Как рассказывать истории, способные приносить деньги

Умение рассказывать истории (более известное как storytelling) – важный навык для любого стартапера, когда из стадии «зеленого проекта» работа переходит в стадию более зрелого и готового к привлечению новой качественной аудитории.

На самом деле, в рассказывании историй (и речь не только о питчах и презентациях) нет ничего нового: искусство рассказчика само по себе такое же старое, как вся человеческая культура, и появилось оно задолго до того, как возникла письменность. Почему книги Сета Година и его выступления пользуются такой популярностью даже спустя много лет после их выхода? Почему умелых спикеров приглашают выступать на TED-конференциях по несколько раз с — по сути — одними и теми же историями о своем бизнесе или о личном опыте?

Из чего состоит хорошая история и как освоить навыки умелого рассказчика, который способен покорить аудиторию?


Будьте просты


Хорошие истории всегда просты и понятны для слушателей. Рассказчику стоит излагать их простым языком, чтобы аудитории не надо было тратить время на интерпретацию и осознание тех фактов и цифр, которые на них сыплются.

Простота запоминается лучше всяких изысков, потому что аккумулировать и освоить переданную таким образом информацию в разы легче.

Эмоциональность не повредит


Хороший рассказчик всегда эмоционален в пределах разумного: эмоции сухую и скучную лекцию превращают в настоящую историю. Юмор, экспрессия, нотки разных эмоций могут украсить даже доклад о финансовых потоках (только не увлекайтесь). Простой перечень фактов, фамилий и цитат любую — даже академическую — аудиторию на 100% вгоняет в сон и тоску смертную.

Сила в правде


Речь идет не о сухом языке цифр и фактаже без единого отступления. Вы должы быть уверены в том, о чем рассказываете, быть честны с аудиторией, с собой, со своей командой, партнерами и даже с теми инвесторами, у которых намерены просить денег после собственного выступления. Не стоит приукрашивать плохое или расцвечивать во все цвета радуги всё хорошее.

Реальность лучше сказок


Порой в реальности проект переживает взлеты и падения покруче, чем в любых фильмах про Марка Цукерберга. Никто не ждет от вас сказок или обещаний безоблачного будущего. Говорите то, что есть на самом деле и что вы хотите получить в итоге. Своими словами рассказывайте реальную картину: даже если она не слишком привлекательна сейчас, открытость сыграет в вашу пользу.

Соблюдайте достоверность


Хорошую и достоверную историю одинаково внимательно будут слушать и 10, и 10 тысяч слушателей. И даже для одного слушателя (вашего потенциального венчурного ангела) достоверной и честной истории будет достаточно. Слушают только то, что правдиво, живо, интересно и увлекает манерой изложения. Складные сказки или умелое вранье никого не привлекает: профессионалы сразу раскусят обманщика, простофили вам не помогут (хоть и поверят), а вруны вроде рассказчика-лгуна сами вас обманут.

Соблюдение простых правил, перечисленных выше, сделают вас если не богом сторителлинга, то хотя бы умелым и интересным оратором, способным защитить свою команду и свою идею в любой дискуссии и представить ее в положительном свете на различных мероприятиях.

По материалам: TNW