Alina Safronova
1 479
Блоги

Ликбез по персональным данным для компаний, которые их обрабатывают

Термины, нюансы и частые заблуждения — в материале от экспертов службы безопасности компании «Онланта» (входит в группу компаний ЛАНИТ).

Поделиться

В избранное

В избранном

Разбираемся в юридической терминологии и тех самых нюансах, из-за которых можно оказаться в суде.

Объясняем термины человеческим языком

Главный закон, который регулирует отношения, связанные с обработкой персональных данных — это Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных».

Первый термин, который требуется понимать, — персональные данные.

Что такое персональные данные

Это любая информация, с помощью которой можно идентифицировать человека: например, ФИО, дата рождения, образование, доходы и даже семейное положение. Вы спросите: «А что, моя фамилия, напечатанная на визитке, — это тоже персональные данные?»

Ответ: «Да». По закону неважно, напечатана ли на визитке только ваша фамилия или в сочетании, например, с номером телефона и адресом. И первое, и второе, и третье — персональные данные. Правда, за хранение визитки или номера телефона девушки в телефонной книге отвечать по закону не придётся, но об этом ниже.

Идём дальше. В СМИ постоянно пишут «хранение персональных данных». Правильно говорить не хранение, а обработка персональных данных. В чём разница? Хранение — это лишь часть того, что называется обработкой персональных данных. Любые действия, которые вы совершаете с персональными данными (собираете, накапливаете, храните, передаёте, изменяете), в законе обозначены как «обработка персональных данных».

Важно понимать, что в законодательстве выделяется два субъекта персональных данных: оператор и обработчик. Оператор осуществляет обработку персональных данных, а также определяет цели их обработки, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными.

Обработчик — это тот, кто совершает какие-либо действия с персональными данными: сбор, хранение, систематизацию, накопление, уточнение, обновление, изменение, удаление, обезличивание и так далее.

На самом деле, обработчик — это не только конечный пользователь, которому персональные данные нужны для работы, но и любой промежуточный пользователь, через руки которого прошли эти персональные данные. Показываем на практике.

Задачка

У интернет-магазина есть база данных клиентов, которая размещена в «облаке» сторонней компании. С этой базой работает маркетинговое агентство. Вопрос: сколько операторов персональных данных мы имеем?

Правильный ответ — одного. Это интернет-магазин, который задаёт цели обработки персональных данных. Второй вопрос: сколько обработчиков персональных данных мы имеем? Правильный ответ — два.

  1. Компания, в облаке которой размещена база данных интернет-магазина.
  2. Маркетинговое агентство, которое извлекает данные и на основе этих данных может подготовить рекламное предложение клиентам.

Персональные данные обрабатываются во множестве различных учреждений: например, в банках, школах, поликлиниках, визовых центрах. Не говоря уже про интернет-страницы, где мы регистрируемся, оставляя свои адреса электронной почты и телефонные номера. Но как и где именно?

Нюанс

В законе есть такой малопонятный термин, как «информационная система персональных данных». Если попытаться объяснить простыми словами — это целый комплекс, состоящий из серверов баз данных, технических средств, обеспечивающих их обработку, и информационных технологий. В соответствии с законодательством любую информационную систему персональных данных необходимо защищать.

Методы защиты информации бывают разными.

  • Физическими: например, в комнате, где расположены компьютеры, могут быть установлены камеры, использоваться пропускной режим, сигнализация.
  • Техническими — c помощью специализированных средств защиты информации.
  • Административными: всевозможные регламенты и правила, регулирующие обработку персональных данных внутри компании.

Пример

Одно из средств защиты информации — это обезличивание персональных данных. Что это такое? В визовом центре каждому подающему на визу человеку присваивается отдельный идентификационный номер. Сам по себе номер не относится к персональным данным, так как обезличивает человека: по нему нельзя определить лицо, подавшего документы на визу.

Кажется, я обрабатываю персональные данные

Итак, с терминологией разобрались. Теперь всем представителям бизнеса, в особенности индивидуальным предпринимателям, у которых может быть всего несколько сотрудников в штате, стоит честно ответить на вопрос: «Обрабатываю ли я персональные данные?»

Да, если вы владелец сайта с посещаемостью пять человек в неделю, но на нём есть форма обратной связи с полями «ФИО, адрес электронной почты, телефон». Информация о том, для каких целей вы собираете персональные данные, как вы их используете, должна быть представлена на вашем сайте.

Да, если вы обрабатываете персональные данные своих сотрудников или сторонних специалистов, нанятых для выполнения каких-то работ.

Да, если вы работаете с частными клиентами и вам требуются их паспортные данные для заключения договоров — это касается турагентств, фитнес-центров, разного рода сервисных компаний, интернет-магазинов и прочего.

И снова да, если вы бюджетная организация, политическая партия или детский сад. Последние обладают не только информацией о ребёнке, но и о его родителях, включая место работы и должность. Не говоря уже о медицинских учреждениях — там море личной деликатной информации, которую необходимо надёжно хранить.

Однако если вы используете данные для личной коммуникации без коммерческой выгоды, то требования законодательства на вас не распространяются и ни о какой уголовной ответственности речи идти не может.

Например, использование вами контактов, напечатанных на визитке, которую вы получили от коллеги, или номеров телефонов в записной книжке на смартфоне, информации в социальных сетях не накладывает на вас ответственность перед законом.

Главное — не разглашать данные рекламодателям и не публиковать их без разрешения владельцев персональных данных в открытом доступе.

Определяем категорию персональных данных

Поздравляем, вы — гордый обладатель звания «оператор персональных данных». Самое важное теперь — понять, какие именно персональные данные вы обрабатываете. Потому что именно от категории персональных данных зависит, как данные защищать и каким требованиям нужно соответствовать. Категории подробно описаны в ФЗ-152 и постановлении правительства от 1 ноября 2012 г. N 1119.

Категории персональных данных простыми словами:

Общедоступные персональные данные: данные из открытых ресурсов, которые публикуются субъектом персональных данных или с его одобрения. Общедоступные данные — это данные из СМИ или интернета.

Пример: информация, выложенная в открытый доступ в социальных сетях или на сайте компаний. Номер телефона и семейный статус, опубликованный в открытом доступе в Facebook. Имя сотрудника и занимаемая им должность на сайте работодателя.

Биометрические персональные данные: к этой категории причисляются все данные по физиологическим и биологическим особенностям людей.

Пример: вес, рост, цвет глаз или волос, длина волос, группа крови, фотография.

Персональные данные специальной категории: сюда относится информация о принадлежности к какой-либо расе и нации, политические взгляды, религиозные и философские убеждения, состояние здоровья или интимной жизни.

Пример: врачебный диагноз (информация о том, чем вы болели, когда, какой врач вас лечил).

Персональные данные иных видов — сюда входят персональные данные, не вошедшие в указанные выше категории.

Пример: корпоративная информация. Карточки учёта сотрудников, в которых содержатся сведения, с которыми работает HR и бухгалтерия: зарплата, периоды отпуска, даты приёма на работу.

Категория, количество, тип угроз — уровень защиты

После того, как вы определились с категорией персональных данных, вам надо понять точное количество данных, которое вы обрабатываете: до 100 тысяч или свыше 100 тысяч.

Узнали категорию и количество, определите тип угрозы:

Угрозы №1. «Дыры» и уязвимости в операционной системе. Пример: уязвимости, которые используют хакеры для проникновения в операционную систему с целью хищения информации.

Угрозы №2. «Дыры» и уязвимости в прикладном ПО, то есть в софте, который используется в вашей повседневной работе. Пример: Word, Excel.

Угрозы №3. Все другие угрозы, не указанные в первых двух типах. В первую очередь, человеческий фактор. Сотрудник может оставить открытым документ на незаблокированном компьютере, отправить документ на печать на чужой принтер или по электронной почте.

Количество персональных данных, категория, тип угроз — все вместе позволяют определить, какой уровень защиты требуется вашей информационной системе. Всего сейчас существует четыре уровня защиты.

Первый и самый высокий уровень защиты чаще всего применяется для обработки персональных данных в государственных органах и медицинских учреждениях. Четвёртый уровень защиты — самый простой, чтобы его обеспечить, иногда достаточно выполнить организационно распорядительные меры, в основном он касается защиты общедоступных данных.

Определить уровень защиты можно по этой таблице.

