[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Дмитрий Кошельник", "author_type": "self", "tags": ["\u0438\u0441\u0442\u043e\u0440\u0438\u044f_\u043a\u043e\u043c\u043f\u0430\u043d\u0438\u0438","\u0440\u043e\u0441\u0441\u0438\u0439\u0441\u043a\u0438\u0439_\u043f\u0440\u0435\u0434\u043f\u0440\u0438\u043d\u0438\u043c\u0430\u0442\u0435\u043b\u044c","\u043a\u0430\u043a\u044d\u0442\u043e\u0431\u044b\u043b\u043e"], "comments": 19, "likes": 15, "favorites": 16, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "14950" }
Дмитрий Кошельник
5 876

Дореволюционные «Киндер Сюрпризы»: как развивал свою кондитерскую империю Алексей Абрикосов

Обозреватель vc.ru изучил биографию крупного дореволюционного фабриканта Алексея Абрикосова, который основал товарищество «А. И. Абрикосов и сыновья» (сейчас это концерн «Бабаевский») и повлиял на создание системы высшего экономического образования.

На закате Российской империи появилась целая плеяда крупных предпринимателей. До наступления революции они успели повлиять на многие отрасли, в том числе и в мировом масштабе, но в итоге их предприятия ушли во владения государства, а имена усилиями пропаганды были стерты на многие десятилетия.

К их числу можно отнести и Алексея Ивановича Абрикосова. Сын купца третьей гильдии, не нажившего огромного состояния и не создавшего крупных предприятий, Алексей Иванович создавал свое дело практически с нуля. Он смог вырастить огромный кондитерский концерн и прославился качеством своей продукции.

Истоки рода Абрикосовых. Ранние годы

История рода Абрикосовых начинается в селе Троицкое Пензенской губернии. У местных помещиков был талантливый крепостной, умевший просто блестяще делать варенье и другие сладости. Звали его Степан Николаев. В 1804 году он убедил свою барыню отпустить его с семьей на оброк в Москву. Некоторые исследователи рода Абрикосовых так красочно описывают это событие, что невольно кажется, что Степан тогда был моложе 30 лет. На самом деле Николаеву было уже 64 года. Судя по всему, он внушительную часть жизни мечтал отправиться в Москву, и вот его мечта сбылась.

Есть версия, что на оброк крепостного отправили раньше, а в 1804 году он просто смог выкупить семью. Попадается и экзотичный вариант: якобы Степан убедил барыню дать ему и семье вольную. Учитывая, что для помещиков крепостные были своего рода валютой, это почти нереально.

Как бы то ни было, в начале 19 века Николаев вместе с семьей организовал собственное производство конфет и варенья, а также небольшую лавку. Помощниками ему стали сыновья Иван и Василий. Дела вскоре пошли на лад, и их мастерство признали уже в Москве. Постепенно у них появилась собственная клиентская база: они в основном выполняли заказы на праздники и свадьбы.

Фамилию «Абрикосовы» наследники Степана Николаева получили в 1814 году. По мнению историков, их наградили ею за продажу конфет, варенья и фруктов: лучше всего у семьи кондитеров получалось делать абрикосовую пастилу. Сами Абрикосовы настаивали на том, что фамилия произошла от слова «оброк», а позже люди ее переиначили с учетом рода занятий семьи.

В 1812 году Степан Николаев умер, оставив неплохо организованное дело сыновьям. Возглавил его, судя по всему, Иван Степанович — человек, не лишенный авантюризма. Развивая семейный бизнес в пострадавшей от войны Москве, он так преуспел, что начал увеличивать штат. Вместо того чтобы нанимать новых сотрудников в столице, он отправился в родную деревню и пригласил на работу двоюродных братьев — то ли выкупил их из крепостных, то ли они уже были свободны. Произошло это в 1830 году, когда Иван Степанович был уже купцом второй гильдии и имел шанс вступить в первую.

В 1824 году у Ивана Абрикосова родился сын Алексей. Когда ему исполнилось 11 лет, отец отправил его в Практическую академию коммерческих наук. Судя по воспоминаниям, Алексей старался хорошо учиться и демонстрировал блестящий ум — в общем, подавал большие надежды. Он мог надеяться на успешное окончание академии и продолжение учебы в университете, но все вышло совершенно иначе.

В 1838 году Абрикосов-старший столкнулся с кризисом и за обучение сына платить больше не мог. Алексей отправился со студенческой скамьи на работу в контору Гофмана, который торговал сахаром и был поставщиком отца Алексея. Подростку приходилось вести счета, носить на почту письма и посылки и даже работать привратником.

Работал он, судя по всему, хорошо: после смерти главного бухгалтера конторы Гофман назначил на его место именно Алексея, и будущий предприниматель справился с должностью. Заработок он тратил по минимуму, чтобы собрать капитал на собственное дело. В 1847 году он решил уволиться и начать работать самостоятельно. Гофман поддержал бывшего помощника деньгами, советами и связями, а еще помог получить кредит в банке. Так Абрикосов смог приступить к созданию собственного кондитерского бизнеса, который в будущем станет империей.

По другой версии, Алексей хорошо зарабатывал и был вполне доволен должностью главного бухгалтера. После разорения отца Абрикосов-младший решил помочь ему восстановить семейное дело. Какое-то время всем руководил Иван Степанович, а после его смерти возглавил бизнес Алексей. Впрочем, версии вполне сочетаются. В любом случае доказано, что Гофман на первых порах помогал Алексею организовать бизнес.

В 1849 году Абрикосов женился на Агриппине Алексеевне Мусатовой, дочери табачного фабриканта. Всю жизнь она была настоящей опорой для мужа. Еще от этого брака Алексей получил пять тысяч рублей приданого, которые пустил на развитие бизнеса. У Абрикосова работало уже около 25 человек, но им нужен был постоянный контроль. Многие функции нельзя было никому перепоручать: например, поставками свежих ягод Алексей Иванович занимался сам.

Во главе кондитерского предприятия

Первое время на небольшом предприятии Абрикосова использовался только ручной труд, а сам его глава контролировал каждый аспект производства, применяя семейную рецептуру. Розничной торговлей Алексей Иванович в это время не занимался — он поставлял свои сладости более крупным игрокам. Вскоре дела пошли на лад, и оборот предприятия достиг внушительных 20 тысяч рублей в год.

Многие исследователи склонны считать, что Абрикосову попросту повезло вовремя найти подходящую нишу с небольшой конкуренцией. Это не совсем так: на кондитерском рынке хватало крупных игроков вроде Эйнема, Кудрявцевых и Бормана. Алексей Иванович первое время и не пытался с ними тягаться — вместо этого стал для кого-то из них поставщиком и прекрасно на этом зарабатывал. Продукция Абрикосова была действительно высокого качества, и, похоже, он с самого начала готовился запустить розничные продажи.

Алексей Иванович начал свою деятельность в качестве купца третьей гильдии: им он числился еще в 1852 году. В 1867 году он уже входил в первую гильдию. Продвижение Алексея Ивановича здесь отследить достаточно сложно. Многие исследователи указывают его принадлежность к первой гильдии еще в 1850-х годах, а это маловероятно, особенно учитывая то, что в это время он был избран старшиной третьей гильдии.

С ростом прибыли Алексей Иванович всерьез стал создавать собственный бренд. Рецептура и уникальные подходы у него уже были, и одним из главных направлений его деятельности стала реклама. Большей частью его аудитории были дети, и Абрикосов учитывал их интересы в продвижении сладостей. Продукцию стали отпускать в красивых коробках, где можно было найти вкладыши, открытки, головоломки, посвященные какому-то событию или личности.

Некоторые источники утверждают, что Абрикосов придумал чуть ли не русский «Киндер Сюрприз», когда о подобном еще никто не задумывался. По словам одного из потомков предпринимателя, Д. П. Абрикосова, внутри шоколадных яиц, производимых фирмой, были спрятаны игрушки из бумаги или красивые картинки. Впрочем, не одними «Киндер Сюрпризами» жил бизнес Алексея Ивановича. Он первым стал выпускать всем известные фигурки шоколадных зайцев и Дедов Морозов, запакованных в фольгу. Некоторые упаковки походили на произведения искусства, и некоторые покупатели их коллекционировали.

Предприниматель использовал для продвижения и обычную рекламу: информация о новинках появлялась во всевозможных газетах. О сладостях сообщали афиши, каталоги, буклеты, плакаты — причем реклама шла от лица вымышленных персонажей и разных зверей. Алексей Иванович был новатором в своем деле и сочетал оригинальные русские рецепты — огромное разнообразие варенья и пастилы — с привезенными из-за границы. В ассортименте было более 700 наименований, и часть из них мы знаем до сих пор: например, те же «Гусиные лапки».

Бизнес Абрикосова рос, и вскоре он начал открывать собственные магазины — обустроенные по высшему разряду, с вышколенным персоналом. Впрочем, сеть магазинов разрослась уже в середине 1880-х годов, а до этого времени предприниматель успел еще многое сделать не только в кондитерском бизнесе.

К 1870-м годам дело было налажено, и Абрикосов мог обратить внимание на другие направления. Одной из наиболее прибыльных его инвестиций стала покупка жилых домов, которые он стал сдавать в аренду по квартирам. У Абрикосова не было времени их контролировать в качестве домовладельца, и он поручил эту обязанность жене. Агриппина Алексеевна справилась с этим легко: умная и активная женщина успевала перестраивать дома, управлять проведением ремонта и общаться с арендаторами. Похоже, что недвижимость была элитная и жили здесь обеспеченные семьи.

В это же время Абрикосов активно участвовал в создании Московского учетного банка и Московского купеческого общества взаимного кредита. Получив под свой контроль банк, Алексей Иванович мог расширить масштабы работы, к тому же наличие доли в банке для любого купца было еще и вопросом имиджа.

Создание фабрики. Сыновья в семейном деле

В 1872 году Абрикосов решил обзавестись собственной фабрикой. Тогда продукция производилась в специальном кондитерском цеху, но масштабы деятельности росли, да и промышленная революция заставляла задуматься об автоматизации. Фабрика была официально открыта в 1873 году, ее мощности хватало для актуального масштаба деятельности предприятия, а оборудована она была по последнему слову техники, в том числе и паровыми машинами. В дальнейшем Алексей Иванович введет традицию улучшать ее оснастку каждые 10 лет.

Условия труда на фабрике Абрикосова, судя по всему, были вполне лояльными по отношению к рабочим. Мужчинам платили 550 рублей в год, зарплата женщин была ниже, но тоже достаточно высокой по тогдашним меркам. Алексей Иванович не заставлял людей работать по 14 часов в день, но дисциплина была очень строгой, и, по всей видимости, за проступки рабочих сурово наказывали. Потерять работу можно было из-за пьянства: Абрикосов этого не любил.

Некоторые исследователи склонны считать, что предприниматель легко выгонял работников за провинности, но подтверждений этому нет. Необоснованными увольнениями тогда можно было легко спровоцировать стачку. Как и было положено в те времена, рабочим предоставлялось жилье, бесплатное питание и услуги врача, а на праздники дарили подарки со сладостями. Благодаря Агриппине Алексеевне здесь появился детский сад.

В 1874 году Абрикосов решил передать семейную фабрику сыновьям. Они с детства были заняты на предприятии и, повзрослев, хорошо понимали особенности работы. Похоже, речь не шла о том, что предприниматель полностью отходит от дел, — просто он решил подготовить наследников к управлению, а сам продолжил курировать работу предприятия. Паевым товариществом «А. И. Абрикосов и сыновья» фирма стала лишь в 1880 году. С притоком «свежей крови» семейное дело стало развиваться еще быстрее.

В 1874 году Алексей Иванович построил еще одну фабрику в Симферополе. Позже здесь было куплено садовое хозяйство, которое должно было обеспечить предприятие фруктами. Так Абрикосов смог активнее действовать в регионе и создать предпосылки к тому, чтобы постепенно отказаться от огромного количества поставщиков. В лучшие годы на Крымской фабрике было занято около 2000 рабочих, а техническое оснащение и масштабы деятельности сделали ее одной из лучших в империи.

Закончить начатое взялся один из сыновей предпринимателя Владимир Алексеевич. Вместе со специалистами он изучил особенности консервирования фруктов и овощей и добился значительных результатов. В 1895 году к Крымской фабрике докупили сахарный завод, а производство в этом регионе позволило оставить конкурентов далеко позади. Попадается интересная, но ничем не подтвержденная версия событий, по которой передача фабрики сыновьям была хитрым планом Алексея Ивановича. Предприниматель будто бы готовился открыть фабрику в Крыму и одновременно запутывал конкурентов.

Остальные сыновья Алексея Ивановича также оправдывали доверие отца, с успехом выполняя возложенные на них функции. Иван Алексеевич, который должен был расширять семейный бизнес, открывал новые и новые магазины, располагая их в самых популярных местах Москвы, в том числе и в Солодовниковском пассаже. Он же изучал кондитерское дело в других странах мира. Во время своих европейский путешествий Иван Алексеевич по совету отца договорился с иностранными типографиями, и те обеспечили знаменитым конфетным вкладышам высокое качество оформления. Весомую часть рисунков все же создавали в России: для этого нанимали художников, а возглавлял их зять Алексея Ивановича, художник Федор Шемякин.

Алексей Иванович внимательно следил за работой сыновей и временами поправлял их, но в целом вполне доверял им семейное дело. Он продолжал расширять сеть поставок и перенимать чужой опыт. Мастера отправлялись в другие регионы Российской империи или даже за границу, чтобы изучать там подход к производству кондитерских изделий. Еще одной идеей Абрикосова-старшего было наладить перевозку фруктов и их продажу в магазинах фирмы.

Находчивые Абрикосовы знали, чем завлечь покупателей, и придумывали для продвижения оригинальные приемы. В 1880 году в газетах распространился слух, что в одном из магазинов сети Абрикосовых все женщины блондинки, а в другом — брюнетки. На деле это было не так, но клиентов стало больше.

В 1880-е годы продукция фирмы вышла на совершенно новый уровень, что было отмечено на ярмарках и Всероссийских художественно-промышленных выставках. До начала 20 века Абрикосовым удалось победить в них минимум трижды. Они завоевали право размещать на этикетках два государственных герба, а их продукция действительно стала лучшей в отрасли.

Чайная торговля. Совет Практической академии коммерческих наук

Активная работа сыновей освободила Абрикосову немного времени, и он решил занять себя чайной торговлей. Некоторые источники утверждают, что дело началось еще в 1874 году, когда к Абрикосову обратились братья Поповы с бизнес-идеей — ввозить чай из Китая не по суше, как делали остальные, а морем через Одессу. Замысел Поповых должен был сэкономить время на перевозку, но в то время эту отрасль практически монополизировали Перловы, и соперничать с ними мог не каждый купец.

Абрикосов дал братьям денег, а сам задумался, как войти в этот бизнес на более безопасных условиях. Он успел стать одним из основателей страхового общества « Якорь», среди учредителей которого числились крупные предприниматели вроде Боткина, Солдатенкова и Вогау. Устав страхового общества подписал сам Александр II — как говорят, благодаря Абрикосову. Уставный капитал «Якоря» составлял 2,5 млн рублей.

Эта идея приносила купцам не только прибыль, но и другие выгоды. Например, Абрикосов основал его затем, чтобы застраховать принадлежащую семье недвижимость. Предприниматель решил использовать «Якорь» и для чайного бизнеса, чтобы защитить свои перевозки. В дальнейшем фирма Поповых вошла в состав предприятия Абрикосовых, но не смогла захватить лидерство, хотя и была одной из крупнейших на рынке.

В 1862 году Алексея Ивановича выбрали председателем совета Практической академии коммерческих наук, которую он в свое время не успел окончить. Одним из главных деяний Алексея Ивановича на этом посту было уже описанное открытие банка Московского купеческого общества взаимного кредита. Долгое время это был один из крупнейших банков в Москве, а 5% прибыли он отдавал академии, которая волей Абрикосова входила в число его учредителей. Неудивительно, что в 1878 году Алексей Иванович был выбран председателем совета.

На этой должности предприниматель сделал академию действительно практической. На должности преподавателей стали брать не теоретиков, а реальных специалистов. Лекции по бухгалтерскому учету читал глава крупного банка, а с промышленной стороной деятельности студентов знакомили эксперты.

Абрикосов стремился сделать экономическое образование доступным для всех и запускал различные стипендиальные программы. За время его руководства в академии выучилась целая плеяда известных людей: наследники крупных купеческих родов, будущие видные финансисты, даже режиссеры и архитекторы. Экономический акцент не сужал кругозор студентов — здесь изучались и другие дисциплины, а уклон был на иностранные языки.

Абрикосов успел стать одним из инициаторов создания системы высшего экономического образования. В 1897 году в государственных кругах стали обсуждать проблемы коммерческого образования, и Абрикосов обратил на это внимание совета академии во время одного из заседаний. Он попросил заняться этой проблемой А. С. Алексеева.

Тот не смог отказать председателю, да и проект был интересным. Алексеев год изучал систему высшего образования в Европе, а после вместе с другими сотрудниками академии составил программу, как реформировать учебные заведения, и направил ее в Министерство образования. На ее основе в 1903 году началось создание системы коммерческого образования. Правда, Абрикосов к этому времени уже ушел с должности председателя: в 1897 году он подал прошение об отставке. Его пытались уговорить остаться, но Алексей Иванович не передумал. Никакого конфликта или скандала в этом решении не было — сам он объяснил уход тем, что постарел и больше не может эффективно выполнять свои обязанности.

Последние годы жизни. Кондитерский концерн под руководством наследников

После ухода из академии Алексей Иванович еще некоторое время занимался собственным бизнесом. К началу 1890-х годов фирма Абрикосова была одним из пяти крупнейших кондитерских предприятий в Российской империи. По продукции она по-прежнему лидировала и открывала в отрасли новые методы. Например, еще в 1882 году фирма запатентовала машину, упрощающую производство мармелада. Новое важное открытие было сделано в начале 1890-х, когда Алексей Иванович открыл при фабрике «лабораторию» и стал приглашать специалистов. Здесь наконец разгадали секрет иностранных фирм, которые особым способом производили глазированные фрукты.

Продолжилось расширение сети магазинов фирмы. Теперь они были почти в каждом крупном городе Российской империи, а продукция благодаря грамотной рекламе была необычайно популярна. Абрикосов не забыл и об оптовых продажах, которые с самого начала были важной частью работы фирмы. В разных регионах создавались представительства, которые обеспечивали продукцией крупные магазины и небольшие заведения.

В 1899 году обороты фирмы составляли около 1,5 млн рублей в год, а качество продукции позволило Алексею Ивановичу заслужить всевозможные почести, начиная от звания Поставщика двора Его Императорского Величества и закачивая чином статского советника. Это был пик его карьеры: все о нем говорили и отмечали его достижения.

С началом 20 века Алексей Иванович в силу возраста все больше отстранялся от семейного дела и передавал работу сыновьям. Некоторые считают, что окончательно он ушел из бизнеса в 1901 году, после смерти жены. Алексей Иванович взялся выполнить ее завещание, по которому 100 тысяч рублей было отдано на строительство роддома. В 1904 году не стало и Алексея Ивановича. После себя он оставил крупный кондитерский концерн и множество наследников, среди которых были уже внуки и правнуки.

У предпринимателя было 22 ребенка, а в начале 1900-х клан Абрикосовых, по мнению некоторых исследователей, насчитывал более 100 человек. После смерти Алексея Ивановича семейным делом управляли сыновья. Есть информация, что в 1907 году начался кризис кондитерской отрасли и московскую фабрику забрали за долги, но Абрикосовы вскоре наладили работу и вернули утраченное.

Последним главой предприятия стал Сергей Николаевич Абрикосов, семейный бизнес при нем вновь стал набирать обороты. За годы руководства Сергей Николаевич переоборудовал производство, открыл несколько филиалов фабрик и при этом еще активно действовал на общественных началах. Перед самой революцией уставный капитал товарищества достиг 4 млн рублей.

Национализация предприятий после прихода к власти большевиков поставила точку в истории Абрикосовых как кондитерских фабрикантов. Пути прежде сплоченного рода разошлись. Сергей Николаевич эмигрировал в Париж, часть родственников последовала его примеру. Другие остались в России и стали работать уже на благо СССР. Среди них, например, полный тезка своего прадеда Алексей Иванович Абрикосов, который стал патологоанатомом и участвовал в бальзамировании тел Ленина и Сталина.

Алексей Иванович Абрикосов — еще один российский купец, построивший свое дело практически с нуля. За несколько десятилетий он превратил маленький цех в кондитерский концерн, опередив по качеству продукции большинство конкурентов. Его предприятие строилось на умении вводить инновации в производство и на знании, как их правильно подать и привлечь новых клиентов. Идеи Абрикосова используются в кондитерском бизнесе и сейчас, а некоторые вообще утекли за границу: иностранные компании применяют их в том числе для выхода на российский рынок.

#история_компании #российский_предприниматель #КакЭтоБыло

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления