Olga Zhigulina
7 765

Павел Арсеньев, стартап InternetUrok: "Сложнее не придумать идею, а решиться на реализацию"

Руководитель российского образовательного проекта InternetUrok Павел Арсеньев рассказал, почему интересно работать в компании, перед которой не стоит цели зарабатывать деньги; отчего образовательному проекту сложно иметь дело с государством, и чем детям нужно заниматься в интернете.

 



Алекс Пеганов: Привет! У вас довольно уникальная модель - вы делаете видеоуроки для школьников, при этом проект некоммерческий. Вы такой - русский Khan Academy. Расскажите немного о том, как вообще появилась эта идея, и у кого?

Павел Арсеньев: Автор идеи – Михаил Лазарев. С Khan Academy, конечно, сравнивать можно, однако качество материалов у нас, на наш взгляд, существенно лучше. Сравните сами. Кроме того, Khan Academy не очень привязан к школьной программе – у него отдельные лекции, записанные так, как ему показалось правильным – иногда они совпадают с тем, как тема звучит в школе, иногда – нет. Мы же стараемся решать насущную проблему школьника – на уроке прозевал (или проболел), а завтра – к доске вызовут / контрольная будет.

Когда мы начинали, а начинали мы в 2008 году с записи университетских лекций и идеи сделать портал Univertv.ru – Хан еще не был широко известен. Когда начинали делать школьный портал – тоже. Идея появилась независимо. Да в общем сама идея - на поверхности. Сложнее, наверное, не придумать эту идею, а решиться на реализацию. И реализовать хорошо.

 



 

АП: Вы наверняка тратите довольно много денег на персонал (30 человек в штате + аутсорс), подготовку уроков, продакшен видео и тд. Интересно ли работать в компании, у которой нет цели зарабатывать деньги?

ПА: Количество сотрудников уже больше! Действительно, у нас сейчас нет цели заработать деньги. У нас есть инвестор и денег на развитие хватает. Наша цель – стать популярным учебником. Не таким, популярность которого обеспечивается «рекомендацией» министерства, а таким, который выбирают и по которому учатся «потому что все понятно и удобно». Учебник в интернете (использующий все инструменты интернета – видео, гиперссылки и пр.) можно сделать таким, что по нему будут учиться миллионы. Мы уверены, что этого можно достичь. Цель интересная, достойная, даже амбициозная.

АП: Вы наверняка знаете про российский Дневник.ру, который хочет стать школьным дневником 2.0, единой системой электронного документооборота в школах. У них вроде бы тоже есть образовательный контент. Вы с ними не сотрудничали, не было предложений?

ПА: Да, знакомы с этим проектом. Даже в прошлом проводили на базе Дневник.ру конкурсы для учителей. У нас есть API, по которому администратор любого сайта может обратиться к нам, сформулировав свою потребность и попросить предоставить ему доступ к нашей базе уроков. С помощью API можно встроить наши уроки на сторонний сайт. Сейчас с таких сайтов-партнеров происходит около 10% просмотров уроков (всего просмотров – более 1,5 млн в мес). Однако мы запрещаем коммерческое использование нашего контента.

От Дневник.ру пока поступали предложения именно о коммерческом использовании. Хотя общая тенденция индустрии прослеживается: все, что окружает школьника в его жизни (и, первую очередь, в образовательном процессе) – перетекает в Интернет. Через ..дцать лет у каждого школьника будет некий единый «виртуальный кабинет», в котором будет и Дневник, и Видеоуроки, и доступ к онлайн-связи с учителем, и виртуальная лаборатория, и все остальное. Сейчас различные проекты двигаются к этому будущему с разных сторон. Мы представляем будущее примерно так – потому открыты для предложений о партнерстве и поддерживаем и развиваем свой API.

АП: Есть мнение, что дети и так слишком много времени проводят в интернете с айпэдами и смартфонами. Вы не считаете что ваши видеоуроки ухудшают ситуацию?

ПА: Когда появилось книгопечатание – наверняка тоже были люди, которые говорили: «Зачем в книгу смотреть – только глаза портить, есть же преподаватель». Тем не менее, образование использовало этот инструмент обучения, и мы имеем сегодня школьные учебники. Так же и с электронными и видеоучебниками – это лишь один из инструментов. На наш взгляд – самый удобный и наглядный для образовательного процесса. Если дети много времени проводят с компьютером – пусть они видят там и что-то полезное и светлое.

 



 

И еще по Академии Хана. Там он сам - Салман Хан - рассказывает бОльшую часть лекций. Мы же организуем производственный процесс с привлечением огромного количества специалистов. В процессе создания одного урока могут участвовать до 3-4х различных учителей (не говоря о съемочной группе, монтажерах, художниках, техническом контроле качества и пр.)

АП: Мне интересно - в чем мотивация в компании, которая не зарабатывает денег. Как это построено у вас? Все сидят на зарплате и все довольны и работают ради высокой идеи?

ПА: Да, сотрудники компании получают зарплату. Ведь процесс производства требует больших затрат времени и сил. Чтобы добиться высокого качества – мы много требуем от участников. И соответственно оплачиваем их труд. Сотрудники работают в интересном, замечательном проекте и их труд оплачивается. Какая еще мотивация нужна?

Цель – сделать качественный видеоучебник. Чтоб им пользовались миллионы. Зачем это нашему инвестору – на этот вопрос он ответил сам. Повторю, у нас не стоит вопрос поиска/зарабатывания денег. Очень остро стоит вопрос поиска нужных людей.

АП: Общаетесь ли вы с государством? Есть ли в теории такой вариант развития, что вас заметят и вы станете де-факто стандартом для школ?

ПА: Мы пытались общаться с государством, но с определенного момента бросили эти попытки. Это оказалось очень неэффективной тратой времени и сил. Если коротко – то чаще всего нас игнорируют. Есть исключения, но их мало. Мы писали письма, устраивали пресс-конференцию, на которую звали представителей Минобра, но... История переписок – здесь.

Такой вариант, конечно, возможен. Мы не против, интернет бесконечен – пользуйтесь! Нам приходят десятки отзывов в день, и часть из них – это отзывы от учителей. Некоторые из них пишут, что УЖЕ используют наши видеоуроки у себя в классе. Кто-то включает видео эксперимента, потому что в школе нет оборудования; кто-то включает весь урок с нашего сайта, а потом отвечает на вопросы детей и обсуждает с ними увиденное. Так что в каком-то смысле мы УЖЕ становимся стандартом. Это, конечно, приятно слышать.

 

АП: Я посмотрел несколько видеоуроков, что-то из биологии и истории, очень круто. Есть какие-то школы, с которыми вы тесно работаете, возможно, они могут задавать школьникам на дом какие-то видео с сайта? Глупо не использовать возможности.

ПА: Уже задают. И это нас радует. По отзывам (пишут и школьники, и учителя, и родители) мы знаем, что учителя задают смотреть наши видеоуроки на дом, просят смотреть тех учеников, которые пропустили, проболели урок. Некоторые просто включают наш видеоурок прямо на уроке в классе. Иногда потому, что нет оборудования, а у нас опыт показан; кто-то пишет – «берегу голосовые связки». Кто-то просто говорит, что, мол, у вас так хорошо рассказано - я точно лучше рассказать и показать не смогу, поэтому включаю детям видео, а потом обсуждаю с ними увиденное и отвечаю на вопросы.

Некоторые школы обращаются к нам с просьбой – можно ли встроить видеоуроки на сайт школы. У нас есть для этого АПИ – и мы его с радостью предоставляем (после экспертизы сайта, конечно).

АП: При том количестве контента, которое у вас есть - 3600+ уроков, это же пол-России школьников может у вас там учиться, у вас довольно скромный трафик - 10-15 тысяч посетителей в день, ~300K в месяц. Какие маркетинговые ходы для раскрутки вы используете и как планируете наращивать трафик?

ПА: К 1 сентября у нас на сайте будет более 5 тыс уроков. Мы очень стараемся, чтобы успеть создать уроки по всей школьной программе к началу нового учебного года. Посещаемость у нас обычно около 30 тыс уникальных посетителей в день. В пиковые месяцы в этом учебном году доходила до 40 тыс. (данные по Яндекс.Метрике). Летом, конечно, сезонное падение. Для сравнения – год назад было в 4-5 раз меньше. Кстати, для образовательного сайта (не развлекательного, не edutainment, не соцсети) – это довольно хорошие показатели.

Около полутора миллионов просмотров уроков в месяц. Из них более 10% происходит с сайтов-партнеров (через API, про который я выше писал).

Основной метод продвижения – поисковая оптимизация. И конечно мы поддерживаем наши странички в основных соцсетях. Пока мы не очень довольны качеством наших видеоуроков. Судя по отзывам – они объясняют лучше большинства учителей в школах, но мы планируем переделывать (доделывать, исправлять ошибки, полностью переснимать) – от 15 до 30% уроков каждый год. И таким образом – повышать качество коллекции. Рост посещаемости будет естественным (как сейчас), когда этот рост будет обеспечен качеством уроков. Приятно сказать, что уже сейчас мы все чаще получаем отзывы, где в графе «как вы о нас узнали» написано «друг посоветовал», «учительница нам сказала». Это хороший показатель для нас.

АП: Во что вы хотите превратить ресурс через несколько лет? Инвестор же не будет вливать деньги бесконечно, и когда-то придется зарабатывать.

ПА: Конечно, когда проект зависит от одного человека (кем бы этот человек ни был) – проект нестабильный. Поэтому – да, мы собираемся вводить монетизацию. Как минимум для того, чтобы вывести проект на безубыточность и сделать стабильным, независимым. Хотя на ближайшие несколько лет у нас денег хватает.

Узкое место сейчас не в деньгах, а в людях. Кстати, хотел бы воспользоваться случаем и пригласить учителей к нам работать. Всех желающих попробовать свои силы или просто покритиковать – будем рады видеть, слышать, читать.

Какой будет монетизация – пока сказать сложно. Возможно – фримиум, возможно – мы создадим онлайн-школу. Понятно одно – пока не достигли нужно качества уроков – про монетизацию думать вряд ли будем.

АП: Традиционный вопрос про машину. На чем ездите?

ПА: Nissan Teana 2008 г. Тогда я еще работал в фарм компании.

 



АП: Спасибо!

#образование #обучение #уроки #interneturok_ru #павел_арсеньев #видеоуроки #школа

{ "author_name": "Olga Zhigulina", "author_type": "self", "tags": ["\u043e\u0431\u0440\u0430\u0437\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435","\u043e\u0431\u0443\u0447\u0435\u043d\u0438\u0435","\u0443\u0440\u043e\u043a\u0438","interneturok_ru","\u043f\u0430\u0432\u0435\u043b_\u0430\u0440\u0441\u0435\u043d\u044c\u0435\u0432","\u0432\u0438\u0434\u0435\u043e\u0443\u0440\u043e\u043a\u0438","\u0448\u043a\u043e\u043b\u0430"], "comments": 0, "likes": 16, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "1695", "is_wide": "1" }

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]