Пример

Больница обрабатывает персональные данные своих пациентов — это персональные данные специальной категории. Также она обрабатывает персональные данные сотрудников — это персональные данные иной категории. Скорее всего, у больницы две базы данных. Если сложить обе базы, получится общее количество персональных данных, которые крутятся в информационной системе этой больницы.

Например, всего их — до 100 тысяч. Далее смотрим, как обрабатываются данные: автоматизировано (в компьютере) или не автоматизировано (в ручной картотеке). Если всё автоматизировано, смотрим, какое ПО использует больница, какие у него есть уязвимости.

Исходя из этого выявляются угрозы и их уровень. Складываем все факторы и получаем класс защиты второго уровня. Смотрим, какие требования в законе прописаны ко второму уровню защищённости. На базе этих требований необходимо будет построить защиту информационной системы для соответствия требованиям ФЗ.

Немного про опасность утечек персональных данных

Зачем вообще так беспокоиться о защите персональных данных? Персональные данные — это дорогой товар на чёрном рынке. За профиль, содержащий полные данные медицинской карты человека, мошенникам готовы платить внушительные суммы. Отдельный рынок — продажа деталей банковских карт; аккаунты в социальных сетях.

Последствия утечки персональных данных бывают разными. Данные могут оказаться в открытом доступе в интернете: например, в сети легко можно найти украденные базы данных с адресами и телефонами клиентов компаний. Зная имя и фамилию, любой может узнать домашний адрес человека, залезть в соцсети, посмотреть профиль или просто написать SMS на мобильный телефон.

Персональные данные могут попасть в базу назойливой рассылки какой-нибудь коммерческой организации, тогда их владельца начнут одолевать непрошенными предложениями услуг. Также ими могут воспользоваться интернет-мошенники для онлайн-казино или чтобы открыть электронный кошелёк.

В худших случаях злоумышленник может выдать себя за другого человека и взять кредит на чужое имя. К числу наиболее тяжёлых последствий утечек персональных данных относятся: противоправные действия с недвижимостью, кража денег с банковских карт, шантаж родственников и регистрация фирмы.

Бремя ответственности

Вы поняли важность вопроса и готовы нести ответственность? Правильно. Потому что ответственность за сохранность персональных данных полностью лежит на операторе.

Это значит, что оператор должен позаботиться о том, чтобы информация не утекла в публичный доступ или не попала в руки третьих лиц, которые не имеют на неё никаких прав. Для этого требуется постоянный мониторинг и предотвращение угроз безопасности данных, контроль за уровнем сохранности информации и её восстановление в случае утраты.

В нашей стране Роскомнадзор контролирует соблюдение законодательства в области обработки персональных данных. Этот орган реагирует на жалобы, регулирует отношения между субъектами и операторами.

За технические требования по защите информации отвечает ФСТЭК и ФСБ: они вырабатывают требования и контролируют их исполнение.

Требования по обработке персональных данных

А теперь пришло время изучить таблицы с требованиями по технической защите персональных данных. Подробности можно найти в приказе Федеральной службы по техническому и экспортному контролю от 18 февраля 2013 г. N 21.

Но начните хотя бы с этого:

  1. Зарегистрируйтесь в Роскомнадзоре как оператор персональных данных. Требуется подать заявление в Роскомнадзор в бумажном или электронном виде. Информация по ссылке.
  2. Получите согласие в письменном виде от всех субъектов, чьи персональные данные обрабатываются. Согласие на обработку персональных данных — это главный юридический документ, который подтверждает законность обработки персональных данных.
  3. Разработайте внутреннюю документацию. Ввод в действие приказом руководителя организации «Положения об обработке персональных данных». В этом документе оператор поясняет, как он планирует использовать персональные данные, для чего и куда они будут переданы. Это основополагающий документ, который требуется любому оператору персональных данных. На его основании разрабатываются все остальные распорядительные документы.

Многие владельцы сайтов думают, что если посетитель нажал кнопку «Я согласен на обработку персональных данных», юридических проблем не будет, а обработка данных автоматически попадает в легальное поле. Это не так.

С юридической точки зрения есть только два способа подтвердить своё согласие на обработку персональных данных: поставить подпись на бумаге или при помощи электронной цифровой подписи.

