезают — потому что вглубь там копать нельзя. Имейте в виду, что в случае любых сложностей, от вас без проблем откажутся — делайте, что хотите.

4. Аутсорсинговое агентство

Я еще не всех обругала? Тогда продолжу. Аутсорсинг — это лотерея, где цена и результат почти не связаны. Смотрите: нанимая бухгалтера в штат или выбирая фрилансера, вы имеете дело с человеком, который будет на вас работать. Обращаясь в аутсорсинговое агентство, вы общаетесь с руководителем, который обычно вообще не про бухгалтерию, а про маркетинг и продажи.

Классный харизматичный человек хорошо вам все рассказал — у него прекрасно развиты софтскиллы. Потому что он занимался именно ими, а не хардскиллами, прокачивать навык бухгалтерского учета ему было некогда.

Приходя в аутсорс, вы покупаете руководителя компании. Чаще всего этот человек умеет руководить компанией и делать бизнес, но есть и те, кто концентрируется на ремесле. В чем отличие?

Бизнес концентрируется на прибыли, то есть как клиент вы должны быть выгодны для этого бизнеса. В аутсорсинге, ориентированном на бизнес, бухгалтер, обслуживающий вашу компанию, получает до 40%, а лучше 30%. 60-70% остается собственнику. Иногда он вкладывает эту сумму в развитие, в обучение персонала, в покупку сервисов и автоматизацию бухгалтерии. Но в первую очередь он вкладывается в маркетинг.

Если бухгалтеры сидят на проценте, собственник говорит: вот у тебя клиенты, ты получаешь 40% от суммы и несешь полную ответственность. Моя задача привлекать клиентов, твоя задача обслуживать. Получается некий агрегатор фрилансеров под вывеской аутсорсинга, но вы об этом никогда не узнаете.

Второй тип аутсорсинга — это про ремесло, когда высокие стандарты обслуживания, вникание в бизнес клиентов, индивидуальный подход. В таких компаниях очень заморачиваются с обучением и автоматизацией, и… не развиваются. Компания существует на минимальной доходности и при длительной работе собственник выгорает.

Тогда он либо закрывает бизнес, либо переходит в категорию бутикового. Да, есть такой термин — бутиковое бухгалтерское агентство. Это когда вы действительно работаете как ремесленник, постоянно повышаете качество своих услуг, но и цена у вас выше рыночной. В этом случае ремесло с высоким качеством может выжить.

Это совершенно не массовая история: либо это какая-то ниша, либо клиенты с длинной историей взаимодействия с аутсорсинговой компанией, которые платят не столько за отчетность, сколько за порядок в бизнесе, за безопасность и возможность подключения в решении сложных ситуаций.

Получается партнерство, где сочетаются лучшие черты штатного бухгалтера и аутсорсинга. Где клиент платит именно за то, что бухгалтер всегда на страже его интересов, и это очень ценно. Почти как найти правильного врача.

Хорошая бухгалтерия — это некомфортно

Начнем с того, что такое хорошая бухгалтерия. Об этом мало кто задумывается, ибо бухгалтерия — расходная статья бюджета. Это не продажник, который чем больше продал, тем больше получил. Здесь связь не видна.

Бухгалтерия всегда про защиту, она оберегает вас от налоговых претензий и других неприятностей, а это чувствуется только по мере их прихода. Когда вы осознаете, что из-за корявой отчетности можете в одночасье потерять свой бизнес.

Бухгалтерия еще и про порядок. Если я начну рассказывать, как много денег люди теряют / не зарабатывают из-за обычного бардака, вы поседеете. Бухгалтерия оценивает ваши налоговые риски, предупреждает и даже оттаскивает за уши от опасных ситуаций.

Стоит ли оно того?

Опыт, квалификация, готовность постоянно учиться — это еще не все. Настоящий бухгалтер будет некомфортен для собственника. Хорошая бухгалтерия — это вообще очень некомфортная история.

В реальной жизни каждый квартал или минимум раз в год перед закрытием годовой отчетности бухгалтерия будет выносить мозг, чтобы собрать все документы. Они вас замучают требованиями с кем-то связаться, что-то дослать, потому что у них не сходится. Они знают, что здесь точно чего-то не хватает.

Если бухгалтерия не выносит вам мозг в конце года, у меня большой вопрос. Либо вы идеальный клиент, который предоставляет все вовремя, и вы не существуете. Либо на вас просто забили, потому что и так сойдет.

Я прекрасно понимаю, что думать об этом неудобно для клиентов, ведь хочется передать дела, дать денег и забыть. Вы передаете, вы забываете, но ровно до начала налоговой проверки. Тогда вы мигом все вспоминаете, но уже поздно, исправить ничего нельзя.

Действительно хорошая бухгалтерия требует многого и от бухгалтера и от собственника. Не получится отдать ее на откуп и полностью отстраниться. И тут все равно, как именно вы работаете: с фрилансером, штатным бухгалтером или аутсорсинговым агентством. От вас потребуются не только деньги, но и время, нервы и усилия.

Стоит ли оно того? Русский авось еще никто не отменял — у некоторых прокатывает. Я знаю предпринимателей, которые всю жизнь что-то мутят, меняют ОООшки по мере загаживания, и ничего — живут. Но нормальное развитие и рост, на мой взгляд, невозможны без порядка. А значит, надо искать своего бухгалтера, с которым вы будете стоять плечом к плечу на страже интересов бизнеса.

0
16 комментариев
Написать комментарий...
Максим

Бухгалтеров должны заменить нейросети. В какой конторе не работал, в каждой огромный штат бухгалтеров.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Солнечная
Автор

И предпринимателей желательно тоже заменить нейросетями. Такое облегчение наступит с контролем у налоговой тогда 😂

Ответить
Развернуть ветку
Knowledge is power

"Бухгалтеров должны заменить нейросети"

Ага. Вот ещё один такой же умник. "Нанял" валютны роботов..
https://vc.ru/money/1167666-keys-investiciy-v-valyutnye-roboty-kak-ya-slil-52-za-9-mes
Ох уж эти мамкины бызнэсмэны..

Ответить
Развернуть ветку
Максим

При чем тут валютные роботы?

Ответить
Развернуть ветку
Knowledge is power

Какие всё же вы тупенькие, мамкины ынвэсторы..

Что в вашем случае: "
Максим
вчера
Бухгалтеров должны заменить нейросети",
что в случае с валютными роботами - люди пытаются переложить работу на интернет.
И в первом случае, и во втором - получается хрень полная.

Так хоть понятно, недоросль?

Ответить
Развернуть ветку
Максим

Ты просто передëргиваешь вот и всё. Ты приводишь не корректный пример который не уместен. Также ты переходишь на личности, а на личности переходят когда по сути сказать нечего.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Barinov

Да ну, мне кажется быть бухгалтером еще опаснее, чем юристом, для тебя всегда найдут местечко за #

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Главным да, а просто бухгалтер считает там зарплату или делает накладные за зарплату.

Тут дело прикол: ответственность у главного большая, просто как свой бизнес, а зарплата ограничена. И зачем? Не лучше свой открыть?

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Солнечная
Автор

К субсидиарной ответственности привлечь могут любого, кого сочтут оказывающим влияние на управление бизнесом. Для этого можно даже в штате компании не числиться и быть просто хорошим другом собственника. Дальше вопрос чьи юристы аргументированнее доказывают в суде свою точку зрения.

Ответить
Развернуть ветку
Gre Li

Субсидиарная ответственность — отдельная тема. Её ещё доказать надо, это сложно, не то, что автоматом делается, и явно не про рядовых сотрудников.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Солнечная
Автор

Свой бизнес открыть какого рода? По бухгалтерии?

Ответить
Развернуть ветку
Anton Barinov

Почему именно по бухгалтерии, тут имелось в виду, что человек знаком с цифрами и может легко открыть свой успешный бизнес!

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Солнечная
Автор

Это далеко не всегда справедливо. Даже бухгалтерский аусорсинг может открыть не каждый бухгалтер. Хороший бухгалтер не равно хороший предприниматель.

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Солнечная
Автор

Бывает так, что бизнес взлетает у тех, кто совсем не понимает в цифрах и не знает, что математически это невозможно. И делает невозможное. А человек, основывающий свои решения на цифрах вряд ли совершит такой рискованный шаг, но отлично справится с наведением порядка в устойчиво работающем бизнесе.

Ответить
Развернуть ветку
Тимур Чумаков

так и в чём отсутствие комфорта в хорошей бухгалтерии?

Ответить
Развернуть ветку
Любовь Солнечная
Автор

В том, что вы участвуете в процессе и контролируете результат.

Ответить
Развернуть ветку
13 комментариев
Раскрывать всегда