«Яндекс» ищет деньги у питерских дирижаблистов

Самая дорогая российская интернет-компания ($9,1 млрд) требует через суд 4 млн рублей у питерского проекта Air For Sale, которые основали уже почти серийные молодые стартаперы из Петербурга. Но проект закрылся, а его основатели взялись за новые стартапы.

«Продается воздух»


К тому же фирма-ответчик продана и переехала в Челябинск, а два из трех фаундеров дирижабельного стартапа не оказались юридическими собственниками фирмы.

А тогда, в 2011-м, «Яндекс» хотел переплюнуть Google в плане съемки местности и заодно помаячить своим брендом в российском небе. Из всех технических вариантов











– был выбран последний. Для своих «воздушных панорам» компания решила снимать города России и Украины на дирижабле – современный 12-метровый швейцарский агрегат нашелся у петербургской Air for Sale (ООО «Росдирижабль», интересен профиль на hh.ru). Google только сейчас планирует использовать аэростаты, но чтобы раздавать интернет в Африке, порабощать племена вай-фаем.

Радиоуправляемые дирижабли как рекламные носители – эту хорошую идею воплотили Александр Никулин, Ян Штефанец и Тарас Мисковец. Последние двое – выпускники профильной кафедры питерского вуза НИУ ИТМО,. Никулин закончил ВШМ СПбГУ. Возрастом чуть за 20, они организовали Air for Sale в 2010 году. На сайте компании предлагались дирижабли различных конфигураций длиной от 4 до 14 метров, а также полное техническое сопровождение. «Яндекс» и Air for Sale договорились за 2 месяца снять на цеппелине 12 городов, включая Калининград, Волгоград, Воронеж, Екатеринбург, Киев и проч. Общая протяженность маршрута должна была составить более 8000 км.


«Vision thing»


Но дело не пошло – аэростат сломался, а починить его оперативно не удалось. Представители «Яндекса» рассказали, что при первом полете в Уфе были выявлены технические неисправности дирижабля и другие недостатки – из-за чего компания отказалась от услуг Air for Sale. При этом, как указали в «Яндексе», после заключения договора Air for Sale получила и не вернула аванс размером 3,78 млн рублей. В конце июня 2013-го «Яндекс» подал иск к «Росдирижаблю» на 4,3 млн рублей (добавились проценты по долгу). На вопрос о том, почему ждали два года, в компании ответили, что надеялись решить вопрос в досудебном порядке.

В итоге воздушные панорамы, представленные «Яндексом» в начале 2012 года, обошлись почти без дирижаблей и отсняты только в Петербурге и его окрестностях. По словам представителя поисковика Екатерины Карнауховой, съемки с дирижабля проводились, например, в Петергофе, но уже другой компанией. С момента объявления о воздушных панорамах в их полку не прибавилось: съемок не было. Съемки свысока – всегда опасная работа, отметил источник «ЦП» в «Яндексе»: maps.yandex.ru/-/CJAbjEPN



Основателей Air for Sale можно найти в социальных сетях. Например, вот они в «Моем круге» «Яндекса»:



Главное качество, которое отметил у себя на странице в LinkedIn Александр Никулин, – «vision thing»:



В самом деле визионер:  ООО «Росдирижабль» уже не принадлежит Никулину, который до начала 2012 года был 100%-ным собственником этой фирмы. Ее новый владелец и директор – некий Александр Крымский, а новый адрес ООО – не в Петербурге, а в Челябинске. Связаться с Александром Крымским не удалось. В «Яндексе», однако, сообщили, что в договоре с «Росдирижаблем» была указана петербургская подсудность при возникновении споров, поэтому переезд фирмы в Челябинск немногое меняет.

Сайт airforsale.ru закрылся год назад, а к сегодняшнему дню Штефанец и Мисковец занимаются другим проектом – в частности, мобильным приложением LocalEvents. Это агрегатор мероприятий из социальных сетей: на них команда уже получила недавно на Imagine Cup 300 тыс. рублей от Microsoft.

Знает ли новый владелец «Росдирижабля» о долге в 4 млн рублей перед «Яндексом», Ян Штефанец сказать нам не смог. Вот его комментарий целиком. По официозу можно понять, что история для парней неприятная, и для ответа нам, они, возможно, консультировались с юристом:
Действительно, мы с Тарасом долгое время (практически год) выступали в качестве идейных вдохновителей проекта Air For Sale. В рамках развития концепции «Дирижабль как услуга» мы сначала консультировали по ряду вопросов, а потом и участвовали в качестве наемных специалистов в деятельности компании ООО «Росдирижабль». У компании ООО «Росдирижабль» был совместный проект с «Яндексом», который давно завершен, равно как и наши непродолжительные взаимоотношения с этими компаниями. Компанией ООО «Росдирижабль» была выполнена часть контракта, который был приостановлен по инициативе заказчика. В настоящее время мы занимается проектом LocalEvents, в котором представленные выше компании также никоим образом не участвуют. О дальнейшей деятельности ООО «Росдирижабль», нам не известно, контакт с основателями этой компании давно утерян. Арбитражный спор нашего текущего проекта (LocalEvents) не касается, участниками спора мы не являемся, это дело двух хозяйствующих субъектов.

Объем работ, выполненных по договору, подлежал оплате. Вопрос в том, покрывала ли сумма аванса эти работы или нет? Этой информацией владеет только гендиректор, но вообще это обычная практика: решать такие вопросы через суд, если стороны не смогли прийти к соглашению.

В общем, пока что шансы «Яндекса» на возврат 4 миллионов, как кажется, не слишком велики. Кто-нибудь считает иначе?