Стартап Terminal Solutions: Как заменить людей на роботов и что из этого выйдет

Артем Субботин рассказал нам немного о своем проекте Terminal Solutions, внедряющем терминальные решения для продажи сим-карт сотовых операторов.

***


Ольга Зеленая: Расскажите немного о себе, какой у вас бэкграунд? 

Артем Субботин: Родился и вырос в городе Воткинске, это такой бывший секретный городок, без телефонных справочников и с утренними маршами заводчан в сторону проходных. После школы переехал в город Ижевск, это столица Удмуртии. И поступил на заочное обучение в город Нижнекамск, что находится в Республике Татарстан, где учился на психолога.

До 20 лет работал в разных компаниях, начиная от продавца сотовых телефонов и заканчивая специалистом по делам молодежи в администрации города. После 20 лет устал просыпаться в 8 утра и приходить к 20:00 домой... решил сделать небольшой таймаут и подумать, чем мне будет интересно заниматься.

[caption id="" align="aligncenter" width="604"] Артем Субботин[/caption]

В итоге, вначале открыл бизнес по загрузке мелодий, потом сеть мастерских по ремонту телефонов, дальше запустил сеть из 25 монобрендовых салонов «Билайн» и около 100 БТС (это монобрендовая стойка вместе с промоутером). Конечно, параллельно я открывал еще бизнесы, например: SOFTBG, AMBIENT LOUNGE Russia, Твой Мульт, Доска желаний, и еще несколько проектов.

ОЗ: Это все круто, но как появилась вообще идея терминалов по продаже сим-карт? Кажется, она витает в воздухе, но на практике никак не воплотится.

АС: Как только вся эта махина с салонами и стойками выросла во что-то огромное и неуправляемое, у нас начались постоянные проблемы с персоналом, которого было больше 100 человек. Они постоянно увольнялись, приходили новые, мы их обучали, они опять увольнялись - это были круги ада.

И в один прекрасный момент, возвращаясь с объезда многочисленных точек и устав от постоянных вопросов "а когда у нас корпоратив/зарплата/отпуск/я хочу взять отгул" и т.д, и т.п - в сердцах сказал своему партнеру: «Вот бы всех их заменить на роботов...». Сказал и забыл. Но уже через несколько дней эта идея не только не улетучилась из моей головы, а начала не давать мне спокойно спать.

Я позвонил своему другу Александру Масленникову и спросил, реально ли сделать такой аппарат, который бы мог продавать сим-карты без участия человека. На, что был поучен ответ «конечно!». Так и начался наш стартап..

ОЗ: Насколько терминал дешевле/удобнее человеческих трудозатрат?

АС:  Дело в том, что сотней терминалов может управлять только один человек. Все подключение автоматизированно на 99% - т.к последнее слово всегда за оператором терминалов. Данные, полученные со всех терминалов, проверяет человек - именно за ним последнее слово определения схожести подключаемого лица и паспорта, которым он воспользовался. Т.к на данный момент нет технологий, которые могут с точностью до 100% определить схожесть лица и фотографии 10 летней давности. Поэтому дешевле содержать 100 терминалов, чем 100 человек, которые, как назло, постоянно хотят в отпуск и кушать... lol



ОЗ: Как долго вы шли от идеи к реализации? Сколько примерно денег было потрачено? 

АС: Что касается инвестиций, у нас есть такой текст из заявки на конкурс стартапов:

Затраты: 5,5 млн. рублей собственных средств и средств бизнес-ангела;

Требуемый объем инвестиций: 40-50 млн. рублей на развертывание собственного производства, маркетинг, масштабирование продаж.

Всерьез идеей создания симкомата мы занялись в конце 2011 года. Закупили комплектующие, создали первую версию программного обеспечения и повезли аппарат на VendExpo - 2012. За три дня выставки через автомат было выдано 500 сим-карт, и собрано порядка 400 визиток потенциальных покупателей. В 2012 году я зарегистрировал компанию, нанял команду профессиональных разработчиков, заключил договор о производстве автоматов с китайским подрядчиком. В симкомат было вложено еще 4 млн: 1 млн. - собственные средства, 3 млн.  - деньги бизнес-ангела (10% компании).
Производство одного симкомата обходится примерно в 90-95 тыс. рублей, рыночная стоимость - 150 тыс для розничного и порядка 100 тыс для оптового заказа. Существенно снизить стоимость автомата помогли собственные разработки: сканер для паспорта, способный отсканировать сразу целый разворот и определить валидность документа, диспенсер для ручек и сим-карт, а также сканер для договора, который может различить подпись покупателя.

Главным источником прибыли для «Терминальных решений» станут не продажи «железа», а ежегодные абонентские платежи за обслуживание и обновление программного обеспечения (9600 рублей в год). На окупаемость проект может выйти за год.

ОЗ: Вы защитились патентом? Опасаетесь конкурентов?

АС: Да, мы долго воевали за наш патент, т.к. в России, как и в США, есть большое количество «патентных троллей» - но, у нас это пенсионеры, патентующие сотовые телефоны, велосипедные колеса и т.д. Но сейчас, я надеюсь, мы закрыли вопрос с патентом.

ОЗ: Ваши автоматы уже где-то стоят?

АС: Официально продажи стартуют только в марте месяце, поэтому на данный момент мы отгрузили только два терминала в Москву и Нижний Новгород. Мы еще не завершили тестовую эксплуатацию наших терминалов, что бы выявить основные трудности у людей при взаимодействии с ними. Но, я думаю, что таких сложностей не возникнет.

Один из терминалов стоял в городе Воткинске еще в конце 2011 года в качестве теста: результат - это более 40 (законченных) подключений за 9-10 дней работы, еще было около 100 попыток «поиграть» с терминалом - у меня кстати, есть неплохая подборка фото


ОЗ: В письме к нам вы упомянули предложения "Вымпелкома", "Мегафона", "Аквафон" и др - что за предложения? Если можно, немного подробнее. И о планах - куда дальше?

АС: За последнее время наша разработка вызвала большой интерес среди операторов сотовой связи (это же шанс избавиться от дилеров, которым необходимо платить). Изначально, я подготавливал бизнес-кейс с нашим терминалом для компании «Вымпелком», чтобы презентовать его на встрече дилеров в Доминикане в 2010 году (тогда еще директором была Елена Шматова). Но там его получилось показать только менеджерам, которые одобрительно покивали, похлопали меня по плечу и пошли дальше пить ром и курить сигары...

А сейчас операторы сами звонят и приезжают, чтобы познакомиться с нашей разработкой. В марте нас очень просят приехать на встречу с СЕО белорусского оператора Life, думаю, что после выставки ВЕНДЭКСПО поедем к ним. Очень много людей приезжает к нам в Ижевск, в среднем 1-2 визита в неделю.



Один из первых терминалов мы отправили в компанию Билайн в городе Нижний Новгород, скоро он прибудет к ним. Волнуемся.

ОЗ: Круто, спасибо за ответы и удачи!

***


P.S. Еще больше информации о проекте и его создателе - в блоге Артема Субботина.