Во всех остальных случаях, если дело дойдёт до суда, владелец сайта никак не сможет подтвердить, кто именно нажимал кнопку «Я согласен». Остаётся только надеяться, что субъект, пришедший к вам на сайт, добровольно передаёт свои данные и жалобу не подаст.

Эксперты службы безопасности компании «Онланта»

Неужели действительно могут быть проверки

Да, проверки могут быть от Роскомнадзора.

Ежегодно Роскомнадзор публикует перечень проверок выборочно из списка зарегистрированных операторов, если компания попала в перечень проверок, то следующая плановая проверка возможна не ранее чем через три года. Посмотреть, не попала ли ваша компания в список этого года, можно здесь.

Проверки вне плана обычно вызваны жалобами. Если проверка внеплановая, вас о ней должны предупредить за сутки в письменном виде.

Также могут быть документарные проверки. При документарной проверке вам пришлют список документов, копии которых надо будет отправить в Роскомнадзор.

Иногда Роскомнадзор делает выездные проверки: инспекторы лично наносят визиты, чтобы проверить компанию на месте.

Подготовка к любой из этих проверок — трудоёмкое занятие. Будете ли вы решать задачу подготовки к проверке самостоятельно, или привлечёте внешних специалистов, для начала надо определить, кто в компании будет отвечать за соблюдение ФЗ-152.

Штрафы, суды и другие ужасы

За нарушение 152-ФЗ предусмотрена гражданская, уголовная, административная, и дисциплинарная ответственность.

Итак, Роскомнадзор провёл проверку, если он обнаружил несоответствия законодательству, он выдаст предписание следственному комитету провести разбирательство по факту нарушения закона «О персональных данных».

После этого прокуратура начнёт проверку, в ходе которой она может приостановить деятельность компании: изъять базу данных компании, в частности, компьютеры, на которых производилась обработка персональных данных.

Нарушителей закона прежде всего ждут штрафы. Размеры штрафов варьируются в зависимости от правонарушений. Так, за обработку персональных данных без письменного разрешения субъектов юридическим лицам придётся понести административную ответственность.

Даже если оператор готов заплатить штраф, а по меркам крупного бизнеса он не кажется огромным, правонарушителю всё равно придётся устранить несоответствие перед законом (например, удалить хранящиеся данные) и уведомить об этом Роскомнадзор.

Худший сценарий — это если Роскомнадзор решит отозвать лицензию компании, запретить бизнесу обработку персональных данных, а сайты, незаконно публикующие персональные данные граждан, подвергнуть блокировке.

За прошедшие несколько лет в России самый громкий скандал был связан с блокировкой сайта LinkedIn, владельцев которого обвинили в обработке персональных данных граждан без их согласия на серверах, находящихся за пределами РФ. Также «нашумела» блокировка сервиса autonum.info.

Сколько мне это будет стоит денег и сил

Организовать обработку персональных данных можно самостоятельно или с помощью компании, которая предоставляет подобную услугу.

Если решили обрабатывать персональные данные самостоятельно, потребуется:

  1. Разобраться, какую категорию персональных данных вы обрабатываете и какие есть технические требования к их защите.
  2. Своими силами или с помощью ИТ-компании разработать технические решения, подготовить закупки необходимого оборудования и программного обеспечения, установить его и внедрить.
  3. Оформить все юридические документы. Разработать комплект внутренних документов: инструкций и регламентов.

На это уйдёт в лучшем случае три-четыре месяца, стоимость такого внедрения может составить 200-300 тысяч рублей — это стоимость покупки оборудования, лицензий. Трудозатраты и дальнейшая поддержка информационной системы — отдельная статья расходов. Также потребуется администратор, который будет контролировать работу системы.

Если говорить объективно, совсем маленькие компании просто не выполняют все требования закона в надежде, что проверки не будет. Возможно, её действительно не будет. Другие компании создают «потёмкинские деревни», лишь делая вид, что обрабатывают персональные данные в соответствии с требованиями законодательства, иными словами, «покупают» необходимые документы.

В следующем материале мы покажем, как посчитать стоимость обработки персональных данных внутри компании и расскажем, когда выгоднее заниматься обработкой персональных данных самим, а когда лучше отдать на хранение в «облаке».

{ "author_name": "Alina Safronova", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 11, "likes": 16, "favorites": 17, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "33380", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "create", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } } ]