{"id":14279,"url":"\/distributions\/14279\/click?bit=1&hash=4408d97a995353c62a7353088166cda4ded361bf29df096e086ea0bbb9c1b2fc","title":"\u0427\u0442\u043e \u0432\u044b\u0431\u0435\u0440\u0435\u0442\u0435: \u0432\u044b\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u043f\u043e\u0437\u0436\u0435 \u0438\u043b\u0438 \u0437\u0430\u0435\u0445\u0430\u0442\u044c \u0440\u0430\u043d\u044c\u0448\u0435?","buttonText":"","imageUuid":""}

Какую роль страх играет в современных компаниях и как ему противостоять

Анна Григорьева, директор школы компьютерных технологий Scream School, об управлении страхом.

“Будешь плохо учиться - пойдешь работать дворником”, - частенько пугают мамы своих детей. “Будешь плохо работать - лишим премии”, - слышат они уже вырастая. Как и в межличностных отношениях, в организациях страх обычно используется в качестве источника мотивации. Вот только работает это не всегда. В короткой перспективе страх может действительно положительно сказаться на производительности, однако долго работать в такой атмосфере люди не могут. Страх изматывает, приводит к стрессу и проблемам со здоровьем. По данным британской службы здравоохранения, 40% всех случаев профессиональных заболеваний были связаны со стрессом. Только в Великобритании за первые десять лет XXI века от стресса, связанного с работой, заболели 5 млн человек.

В российских компаниях страх - отражение еще советского авторитарного стиля управления. В кризис его степень дополнительно усиливается, страх транслируют с самого верха. Чтобы оптимизировать расходы, компании вынуждены сокращать персонал. А сотрудникам, которые сохраняют свои позиции, приходится брать на себя повышенный объем работы. Менеджеры при этом стремятся к краткосрочным результатам и выбирают директивный стиль управления, что отнюдь не побуждает персонал работать с удовольствием. Согласно исследованию Hay Group, больше половины руководителей крупных европейских компаний создают и поддерживают в своих компаниях подобную демотивирующую атмосферу. Как следствие, сотрудники быстрее выгорают, а компания может понести репутационные риски - напуганный работник способен громко выступить в соцсетях. Так, сотрудник сети ресторанов Chipotle пожаловался на низкую оплату труда в Твиттере, за что впоследствии был уволен. Однако сумел добиться восстановления и компенсации в суде.

Самый распространенный страх во всех российских, да и общемировых офисах - остаться без работы. Все остальные фобии - лишиться текущего статуса и должности, невозможность прокормить семью, недооцененность - лишь вытекают из него. Все это отнюдь не способствует продуктивности и опять же может всерьез отразиться на здоровье. Так, автобиографическая повесть Барбары О’Брайен рассказывает о том, как героиня временно лишается рассудка из-за страха, что ее подсидит кто-то из коллег. Если говорить о больших начальниках, на которых дополнительно лежит материальная ответственность, то у них подспудно может присутствовать страх угодить в тюрьму или даже лишиться жизни.

Как распознать, что в вашей компании поселился страх?

Страх осязаем. Как правило, вы можете почувствовать его, едва переступив порог компании. Это, конечно, во многом зависит от вашей способности к эмпатии. По моим ощущениям, мужчины реже обращают внимание на подобные вещи.

● В любом случае, если в вашей компании сотрудники приходят ровно к началу рабочего дня и как по часам встают и уходят с его окончанием это в значительной степени показывает, что именно страх лежит в основе управления коллективом. Люди в таких условиях просто отсиживают положенное количество часов, чтобы не попасть (не дай бог) под дисциплинарное взыскание. Работают ли они? Вполне. Но на уровне “чтобы не докапывались”.

Еще один важный звоночек - тишина в офисе. Я имею в виду не рабочую атмосферу сосредоточенности, а, скорее, нездоровую обстановку, когда сотрудники боятся вслух выражать свои эмоции. Если в офисе за весь день ни разу не слышно смеха, или люди, чтобы поговорить, уходят метров на 500 от офиса, это повод задуматься, что что-то идет не так.

Кроме того, в компаниях, где царит страх, работники безынициативны. Напуганные люди не хотят брать на себя лишнюю ответственность. Они живут по принципу: “День прожили и ладно”.

Как бороться со страхом в офисе?

Какого-то волшебного рецепта, как в одночасье исправить ситуацию, нет. Согласитесь, если руководитель, хорошо известный как деспот, вдруг спустится из своего кабинета и начнет вести доверительные беседы с подчиненными, это, скорее всего, вызовет лишь недоумение. Чаще всего, чтобы получить обратную связь от сотрудников, компании устраивают тимбилдинги и проводят опросы персонала. Однако, по моему опыту, оба этих способа фактически не работают. Тимбилдинг может способствовать укреплению отношений между сотрудниками, если эти отношения, как и культура общения, в принципе есть внутри компании. Но, если в компании живет страх, на уровне начальник-подчиненный это работать не будет. Точно так же, как объективную информацию о реальных настроениях в коллективе не дадут и опросы. Даже если проводить их анонимно, в офисах, скованных страхом, люди все равно будут бояться разоблачения, а потому давать нечестные и приукрашенные ответы. Либо же, если уровень напряжение уже в зашкаливающей стадии, люди выдадут то, что руководителю совершенно не понравится. Например, начальник вдруг обнаружит, что вся “команда” собирается валить и нет ни одного лояльного. А все, что казалось позитивным, лишь карточный домик.

Рыба всегда гниет с головы. И в большинстве случаев страх провоцируется именно руководством компании. Это подтверждают и исследования, согласно которым, 41% руководителей склонны проявлять свою власть в управлении персоналом. Употребление власти отнюдь не означает автоматического злоупотребления. Однако при этом почти половине начальников нравится, когда признают их авторитет. И это сочетание зачастую приводит к авторитарности руководства и, как следствие, повышенному стрессу и страхам подчиненных. Согласно опросу, 77% сотрудников боятся своих руководителей и испытывают стресс при общении с ними.

Если вы хотите проверить себя на деспотичность, можно попробовать несколько отстраниться от ситуации и посмотреть на нее “свежим” взглядом, передав вопросы взаимодействия с людьми другому сотруднику. В этом случае он будет служить как бы буфером между вами и всем остальным коллективом. А вам в этом случае самое главное - быть готовым видеть правду.

Как правило, дополнительные страхи в компании провоцирует неизвестность. Поэтому важно, чтобы сотрудники понимали, куда движется компания. Нужно объяснять им как дальнейшую стратегию, так и текущие шаги. Вовлекать и быть рядом. Не давать указания, а делать вместе.

Кроме того, обстановку в компании нагнетает и зарегулированность и неспособность оценить загруженность сотрудников. Думаете, что рабочий день с 9 утра до 3 ночи - норма, а сотрудник просит отпуск по завершении проекта потому что “зажрался”? Считайте, что тест на деспотичность вы прошли на 100%. Для начала можно попытаться уменьшить свод корпоративных правил. По сути ведь достаточно только двух: уважай тех, кто работает рядом с тобой, и помни о цели бизнеса.

Конечно, в коллективе может быть и какой-то вечно тревожный и недовольный сотрудник, который будет оказывать деструктивный эффект на общую атмосферу. От такого работника проще всего избавиться, если не хотите, чтобы он нагнетал обстановку в коллективе. Но это уже точечная история.

Но главный совет, который я могу дать руководителям: хотите изменить атмосферу в офисе - начните с себя. Людям, которые годами работают на износ, боятся делегировать полномочия и порой не умеют внятно коммуницировать с окружающими, нередко требуется помощь профессиональных психологов. Как только они решают собственные проблемы, разряжается и атмосфера в офисе. Правда, на практике такой исход бывает, увы, нечасто. А потому сотрудникам, которые работают в постоянной атмосфере страха, оптимально просто подыскать себе другую компанию, где обстановка будет более здоровой.

0
1 комментарий
Илья Гончаров

Довольно интересно, читать можно

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда