Как пропитичить инвесторов и не облажаться: советы молодого стартапера

Молодой предприниматель Нил Сейндар, CEO и фаундер стартапа LabDoor, в статье на Venturebeats дал несколько советов коллегам, которые только готовятся привлечь инвестиции (сам Нил привлек $250K в LabDoor)

Как известно, презентация проектов потенциальным инвесторам сродни конкурсу красоты для желающих выскочить замуж за олигарха. По крайней мере, цели и задачи сходятся: красиво походить в купальнике, познакомиться, получить много денег. Итак, представьте: ваш уникальный сервис коротких видеороликов+фото с геолокацией и немножко социальная сеть для котиков, выжил в первородном бульоне акселератора. И вот настал Demo Day, когда нужно не просто красиво презентовать свою неповторимость, но и сделать это за пять, а то и две минуты.

 



 

Итак, советы от Нила.

Сформируйте понятный призыв к действию


Если вы будете реально и хороши и убедительны, аудитория запомнит лишь одну деталь из вашей презентации. Чего вы хотите добиться своей речью? Найти инвестора, работодателя, сотрудников, продать старый X-Box? Вокруг этой цели и стройте всю историю, рисуйте презентацию так, чтобы слушателям было явно понятно - что от них требуется.

Не будьте лузерской компанией, чья речь закончится: «Ну что, встретимся после мероприятия в буфете? Всем пока!» Заставьте зрителей сделать что-то. Промо-код на неделю бесплатного использования сервиса или обещание дать приоритет всем присутствующим инвесторам. Сделайте так, чтобы вас запомнили.

Дизайн презентации - самое важное


По крайней мере на этом этапе. Стартап встречают по презентации, провожают по финмодели. Хочется вам этого или нет, но если дизайн вашей презентации окажется отстойным, аудитория будет думать, что и ваш сервис тоже отстает в этом плане. А в наше время дизайн важен как никогда. На ранних стадиях существования проекта бывает разное: например, в команде нет человека с хорошим вкусом. Тогда полагайтесь на интуицию, представьте себя Стивом Джобсом, добавляйте на слайд не больше трех слов, выступайте по минимализму.

А, и не используйте видеоклипы. Они отвлекают.

Отрабатывайте на реальных людях


Однажды мой ментор сказал: «В первых пяти публичных выступлениях ты будешь выглядеть ужасно». Потому что выступление — это немного больше, чем сумма слов и картинок со слайдов вашей презентации.

Выступайте перед незнакомцами, коллегами, тренируйтесь выступать при любой возможности. Тренируйтесь в условиях пониженного стресса и вам будет сильно легче в день Х.

Создайте стрессовую ситуацию


То, что вы вызубрили вашу речь, совсем не гарантирует успешного выступления. Во время презентаций ломаются колонки, глючит ноутбук, фонит микрофон и происходят десятки других нештатных ситуаций. Я видел выступление, когда оратор совершенно растерялся после того, как аудитория рассмеялась, причем в ответ на заготовленную шутку. Учитесь держать удар и сохранять самообладание.

Выделите время


В день проведения мероприятия постарайтесь приехать пораньше. Отмените все посторонние встречи и дела - все равно больше ни на чем сконцентрироваться не получится. Походите по сцене, почуствуйте ее. Повторите свой питч еще пару раз - но не больше.

Делайте follow-up


Лучший питч ничего не значит, если вы не закрыли сделку. После выступления, определите главных кандидатов "в инвесторы" и возьмите у них все возможные контакты. После мероприятия - не откладывая делайте фоллоу-ап, пишите всем письма и закрывайте свой посевной раунд.

Все, теперь дело за малым - стройте свою компанию.