[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-158433683", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?p1=bxbwd&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid21=&puid22=&puid31=&fmt=1&pr=" } } ]
{ "author_name": "Никита Евдокимов", "author_type": "self", "tags": ["\u043a\u043e\u043b\u043e\u043d\u043a\u0430"], "comments": 7, "likes": 13, "favorites": 5, "is_advertisement": false, "section_name": "default", "id": "26062" }
Никита Евдокимов
2 568

Голос, ладонь, пиджак: необычные методы безналичной оплаты

Обзор заместителя коммерческого директора сервиса «Яндекс.Касса» Анны Кузьминой.

Поделиться

В избранное

В избранном

Анна Кузьмина

Мировая индустрия платежей находится в постоянном поиске новых способов оплаты, которые упростят и ускорят транзакции. Если сегодня вряд ли кого-то удивишь банковскими картами или умными часами, то некоторые новые платежные методы кажутся революционными.

Оплата с помощью биометрии

Биометрические технологии идентификации и верификации дали платежной индустрии немало интересных решений. Например, технологию бесконтактной оплаты со смартфона Touch ID.

В России число людей, которые платят таким способом, тоже растет: если еще прошлой осенью лишь 5% россиян имели опыт бесконтактной оплаты (данные НАФИ), то к весне этого года — уже 8,6% (данные Mediascope).

«Яндекс.Деньги» были одними из первых в России, кто сделал доступной оплату с помощью систем бесконтактных платежей — таких как Apple Pay и Samsung Pay. Интересно, что чаще всего российские пользователи оплачивают бесконтактно заказы в интернет-магазинах, доставку еды, ЖКУ, сотовую связь, а также отправляют денежные переводы.

Однако при таком платежном сценарии никак не обойтись без смартфона, с помощью которого нужно подтвердить покупку отпечатком пальца. Более любопытно рассмотреть инновационные сценарии, где благодаря безопасной биометрической аутентификации дополнительные устройства не потребуются, а единственным платежным инструментом останется сам человек.

Интересный пример — индийская биометрическая идентификационная система AADHAAR. Она содержит данные более чем миллиарда человек: десять миллиардов шаблонов отпечатков пальцев, два миллиарда шаблонов радужки глаза и миллиард фотографий.

Это крупнейший социальный проект, огромная идентификационная база данных и хороший пример того, как современные технологии биометрии могут быть интегрированы в финансовую систему.

Привязка счетов позволяет напрямую переводить средства на счёт по номеру в AADHAAR, например — с помощью SMS. Нашумевшая финансовая реформа в Индии по отмене крупных купюр дополнительно подстегнула интерес к AADHAAR.

Карты AADHAAR

Оплата ладонью

В России тоже есть интересные примеры. Несколько лет назад «Сбербанк» представил новую технологию оплаты «Ладошки». Сейчас она успешно функционирует в нескольких десятках российских школ.

«Ладошки» — это биометрическая система, которая позволяет школьникам оплачивать питание в образовательных учреждениях в одно касание с помощью собственной ладони. Когда ребенок подносит руку к экрану терминала, специальные сканеры идентифицируют индивидуальный рисунок кровеносных сосудов его ладони.

После этого деньги автоматически и без комиссии списываются со специального счета, который родители могут контролировать и пополнять. С одной стороны, это достаточно полезная технология — она позволяет ребенку не остаться голодным в школе, если он вдруг потеряет кошелек с деньгами. Но в то же время есть и вопросы: сработает ли система, если ребенок испачкает руки или, например, сильно вспотеет.

Терминал «Ладошки»

Оплата отпечатком пальца

Около года назад сеть супермаркетов «Азбука Вкуса» запустила пилотный проект по оплате покупок с помощью отпечатка пальца. Человек может привязать на кассе отпечатки двух пальцев к банковской карте Visa или Mastercard и оплачивать покупки прикосновением к специальному POS-терминалу со встроенным биометрическим сканером — без ввода ПИН-кода карты.

Биометрические данные не хранятся, а сразу же после сканирования преобразуются в уникальный набор числовых кодов. Каждый код получает свой идентификатор, который в обособленной базе данных привязывается к банковской карте конкретного человека.

Несмотря на то что подобное решение вполне соответствует тенденции на использование биометрии в ритейле, оно немного расходится с интеграцией биометрии в смартфоны. Не все люди считают снятие отпечатка пальца на «общественном» сканере достаточно гигиеничным. Это может стать препятствием на пути к завоеванию лояльности массовой аудитории.

Терминал «Азбуки вкуса»

Оплата сканированием сетчатки глаза

Один из самых надежных методов биометрической идентификации и аутентификации личности — сканирование сетчатки глаза. Такие сканеры получили широкое распространение в системах контроля доступа на особо секретные объекты, но с недавних пор используются и для оплаты покупок.

В прошлом году сирийские беженцы в Иордании получили возможность платить за покупки в магазинах без наличных, кредитных карт и талонов: для платежа достаточно посмотреть в камеру. Инновационная система была введена Всемирной продовольственной программой ООН (ВПП).

Этот проект функционирует при поддержке компании IrisGuard, которая разработала платформу для сканирования сетчатки глаза. После сканирования система получает информацию о конкретном человеке из базы Управления Верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ), затем отправляет запрос о наличии средств на счёте покупателя в банке Jordan Ahli Bank через платёжную систему Middle East Payment System, а после подтверждения оплаты печатает чек.

Интересно, что распознавание сетчатки глаза сегодня является одним из форм-факторов авторизации транзакций Samsung Pay — эта функция встроена во флагманские смартфоны Galaxy S8. Так что при прогнозируемом росте популярности бесконтактных платежей в мире у этого метода идентификации есть все шансы на массовый успех.

Оплата с помощью технологии IrisGuard

Оплата голосом

Использование технологий распознавания речи также может помочь мгновенно идентифицировать плательщика. Сегодня ее применяют зарубежные банки. Например, в феврале 2016 года клиенты английского HSBC получили доступ к онлайн-сервисам банка по голосовой идентификации.

Чтобы распознать клиента, технология анализирует около 100 параметров. Благодаря этому система узнает пользователя, даже если он простыл или сорвал голос. В 2013 году аналогичная система была представлена английским банком Barclays.

Реклама функции HSBC

Оплата звуком

Многие передовые технологии появляются в Китае, и инновации в платежной индустрии не исключение. Несколько лет назад китайский сервис Alipay представил технологию оплаты с помощью звуковых волн.

В вендинговых аппаратах по продаже напитков в китайском метро появилась оплата с помощью шуршащего звука. В приложении Alipay Wallet нужно выбрать способ оплаты, при котором смартфон начинает издавать такие звуки.

Если поднести мобильное устройство к специальной области вендингового аппарата, он услышит уникальный звук и идентифицирует платеж. На наш взгляд, оплата звуком — это жизнеспособная альтернатива платежам по QR-коду, которые распространены в Азии.

Так что у звуковой оплаты есть все шансы стать массовой хотя бы в той же Азии, а это уже огромный рынок. Кстати, примеры подобных платежей уже можно встретить и в индийском общественном транспорте.

Оплата с помощью звука и приложения Alipay. Видео пользователя WTigga

Оплата с помощью селфи

Финская компания Uniqul утверждает, что в самом скором будущем нам не понадобятся ни наличные, ни кредитные карточки, а платежным средством станет человеческое лицо.

Стартап Uniqul предлагает магазинам установить на кассах специальные камеры, которые будут фиксировать уникальные черты лица, сверять их с банковской базой данных и снимать деньги со счета конкретного человека.

По словам представителей Uniqul, время оплаты товаров при использовании этой технологии сократится с тридцати секунд, которые необходимы при расчете банковской карточкой, до пяти.

Презентация Uniqul

В Apple также ценят подобные технологии. По слухам, компания тестирует функцию разблокировки смартфона с помощью распознавания лица через камеру. Это может позволить отказаться в iPhone 8 от датчика Touch ID.

Предполагается, что в будущем, через распознавание лиц можно будет не только разблокировать смартфон, но и подтверждать платежи, вводить логин (вероятно, Apple ID) и запускать защищенные приложения. Анализ лица будет производиться при помощи 3D-сенсора.

Одно из преимуществ такого метода — отсутствие гигиенического фактора. Человеку не нужно прислоняться к сканеру для считывания биометрической информации с пальцев или ладоней.

Нет необходимости что-то говорить анализирующему устройству. Идентификация по лицу полностью бесконтактная. Применение биометрических технологий в банкоматах расширяет возможности по идентификации и аутентификации людей, но требует внедрения специального технического и программного обеспечения. А это достаточно дорого: эксперты подсчитали, что оснащение одного банкомата новой системой распознавания обойдется в $500-1000.

Носимые устройства с технологией бесконтактных платежей

Сегодня нательные устройства пока распространены не очень широко, но у них большой потенциал — рынок носимой электроники постоянно растет. По данным независимого аналитического агентства Canalys, во втором квартале 2017 года он вырос на 8% по сравнению с прошлым годом.

Согласно данным последнего исследования Strategy Analytics, рынок умных часов ежегодно растет на 1%, в четвертом квартале 2016 года он достиг рекордного количества проданных устройств — 8,2 миллиона штук.

Оплата кольцом

В попытке объединить мир моды и технологий некоторые компании разрабатывают носимую электронику, аксессуары и одежду, в которые встроены специальные NFC-чипы для бесконтактных платежей.

Подобно любому другому, рынок «умных» устройств трансформируется и развивается. Если раньше все говорили об «умных» часах, которые нужно поднести к терминалу, сегодня большие надежды возлагаются на так называемые смарт-кольца.

Производители колец работают как над расширением их функций, так и над улучшением дизайна. Всего несколько компаний в мире делают привычные украшения умнее. Среди них — Ringly, Kerv Wearables, Shanxi Jakcom Technology, McLear, Logbar, Mota Group, Fujitsu, Nimb, Oura, Moodmetric.

В конце июня 2017 года было представлено умное кольцоToken. С его помощью владелец может оплатить покупки, авторизоваться на интернет-сервисах и разблокировать электронные устройства — например, компьютер.

Кольцо позволяет безопасно хранить информацию о кредитной карте, может служить заменой ключа от дома или автомобиля, карточкой для входа в офис.

Внутри кольца есть небольшой чип, который содержит данные и биометрический датчик. Последний считывает отпечаток пальца, чтобы активировать функции. Отдельный оптический датчик включает кольцо и определяет, что оно надето на руку владельца. Благодаря этому датчику можно не беспокоиться о краже денег или информации в случае потери аксессуара.

Кольцо Token

Совсем недавно «Альфа-Банк» представил блогерам, журналистам и VIP-клиентам особое платежное кольцо. Специально к Кубку конфедерации банк совместно с Visa создали кольцо встроенной антенной для поддержки технологии NFC.

Расплачиваться таким кольцом можно везде, где принимаются бесконтактные платежи. Эти платежные кольца привязаны к предоплаченным картам «Альфа-Банка».

Оплата браслетом

На фестивалях вместо карт часто используют платежные браслеты, которые удобно носить на себе и которые помогают оплатить еду, напитки или сувениры. Так, в июле 2016 года на российском фестивале Alfa Future People, организованном «Альфа-Банком», были впервые представлены браслеты с функцией бесконтактной оплаты от Mastercard.

Этот способ платежа хорошо подходит для крупных фестивальных мероприятий с закрытой территорией. Но в перспективе он вряд ли станет массовым — забыть браслет дома довольно просто, в отличие от смартфона, а для биометрического сканирования никакие дополнительные вещи не нужны.

Браслет «Альфа-Банка» для фестиваля Alfa Future People

Оплата другими аксессуарами

Под носимыми устройствами обычно подразумевают «умные» часы, браслеты и прочие предметы, которые надеваются на руку. Но на деле оказывается, что таких предметов, которыми можно заплатить, гораздо больше.

Яркий пример — куртка Lyle & Scott bPay Jacket с NFC-чипом в рукаве. Достаточно просто привязать чип к своему bPay-аккаунту, и можно оплачивать покупки взмахом руки.

В этом же направлении активно работает сервис Barclaycard. Он разрабатывает различные варианты носимых устройств, которые также позволяют платить бесконтактно. Помимо браслетов, есть и другие предметы с NFC — например, брелоки для ключей, наклейки для телефона и специальная петелька, которую можно надеть на ремешок часов, в том числе умных, но без платежного функционала.

Куртка Lyle & Scott bPay Jacke

Разумеется, массовое распространение любой технологии может потребовать долгого времени. Несмотря на то что бесконтактная оплата все еще воспринимается некоторыми людьми с подозрением, платежи с помощью биометрических данных и умных устройств — это не только революционное изменение в сфере розничных продаж, но и огромный шаг вперед с точки зрения удобства покупателей и безопасности расчетов.

Какие из этих платежных новинок завоюют лояльность пользователей и о каких новых платежных решениях мы услышим совсем скоро — покажет время.

#Колонка

Популярные материалы
Показать еще
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Приложение-плацебо скачали
больше миллиона раз
Подписаться на push-уведомления