Victor Afonin
302
Блоги

Применение социальных медиа в предвыборных кампаниях

В октябре в СМИ появилась новость о том, что Администрация Президента планирует запустить в регионах 100 Telegram-каналов для формирования повестки перед президентскими выборами. Позднее пресс-секретарь президента Дмитрий Песков рассказал, что Кремль активно мониторит Telegram-каналы и дайджесты по ним регулярно кладутся на стол Путину. Этот факт говорит о том, какое огромное значение уделяется социальным медиа в политических процессах и в предвыборных кампаниях в частности. Применение этого инструмента уже стало обязательным для кандидатов на выборах любого уровня.

Поделиться

В избранное

В избранном

Технологии интернета и социальных медиа в выборах начали использоваться с 1996 года в США, когда появился первый предвыборный сайт кандидата в президенты. В 2000-х годах цифровые технологии позволили внедрить фандрайзинг, началась мобилизация электората через интернет. В конце 2000-х на первое место для продвижения кандидатов стали выходить социальные сети, в начале 2010-х – мобильные технологии и big data. С середины 2010-х как предвыборный инструмент начинают развиваться мобильные мессенджеры.

Наиболее показательными кейсами, связанными с социальными медиа являются кампании Барака Обамы и Дональда Трампа. Штаб Обамы уже в 2008 году начал использовать мобильные технологии в связке с социальными сетями. По данным исследований, на тот момент, 88% пользователей социальных сетей с правом голоса имели мобильные телефоны. В штабе Маккейна работу в Facebook и Youtube начали с отставанием в 7 месяцев, работу с Twitter — с отставанием в 1 год и 4 месяца. Ряд технологий, в том числе и мобильных, вообще не применялся.

Предвыборный сайт Обамы уже с 2007 года давал возможность зарегистрировать личный кабинет, подписаться на тематические рассылки, отслеживать календарь агитационных мероприятий, при этом контент сайта менялся в зависимости от геолокации пользователя. Кроме того, через личный кабинет можно было делать взносы, записываться в волонтеры, отмечать интересующие мероприятия. Так же на сайте присутствовали ссылки на все аккаунты в соц.сетях.

В рамках предвыборной кампании-2008 основной стратегией Обамы в интернет-пространстве стало присутствие на максимально возможном количестве площадок, в том числе на отраслевых и нишевых (например LinkedIn и Reddit). В рамках этой стратегии была проведена сегментация электората и задействованы различные площадки для работы с ними. Так, на Facebook, помимо основной страницы Обамы, существовали страницы «Ветераны за Обаму», «Латиноамериканцы за Обаму», «Студенты за Обаму» и т.д.

Новинкой кампании 2008 года так же стала разработка штабом Барака Обамы мобильного приложения «Obama mobile», которое позволяло волонтерам совершать звонки по своей базе контактов и отмечать результат этого взаимодействия, видеть статистику обзвона по кампании в целом, отслеживать календарь мероприятий, связываться с ближайшим штабом, видеть отчеты по всем прошедшим мероприятиям.

Особо в этой кампании можно отметить уникальную технологию СМС-рассылок, при которой волонтеру присылалось предложение позвонить по номеру из активной базы и сагитировать человека проголосовать за Обаму (использовались только номера, которые люди оставляли лично).

В 2012 году применение социальных медиа было значительно расширено, появились аккаунты Обамы в Instagram, Pinterest и Spotify. Через мобильные приложения, формы обратной связи и социальные сети осуществлялось взаимодействие с избирателями их мобилизация. По количественным показателями работы с социальными медиа Обама значительно обошел кандидата от Республиканской партии Митта Ромни.

Ссылки на аккаунты Барака Обамы:

https://www.facebook.com/barackobama

https://twitter.com/barackobama

https://www.instagram.com/barackobama/

https://www.youtube.com/barackobama

https://pinterest.com/barackobama/

http://barackobama.tumblr.com

https://myspace.com/barackobama

На президентских выборах в США в 2016 году ситуация повторилась, но преимущество на этот раз было на стороне республиканского кандидата Дональда Трампа. Причем вовлеченность пользователей соц.сетей была очень высокой, т.е. кампания Трампа выигрывала нет только в количественных показателях, но и в качественных. Например, страница Трампа в Facebook имела не только больше всего подписчиков по сравнению со страницами Хиллари Клинтон, но так же была лидером по количеству лайков, комментариев и репостов. Так же следует выделить такой момент, что по статистике из 20 постов про Трампа в Facebook только 1 был позитивным, т.е. имел и имеет место быть вирусный эффект вокруг личности нынешнего американского президента.

Ссылки на аккаунты Дональда Трампа:

https://www.facebook.com/DonaldTrump/

https://twitter.com/realDonaldTrump

https://www.instagram.com/teamtrumpofficial/

https://www.youtube.com/channel/UCAql2DyGU2un1Ei2nMYsqOA

В России 2017-й политический год ознаменован возрастанием роли мессенджеров, в частности феноменом стали расплодившиеся как грибы политические Telegram-каналы, через которые распространяются анонимные или не очень анонимные «инсайды», сбывающиеся с разной степенью вероятности. При этом политологи высоко оценивают Telegram, как средство влияния на политическую ситуацию и политический класс за счет того, что информация, которая там транслируется, отсутствует на официальных каналах. При этом политическое Telegram-сообщество – это довольно узкая прослойка элиты, чиновников, журналистов, пиарщиков и простых людей, которые достаточно серьезно интересуются политикой. Т.е. послание, запущенное Telegram не доходит до основной части электората и напрямую на него не влияет. Однако, несмотря на это, власть активно работает с мессенджерами и Telegram в частности, активно подогревая интерес к нему регулярными новостями о возможном его запрете.

Виктор Афонин, политтехнолог

Ссылки:

1. How the Presidential Candidates Use the Web and Social Media http://www.journalism.org/2012/08/15/how-presidential-candidates-use-web-and-social-media/

2. Obama Uses 'Don't Forget To Be Awesome' In Chat, Internet Freaks Out http://www.nytimes.com/2008/07/07/technology/07hughes.html

3. Social Media and Voting http://www.pewinternet.org/2012/11/06/social-media-and-voting/

4. The Internet’s Role in Campaign 2008 http://www.pewinternet.org/2009/04/15/the-internets-role-in-campaign-2008/

5. How Facebook ads helped elect Trump https://www.cbsnews.com/news/how-facebook-ads-helped-elect-trump/

{ "author_name": "Victor Afonin", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 4, "likes": 0, "favorites": 0, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "31272", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]