[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Emilia Gulieva", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 24, "likes": 30, "favorites": 12, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "24046" }
Emilia Gulieva
9 053

«До этого я делал сайты для друзей, но глубоко в тему не погружался»

Рассказ основателя испанской школы программирования Barcelona Code School Георгия Ковалева.

Поделиться

В избранное

В избранном

Георгий Ковалев, основатель Barcelona Code School

Переезд в Барселону

С 2008 года Георгий Ковалев с женой развивал в Москве свой бизнес — издательство манги «Палма Пресс» — и не планировал переезжать в другую страну. Впервые о переезде в Испанию Ковалев задумался в 2009 году после нескольких туристических поездок в Барселону. Ему понравился средиземноморский климат, море и ритм жизни, поэтому он решил рискнуть и начать все с начала на новом месте.

Предприниматель не хотел жить «на две страны», поэтому летом 2014 года он продал издательство конкурентам. Вырученные деньги решил вложить в новый проект.

Как пришла идея создать школу программирования

Когда Ковалев приезжал в Барселону как турист, он думал, что в городе можно реализовать любой бизнес-проект: сдавать в аренду квартиры путешественникам, открыть коворкинг, фотостудию или детский клуб. После переезда Ковалев год не мог понять, какую идею реализовать. Оказалось, что в Барселоне многие ниши плотно заняты. Предприниматель начал сдавать в аренду фотооборудование, но ему это быстро надоело.

Тогда Ковалев стал думать, в чем он силен, и вспомнил, что умеет программировать. Однажды разработчик сайта «Палма Пресс» пропал и предпринимателю пришлось самому разбираться в коде. Ему понравилось это делать, и он увлекся — делал сайты для друзей, появились клиенты: «Я любил программировать, но это было только хобби — я не знал, как вывести дело на новый уровень. Школа программирования была одним из моих проектов в далеком будущем».

Летом 2015 года, в период поисков идеи, Ковалев нашел площадку meetup.com, где можно выбрать мероприятие по интересам, зарегистрироваться на него и посетить. Например, йога на пляже, бег в горах, урок программирования или встречи книжного клуба. Ковалев провел несколько месяцев на этом сайте, когда решил организовать мастер-класс по разработке на базе Wordpress.

В сентябре 2015 года Ковалев сделал анонс события, объявил цену в €10 с человека за трехчасовой мастер-класс, но к нему никто не пришел. Кто-то даже написал, что это слишком дорого. Предприниматель не поверил, что €10 — это дорого, и предположил, что если он поднимет цену до €50, участники увидят большую ценность от урока и решат прийти. По словам Ковалева, на мастер-класс записалась одна студентка, которая осталась довольна.

Вдохновившись обратной связью от студентки, предприниматель решил продолжить занятия — продвигать их на meetup.com, арендовать переговорную комнату в коворкинге и набирать небольшие группы учеников. «Когда ко мне никто не приходил, я ничего не терял — за аренду помещения я платил, только если занятие состоялось», — рассказывает Ковалев.

После третьего мастер-класса предприниматель придумал название школы и нарисовал логотип. Он объявлял занятия от лица школы, которая юридически не существовала — на тот момент Ковалев не знал, как события будут развиваться дальше.

Спустя четыре месяца регулярных занятий в феврале 2016 года Ковалев официально зарегистрировал Barcelona Code School, а спустя год весной 2017 года Ковалев перевез школу из коворкинга в отдельный арендованный офис с двумя комнатами для мастер-классов. Кроме Wordpress предприниматель решил проводить занятия на JavaScript, чтобы научить студентов создавать мобильные приложения и веб-приложения на примере популярных сайтов вроде airbnb.com.

Студенты Barcelona Code School

Запуск интенсивных курсов для детей и взрослых

В начале 2016 года Ковалев обратил внимание на то, что родители во время каникул стараются куда-нибудь пристроить детей, чтобы они не сидели целый день дома. Предприниматель увидел в этом возможность для школы и весной 2016 года организовал первый интенсивный курс по Wordpress для детей.

По словам Ковалева, на первый факультатив за четыре дня собралась группа из пяти человек. Так предприниматель понял, что занятия по программированию для детей — прибыльная ниша. Дети быстро учились новому и остались довольны уроками.

После курса Ковалев начал заниматься со школьниками по вечерам, а в июле 2016 года провел первый летний лагерь. По словам предпринимателя, он собрал 15 детей и заработал €2 тысячи. На занятиях он учил детей программированию и сборке роботов.

Занятие с детьми

Параллельно Ковалев готовил запуск интенсивного курса для взрослых студентов. По словам предпринимателя, организовать эту программу было сложнее, чем для детей. Он не умел создавать веб-приложения, поэтому для запуска курса он решил нанять инструктора, который владеет JavaScript.

Первый курс для взрослых студентов был запланирован на 1 марта 2016 года. Ковалев нашел американского преподавателя, анонсировал дату начала занятий, но адвокат Ковалева отговорил его нанимать иностранца — в Испании безработица, и получить в таких условиях рабочую визу практически невозможно.

Предприниматель нашел нового преподавателя — на этот раз местного. Он уже перенес старт на сентябрь 2016 года, когда узнал, что преподаватель получил предложение о работе в Мадриде, где живет его семья. Он уехал из Барселоны, а Ковалеву пришлось отменить курс и вернуть предоплаты зарегистрировавшимся участникам.

После двух попыток запустить программу, Ковалев решил поехать в другую страну и пройти курс по JavaScript, чтобы вести занятия самостоятельно, если он не найдет инструктора. Осенью 2016 года предприниматель уехал в Брюссель на три месяца, отучился и привез в Барселону нового преподавателя — лучшего студента программы. В мае 2017 года Ковалев запустил курс для взрослых студентов, спустя год после первой попытки.

Продвижение

Ковалев продвигает Barcelona Code School через Facebook и Google AdWords. В Facebook он рекламирует мероприятия школы, а Google AdWords использует для продвижения двух кампаний для курсов — одна ориентирована на Европу, другая на остальные страны. Реклама в Facebook обходится предпринимателю в 30 тысяч рублей в месяц, а Google AdWords — €50 в день.

По словам Ковалева, самое сложное в продвижении — это понять местную целевую аудиторию и выстроить с ней отношения: «Я вижу разницу культур и не понимаю, как позиционировать школу: какой писать текст, какие выбрать иллюстрации. Я не могу прогнозировать отклик аудитории и не знаю, чего от нее ожидать».

Когда предприниматель планировал один из утренних мастер-классов, он выбрал картинку для анонса: девушка с ноутбуком сидит в постели и что-то печатает. Ковалев анонсировал мастер-класс, и кто-то написал в комментариях, что иллюстрация не отражает суть мастер-класса. Предпринимателю пришлось менять картинку.

Клиенты

По словам Ковалева, клиентов школы можно разделить на четыре группы: дети, предприниматели, студенты с идеей стартапа и те, кто хочет развить навыки, необходимые для профессионального роста.

Дети могут заниматься в школе с девяти лет. Ученики — это дети экспатов или местные дети из частных школ. Все занятия проводятся на английском.

Дети собирают робота на занятии

Среди взрослых студентов Ковалев выделил группу предпринимателей, которые учатся программировать на JavaScript, чтобы не платить за сайт сторонним разработчикам. По словам предпринимателя, в Барселоне высокие ставки — час работы программиста стоит минимум €40. За сайт придется заплатить не меньше €500. «Местный малый бизнес предпочитает делать сайты самостоятельно», — рассказывает Ковалев.

Вряд ли бы в Москве у меня были такие клиенты — там проще и дешевле кого-то нанять, чтобы сделать сайт. Предполагаю, что в Москве предприниматели не учатся таким прикладным навыкам, предпочитая получить MBA.

— Георгий Ковалев

По словам Ковалева, в школе также учатся опытные профессионалы — онлайн-маркетологи и дизайнеры, которые хотят поменять профессию или овладеть новыми навыками.

«Занятия на английском позволяют нам работать со студентами из разных стран — в школе учились поляки, индусы, французы, немцы. Как-то раз к нам пришла австралийская пара, которые были в Барселоне в свадебном путешествии и решили пройти курс по Wordpress», — рассказывает предприниматель.

Весной 2017 года четыре местные компании предложили Ковалеву организовать корпоративное обучение для сотрудников их ИТ-отделов. Специально для них он создает индивидуальные программы обучения. По словам предпринимателя, он не потратил ни одного евро, чтобы привлечь этих клиентов.

По словам Ковалева, он не борется с конкурентами за клиентов. В каждом крупном европейском городе есть школа программирования — студенты могут выбрать для учебы любую страну. Предприниматель считает, что расположение его проекта в Барселоне — это конкурентное преимущество: «Если сравнивать с северными европейскими городами, Барселона — более приятное место. Можно учиться и в Брюсселе, но в Барселоне комфортнее — здесь не такая высокая стоимость жизни, теплая погода и море».

Деловой квартал Барселоны

Первые сотрудники

В мае 2017 года Ковалев нанял двух первых штатных сотрудников — преподавателя и маркетолога: «До этого времени я справлялся самостоятельно, но теперь ничего не успеваю», — говорит предприниматель.

Ковалев отвечает за общую стратегию школы, за запуск новых программ, позиционирование и преподает на курсах. Новый преподаватель учит студентов и помогает ему писать упражнения для занятий.

Маркетолог администрирует сайт и пишет план по продвижению школы: в его задачи будет входить общение со СМИ, партнерами и организация мероприятий с экспертами. Ковалев планирует построить вокруг школы сообщество, чтобы как можно больше людей узнали о школе через открытые лекции и совместные проекты с другими компаниями.

По словам предпринимателя, зарплата маркетолога составляет €1,4 тысячи, а преподавателя €1,6 тысяч. Вместе с налоговыми выплатами оба сотрудника обходятся ему в €60 тысяч в год.

Расходы и монетизация

Открывая школу, Ковалев вложил уставной капитал в размере €10 тысяч, а на регистрацию компании потратил €2,5 тысячи.

По словам предпринимателя, самая большая статья расходов за время существования школы — это ремонт, на который потратили €20 тысяч. Аренда офиса обходится Ковалеву в €2 тысячи. «До аренды и ремонта офиса самая большая статья расходов была на рекламу — около €2 тысяч. Сейчас в сумме мы тратим €7 тысяч в месяц», — рассказывает предприниматель.

Фиксированные расходы и обязательства перед сотрудниками подгоняют меня работать активнее.

— Георгий Ковалев

Сейчас Ковалев не получает прибыль из-за расходов на аренду офиса и зарплату сотрудникам. По словам предпринимателя, он готов к тому, что несколько месяцев будет работать «в ноль». «Бывали периоды, когда никто не записывался на занятия два месяца подряд. Я расстраивался и думал, что это никому не нужно. Когда, наконец, приходили заявки, я понимал, что все делаю правильно», — рассказывает Ковалев.

Участие в образовательном курсе стоит €6 тысяч за восемь недель, трехдневный курс €240, а неделя детского лагеря €250. По словам предпринимателя, на ближайший образовательный курс он набрал двух студентов — не успел раскрутить. Ковалев оценивает вместимость восьминедельного курса в 8-10 человек и будет проводить по четыре курса в год, зарабатывая на них около €200 тысяч.

Новый офис

Ковалев не планирует привлекать в проект инвесторов: «Я не хочу отчитываться перед посторонними людьми, предпочитаю принимать все решения самостоятельно».

Предприниматель считает, что иногда инвестиции не позволяют бизнесу стать прибыльным. Ковалев знаком с командой стартапа Talent Garden — это сеть коворкингов по всей Европе. Когда он спросил, сколько денег зарабатывает их коворкинг в Барселоне, они ответили, что нисколько, а деньги на развитие они берут у инвесторов. «Я считаю, что это не бизнес, а пузырь, который может лопнуть», — комментирует Ковалев.

Планы на развитие

Летом 2017 года предприниматель наймет двух преподавателей для второго образовательного курса, а через несколько месяцев возьмет в команду второго маркетолога. По словам предпринимателя, две компании предлагают ему взять стажеров из Гонконга и Нидерландов: «Я приму студентов на стажировку. Нам это полезно — поймем как привлекать в школу китайских студентов».

Ковалев планирует нанимать местную молодежь. По словам предпринимателя, уровень безработицы среди молодёжи более 50%. Ковалев предложит муниципалитету квоты для недавних выпускников, чтобы они получили опыт работы в ИТ и потом устроились в другие компании разработчиками.

В 2018 году Ковалев организует четыре интенсивных курса, летние лагеря для детей по четыре смены и вечерние занятия по 4-6 человек в группе. Предприниматель рассчитывает, что в 2017 году он заработает €20 тысяч, а в 2018 году — €100 тысяч.

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

0 новых

Популярные

По порядку

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления