{ "author_name": "Ivan Koshurinov", "author_type": "self", "tags": ["\u0430\u0432\u0442\u043e"], "comments": 2, "likes": 21, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "22910", "is_wide": "" }
Ivan Koshurinov
2 833

Незамеченная революция: как беспилотные технологии становятся обязательным требованием для новых машин

Обозреватель vc.ru о том, как стандарты транспортной безопасности помогают развитию автопилотов.

Поделиться

В избранное

В избранном

С 2018 года все продаваемые в Европе новые грузовики массой свыше 7,5 тонн (HGV, Heavy Goods Vehicle) должны быть оснащены автопилотом первого уровня согласно классификации SAE.

Дорожная карта, в которой описываются меры по внедрению в грузовиках систем активной помощи водителю (ADAS — Advanced driver assistance systems), была принята еще в 2009 году. Практические шаги осуществлялись поэтапно с 2013 года. В 2018 году они приведут к тому, что все новые тяжелые грузовики, продаваемые в Евросоюзе, получат систему удержания полосы движения (LDWS — lane departure warning system) и автоматическую систему экстренного торможения (autonomous emergency braking system, AEBS) в базовой комплектации.

Наличие таких систем (равно как адаптивного круиз-контроля или ассистента парковки) соответствует определению автономности первого уровня. И какие-то результаты уже есть — например, DW сообщает, что именно система автоматического торможения остановила грузовик Scania R450 во время берлинского теракта в декабре 2016 года, иначе жертв могло быть больше.

Для легковых автомобилей оснащение упомянутыми ADAS еще не стало обязательным. Зато используется рекомендательная мера. Например, результат испытаний ADAS отдельно учитывается в рейтинге Европейской программы оценки новых автомобилей EuroNCAP — одним из наиболее авторитетных источников информации о безопасности автомобилей. С 2016 года электронные помощники испытываются по самостоятельной программе, а упоминаются в результатах общего тестирования с 2009 года.

Рейтинг EuroNCAP определяется по результатам краш-теста, то есть контролируемой аварии тестового автомобиля.

По специальной методике эксперты оценивают пассивную безопасность автомобиля — его способность защитить пассажиров во время аварии. Теперь учитывается и активная — то есть способность автомобиля самостоятельно предотвратить аварию. ​

Шкала оценки в процентах, но для наглядности итоговый рейтинг приводится к системе звездочек, максимальное количество которых равно пяти. Типичный отчет об испытании кроме подробных расшифровок содержит видео краш-теста.

За 30 лет рейтинги EuroNCAP получили практически все автомобили, но напрямую сопоставить результаты не получится: рейтинги разных лет проводятся по разным правилам. Последнее крупное изменение произошло в 2016 году и касалось в том числе методики учета систем активной помощи. Таким образом, сегодняшние тесты EuroNCAP — прообраз сертификации автопилотов в будущем.

Рейтинг считается для автомобиля в базовой комплектации, где активная электроника вообще может отсутствовать. Если системы активной помощи предлагаются в составе пакета, может быть протестирован еще один автомобиль, оснащенный таким пакетом. Основных теста два.

AEB interurban

Система автоматического торможения на «междугородних» (interurban) скоростях предназначена для снижения числа попутных столкновений и уменьшения тяжести их последствий.

В рамках теста отрабатываются три сценария:

  • ​Приближение к неподвижному автомобилю (интервал скоростей 30–80 км/ч).
  • Приближение к автомобилю, который двигается на более низкой скорости (интервал скоростей 30–80 км/ч).
  • Резкое торможение идущего впереди автомобиля (скорость 50 км/ч, тестируется плавное и резкое торможение).

Хорошую оценку получает автомобиль, который избежал столкновения во всех случаях — или по крайней мере существенно снизил скорость, тем самым снизив тяжесть аварии.

Lane Support

Система предупреждает о непреднамеренной (без включенного поворотника) смене полосы движения и удерживает автомобиль в ее рамках. Стандартные тесты контролируют близость к разметке в момент предупреждения. Дополнительные баллы присуждаются автомобилям с системой мониторинга слепых зон (blind spot monitoring, BSM).

Судя по последним рейтингам, у лидеров беспилотных программ (Audi, Toyota, Volvo) и серийные автомобили получают высокие оценки.

Все упомянутые меры — часть последовательной и действенной политики Европы по наделению автомобилей системами безопасности. С 2001 года количество смертей на дорогах уже упало более чем вдвое.

Чтобы оценить системность подхода, можно ознакомиться с 470-страничным отчетом о будущем систем автомобильной безопасности в Европе, по крайней мере с табличкой на 38-40 страницах. Обратите внимание на второй столбец оценки технологий — это CBA, cost-benefit analysis, оценка окупаемости. Технологии, чей экономический эффект не доказан, откладывают до лучших времен.

Что уже было сделано:

  • ​ABS — антиблокировочная система тормозов, обязательна с 2004 года.
  • ESP — система поддержания курсовой устойчивости, обязательна с ноября 2014 года для легковых автомобилей и с 2015 года — для грузовиков. В США ESP обязательна с 2011 года.
  • ABS для мотоциклов обязательна с 2016 года.
  • eCall — система экстренного реагирования при аварии, обязательна с апреля 2018 года.

Последнее — тот случай, когда Россия на деле оказалась впереди Европы. Отечественная «ЭРА-ГЛОНАСС» запущена на несколько лет раньше и полностью совместима с eCall. Несмотря на проблемный запуск, это хороший пример гармонизации российского и европейского регламентов.

#Авто

{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Голосовой помощник выкупил
компанию-создателя
Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } } ]