{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Идеальный тимлид: миф или реальность?

Кто такой идеальный тимлид? Что ожидает руководство от такого сотрудника? Колонка Алексея Кирсанова, руководителя разработки «Битрикс24»

Об идеальном сферическом менеджере в вакууме

Не все тимлиды воспринимают себя руководителями. Тем не менее, тимлид – линейный менеджер команды, которая прямо участвует в производстве товаров или предоставлении услуг.

Чего ждут от успешного руководителя? Если взглянуть на этот вопрос глобально, у него две цели: производить результат и делать работу команды (организации, отдела) эффективными. Причем как в краткосрочной перспективе, так и долгосрочно.

Результативность и эффективность – разные вещи. Первое – это выполнение «‎правильной» работы, которая нужна клиентам. Второе – выполнение работы правильным способом, с помощью правильных процессов и инструментов.

Пример. Клиенту нужна сумма чисел. Менеджер складывает числа в столбик и получает ответ. Это результативность. Эффективность – внедрить для таких задач эксельку и ввести регламент по проверке результатов.

Связать эти понятия предложил израильско-американский предприниматель, писатель и бизнес-консультант Ицхак Адизес, который консультировал Bank of America, Coca-Cola, IBM и другие крупные компании. Филиалы Института Адизеса есть в 15 странах.

Адизес разработал концепцию, согласно которой, для успешного командного менеджмента нужны 4 управленческие роли:

  • P — producer — «производитель». Руководитель должен быть результативен здесь и сейчас, то есть производить результат.
  • A — administrator — «администратор». Он должен следить за эффективностью производства результата.
  • E — entrepreneur — «предприниматель». Мир и потребности клиентов меняются, поэтому руководитель должен думать о том, что производить в будущем.
  • I — integrator — «интегратор». Руководитель должен понимать, как он будет производить результат в долгосрочной перспективе, какими ресурсами и чьими руками.
Задача идеального менеджера – сделать организацию результативной и эффективной в краткосрочной и долгосрочной перспективе

Производитель

Задача этой роли – удовлетворение клиентов.

Это своего рода идеальные исполнители, ориентированные на результат. При этом производители не оценивают ситуацию комплексно, не думают про долгосрочные перспективы и последствия.

Они продуктивны, прагматичны и нетерпеливы: скорее выберут действие вместо анализа. Склонны забивать качество количеством.

Администратор

Компания должна делать правильные вещи в нужной последовательности и с верной интенсивностью. Задача администратора – следить за этим и обеспечивать повторение стабильного результата.

Администратор методично выстраивает процессы, готовит регламенты и правила, внедряет процессные фреймворки. Он имеет природный талант замечать детали – особенно во всем, что касается внедрения.

Люди, которые склонны к роли администратора, всегда следуют букве закона и мыслят линейно. При этом они могут быть излишне консервативны и придавать большее значение форме, а не смыслу деятельности.

Предприниматель

Мир постоянно меняется. Задача предпринимателя – анализировать и даже предвосхищать изменения. Он определяет, что делать сегодня, чтобы команда была результативна и завтра. Если роль предпринимателя не играется, то команда рано или поздно отстанет от своих более творческих и расторопных конкурентов.

Предприниматель – провидец бизнеса. Он определяет направление, в котором идет компания. Для этого он сочетает в себе творческий подход и готовность идти на риск.

Хороший предприниматель любит изменения и не дает организации стоять на месте. У таких людей отличная фантазия: они мыслят не деталями, а цельными образами. Им важно видеть картину целиком.

При этом их идеи могут быть оторванными от реальности. Из-за этого без других ролей результативность предпринимателя может быть низкой.

Интегратор

Кроме производства, администрирования и предпринимательства, менеджмент должен обеспечивать функцию интеграции. То есть создавать такую систему ценностей, которая будет стимулировать людей работать вместе – как единый организм. Интегратор обеспечивает жизнеспособность команды в долгосрочной перспективе.

Интеграторы умеют поддерживать атмосферу взаимного уважения и доверия, выслушивать людей, примирять их, снимать напряженность, поддерживать. При этом они часто циклятся на межличностных отношениях, не думая про рабочий результат. Также им бывает сложно принимать неприятные, но нужные решения.

Сбалансированное сочетание всех этих качеств в менеджменте компании нужно для долгосрочного успеха бизнеса. Но один руководитель не может воплощать их все: ему нужны те, кто дополнит его менее развитые стороны. Эти роли требуют разного подхода, разных качеств, часто противоположных друг другу.

Например, если человек хорош в роли предпринимателя – он хочет перемен и смотрит на картину целиком. Процессы его мышления и принятия решений не структурированы. Это вступает в противоречие с ролью администратора, который стремится к контролю, к постоянству, смотрит на детали, имеет структурированный процесс мышления, ориентированный на правила и регламенты.

То же можно сказать про другие пары ролей.

Вывод: идеального менеджера не существует. У кого-то хорошо развито предпринимательское видение, кто-то круто систематизирует процессы, а кто-то – отлично заточен на потоковый результат.

Идеальный менеджер – это не человек. Это команда. Она может закрыть все функции, которые должен выполнять сферический идеальный менеджер в вакууме.

Вариант рабочей технической вертикали

Выяснить код личного стиля управления можно с помощью простого теста. В нем 48 вопросов – так что придется запастись терпением.

Можно попробовать сделать верный вывод о коллегах или боссе интуитивно. Понаблюдайте, как человек действует и за что отвечает исходя из своей должности.

  • На что он обращает внимание в разговоре?
  • Насколько хорошо справляется со своими обязанностями?
  • Какие аргументы на него действуют?
  • Чем он занимается?
  • Как выглядит его рабочий стол – на нем бардак или порядок?

Зачем знать чей-то PAEI? Дело в практической пользе

Разные люди по-разному реагируют на события. Но возможные реакции можно классифицировать. Понимая, в какой «‎класс» попал человек, можно предсказать его реакцию. Если вы понимаете, кто ваш руководитель или подчиненный, вы будете знать, как лучше и продуктивнее с ним общаться.

Допустим, вы хотите продать человеку свою идею. Например, хотите, чтобы ваш руководитель согласился с вашим предложением. Когда вы знаете, к каким ролям или стилям управления тяготеет этот человек, то сможете представить свою идею наиболее выигрышно.

  • Если в руководителе доминирует роль «‎производителя», постарайтесь быть краткими. Лучше всего преподнести идею как проблему и кризис. Начните с самых сильных доводов: такие люди не любят погружаться в детали.
  • Если шеф – сильный администратор, кризис его волнует меньше всего. Другое дело – соблюдение правил. Тут хорошо подавать идею как нарушение некой процедуры или регламента. «‎Уважаемый Сигизмунд, смотри, у нас есть вот такие правила, но тут они нарушены». Он ответит: «‎понятно, сейчас будем разбираться». К администратору стоит идти только после краткой адженды того, о чем будет разговор. Ему важно заранее подготовиться ко встрече.
  • У руководителей с уклоном в предпринимательство о есть другая необычная фишка: они часто отклоняют идеи, которые им не принадлежат. Попробуйте сделать так, будто ваша мысль пришла в голову шефа сама – подсказывайте, направляйте. Тогда велик шанс того, что идею воспримут благосклонно и отдадут в работу.
  • Когда руководитель сильный интегратор, то перед походом к нему имеет смысл сперва договориться с коллегами. Еще лучше – узнать, у кого и что уже внедрено. Если шеф услышит, что уговаривать команду согласиться на идею ему уже не нужно, то с большей вероятностью согласится на решение.

В этой системе есть свои нюансы:

  • Комбинация навыков может измениться с течением жизни.
  • Она может меняться в зависимости от того, какие задачи выполняет человек.

Я встречал ситуации, когда дома женщина – идеальная домохозяйка: делает все по дому, готовит мужу еду и так далее. Но на работе это кремень, который держит в кулаке всех подчиненных.

Поэтому код PAEI – не клеймо, а удобный инструмент, которым время от времени можно пользоваться.

Подводя итог

Предположим, что вы – тимлид и руководите командой. Вы понимаете, что в вас хорошо развиты функции интегратора и предпринимателя, а вот с администрированием не задалось. Что делать? Не нанимать же теперь еще трех лидов?

  • Посмотрите, кто в команде любит разрабатывать процессы и пользуйтесь его услугами. Делегировать какие-то функции на аутсорс коллегам – нормальная практика.
  • Прокачивайте недостающие качества по необходимости, если вам это нужно.

И помните – идеальных менеджеров не бывает. Бывают хорошие слаженные команды.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда