Чего ждать от «умных» телевизоров Статьи редакции

На прошлой неделе Google объявил о подготовке к запуску собственного ТВ-проекта под названием Android TV. Это уже второй проект поискового гиганта по выходу на большие экраны. ЦП исследовал телевизионные устройства, чтобы понять, как развивается рынок.

Android TV, согласно анонсу Google, не собирается превращать телевизор в смартфон. Проект представляет собой удобный интерфейс для поиска и просмотра видео при помощи разных сервисов, платной и бесплатной подписки. Также сообщается, что разработчики уже делают специальные упрощенные версии своих Android-приложений для ТВ-контента.



Впрочем, с момента появления слухов о том, что компания Apple хочет выпустить свой собственный телевизор, на рынок выходило множество подобных гаджетов. Скорость, с которой они появлялись в интернет-магазинах, напрямую сказывалась на количестве их недостатков. В итоге идеального решения до сих пор нет.

Например, Equiso. Проект, собравший деньги на Kickstarter, перезапускался три раза — причина заключалась в обилии недоработок. В итоге им все же удалось сделать качественное устройство. Гаджет, размером с зажигалку, объединил возможности смартфона, телевизионной приставки и медиаплеера.

Функционально Equiso — это Android-смартфон с телевизором вместо экрана. Только управлять устройством придется не при помощи мультитач-дисплея, а через пульт управления — с одной стороны у него находятся навигационные кнопки, а с другой — QWERTY-клавиатура. В пульт встроен гироскоп — с ним можно контролировать курсор на экране, наподобие Playstation Move или джойстика WiiMote. Однако такое интересное решение кроет в себе и главный его недостаток. При помощи пульта управления невозможно применить мультитач-жесты.



Получается, что в руках потребителей оказались преимущества Android без возможности их использования. Даже полный доступ к магазину Google Play не скрашивает ситацию — частью приложений просто невозможно воспользоваться.

Другая крайность — устройство, умеющее транслировать информацию с компьютеров, планшетов и смартфонов, Google Chromecast. Несмотря на ограниченную функциональность, гаджет пользуется спросом — за год продано миллион адаптеров.

Устройство длиной в два дюйма работает через HDMI разъем телевизора. Причем миниатюрный приемник может работать с Android, PC, Mac (через браузер Google Chrome) и даже с iOS-устройствами.



Chromecast прост в использовании. Контент на планшете, ноутбуке или смартфоне — видео, аудио или страница Google Chrome — можно одной кнопкой отобразить на телевизоре. При схожих возможностях, Chromecast значительно меньше и дешевле своего конкурента Apple TV. Однако, не предусматривает возможности для автономной работы — без связки с другим устройством Chromecast бесполезен.

Apple TV выигрывает и в количестве доступного контента — приставка имеет прямой доступ к самому крупному интернет-магазину музыки и видео iTunes Store. Навигация осуществляется при помощи минималистичного пульта управления. Также, как и в Google Chromecast, есть возможность транслировать контент с других устройств — правда, только на базе iOS.

В Купертино не стали внедрять полноценный игровой функционал в Apple TV. Зато реализовали интересную интеграцию, названную AirPlay — запустив игру на iOS-устройстве, можно транслировать ее на телевизор. При этом все управление сохранится на iPad или iPhone. Такой подход Apple пропагандирует для сторонних разработчиков — при проектировании iOS-приложений можно учесть наличие у пользователя AirPlay и придумать интересное расположение элементов управления.



В Apple TV есть ограниченный список приложений. При этом полноценного магазина по их продаже нет. Для разработчиков, желающих работать с телевизионной платформой от Apple, не предусмотрено таких удобных программ, как для iOS. В целом система является закрытой, что осложняет интеграцию со сторонними сервисами.

Гораздо лояльнее к разработчикам относятся в Amazon. Функционал приставки Fire TV идентичен Apple, но компания предоставляет разработчикам ресурсы для проектирования и возможность загрузить приложение в их магазин.



Впрочем, сегодня самым популярным решением на рынке являются телевизоры со встроенными «умными» функциями — Smart TV. По своей сути это экраны, имеющие доступ к интернету через свои собственные интерфейсы. Их производители шагнули далеко вперед — уже продаются телевизоры, умеющие распознавать голос, распознавать лица и считывать движения пользователя.

Для разработчиков доступны магазины приложений. Технологии не самые сложные — для Smart TV создаются браузерные приложения при помощи HTML5, JavaScript и CSS. Кроме того, есть возможность использовать ресурсы телевизора — камеру, память, пользовательские настройки. Процедура публикации приложения схожа с подобными в Google Play и App Store.

Приложения для Smart TV, как правило, являются дополнениями веб-сервисов на большом экране. Например, Spotify, Flickr, Twitter и Facebook. Разработчики максимально адаптируют свои приложения для работы с пультом дистанционного управления и ограниченными возможностями ввода текста.



Сложность кроется отнюдь не в разработке. Проблема в том, что каждый производитель создает свою собственную платформу. Samsung, LG, Sony, Panasonic, Sharp, Boxee, InView, WyPlay, YouView и HBBTV — это неполный список производителей платформ для умных телевизоров. Причем часть систем закрытые и не имеют программ поддержки для разработчиков. Конечно, это сильно усложняет процесс разработки, так как универсальный продукт в такой системе создать нельзя.

На этом рынок телевизионных устройств не заканчивается. Недавнее исследование показало, что чаще всего пользователи предпочитают смотреть телевизионный контент с помощью игровых консолей, таких как Sony Playstation, Nintendo Wii, Microsoft Xbox 360. Затем идут медиа-центры, наподобие Roku и Apple TV. Smart TV же, согласно исследованию, заняли лишь шестое место.