Konstantin Tsivin
2 733
Блоги

10 главных технологических трендов на Mobile World Congress 2018

О том, какие мобильные технологии сейчас на пике популярности — в обзоре Константина Цивина, вице-президента по развитию бизнеса «АстроСофт».

Поделиться

В избранное

В избранном

MWC 2018, Barcelona

Беспилотные автомобили и дроны

Только ленивый не представил свои connected cars. Daimler, например, готов поставить на рынок машины 4-го уровня (высокий уровень автоматизации управления) в 2020 году и 5-го уровня (полностью автоматическое управление) в 2021 году. Сдерживающим фактором выступает законодательство, запрещающее полностью автоматическое управление транспортным средством.

Connected cars

Ещё большее количество участников продемонстрировали свои дроны, или БПЛА. Сценарии использования: геологоразведка, инспекция нефте- и газопроводов, морских портов, исследование опасных зон (загрязнённых, отравленных и пр.), картографирование, доставка товаров, медикаментов и пр. При этом актуальной остается проблема организации коммуникации между дронами в условиях отсутствия устойчивого покрытия GSM. Вообще, мультиагентные системы и все, что с ними связано, – безусловный тренд.

Биометрические технологии

На пике – прототипы датчиков быстрого распознавания лиц, вен (структуры вен), отпечатков пальцев, радужной оболочки глаза, в том числе, для обнаружения несанкционированного доступа. Глобально, рынок биометрических сенсоров оценивается в $44,5 миллиардов к 2022 году.

В настоящий момент основная часть стоимости таких сенсоров – железо. Есть даже термин, определяющий модель нынешней монетизации технологии: Hardware-centric model. Суть модели: продал и забыл.

В будущем биометрические технологии могут привести к ID-менеджменту, когда вся информация о конкретном землянине, его местонахождении и состоянии здоровья (и души?) станет доступной для анализа.

Альтернативная модель, предлагаемая для ближайшего будущего, – Silicon-as-a-service (SAAS), подразумевает построение вертикалей, объединяющих поставщиков био-чипов, мобильных операторов, операторов дата-центров. Цель: максимально полезно использовать собираемые данные, например, объединять и анализировать данные с конкретного био-сенсора с геолокационными данными для более быстрого оказания помощи.

По сути, такое объединение приведёт к т.н. ID-менеджменту, когда вся информация о конкретном землянине, его местонахождении и состоянии здоровья (и души?) станет доступной для анализа. Финальной стадией такого развития станет модель Biometrics-as-a-service (BAAS), предполагающая абсолютно бесплатное распространение (внедрение) био-чипов. Оплате подлежит только информация, получаемая от них.

«Умные» вещи или «подключенные» люди?

Уже сейчас количество connected things превышает 8 млрд. В прогнозах на будущее лидеры отрасли расходятся, но однозначно то, что завтра количество «умных» вещей будет в десятки раз превышать количество не только «подключеных» (к интернету) людей (connected people), но и людей вообще.

Деньги в работе с «умными» вещами, а не людьми.

Следствием «подключенности» людей становится тотальная персонализация. В режиме реального времени происходит сбор и анализ персональных данных для прогнозирования поведения конкретного человека, адаптирующейся рекламе – не за горами то время, когда рекламные щиты будут нас сканировать и отображать рекламу в соответствии с нашими потребностями и состоянием, не без участия тех же смартфонов, фитнес-трекеров и т.п.

Правда, до этого предстоит решить ряд вопросов, связанных с законодательством о защите персональных данных.

Смена системы платежей за мобильную связь

Вместо того, чтобы собирать помесячную плату, Deutsche Telekom предлагает внедрить систему «lifetime fee», по которой за 10 евро пользователям будет предоставляться 500 мегабайт интернета для каждого «умного» устройства на протяжении 10 лет. Другая программа предусматривает ежегодный платеж в 6 долларов за 12 Мб/connected device. Для США рассматривается программа ежегодной оплаты в $20 за безлимитное подключение к IoT любого количества устройств.

Тотальное нашествие 5G

По мнению генерального директора GSMA Mats Granryd, уже можно говорить о наступлении «новой эры мобильных технологий». По прогнозам GSMA, к 2025 году охват 4G будет составлять 53% от всего количества глобальных подключений (к концу 2017 года было 29%). Ожидается, что к этому добавится и 14% 5G – подключений.

Количество проданных устройств 5G увеличится с 2 миллионов в 2019 году до 1,5 миллиарда к 2025 году. Идёт грызня по поводу того, кто первым запустит сервисы 5G и кто вообще к этому готов. Основные участники гонки: Nokia, Huawei, Ericsson.

Основные участники гонки: Nokia, Huawei, Ericsson.

Nokia объявила о создании коалиции с Vodafon Italy с целью запуска в конце 2018 года триальной версии системы 5G в Милане на базе Nokia AirScale Massive MIMO антенн и модуляторов, которые уже готовы к работе в стандартах 3GPP и 5G. Кроме того, Nokia подписала соглашение с China Mobile о кооперации в создании «умных» городов, «умного» транспорта и интеллектуальных систем анализа видеосигналов. Аналогичные переговоры генеральный директор Nokia Radjeev Suri ведёт с Orange и Telefonica.

При этом T-Mobile и Sprint решили не поддаваться всеобщему ажиотажу и отложили старт внедрения технологий 5G на начало 2019 года. T-Mobile планирует построить сети 5G в 30 городах США, используя частоты 600Мгц, 28ГГц и 39ГГц c использованием оборудования Ericsson и Nokia.

Мало кто понимает, как будет работать оборудование на миллиметровых волнах.

Neville Ray
Главный технический директор T-Mobile

Безопасность

С внедрением 5G количество и качество хакерских атак будет расти.

Chris Penrose, директор подразделения IoT solutions в AT&T, утверждает, что количество хакерских атак на этого оператора увеличилось за три годя на 3,198%.

Paul Williamson, вице-президент в ARM, считает, что мы должны научить машины обучаться самообороне для защиты пространства IoT. По его мнению, никакие человеческие усилия по обеспечению кибербезопасности не сравнятся с возможностью машин обучаться и обучать друг друга предупреждению и отражению хакерских атак («знает один = знают все»). Машинное обучение (ML, Machine Learning) становится наиболее актуальным направлением развития человеческой мысли. Сопротивляться должен каждый игрок IoT: от умного грузовика до простейшего маячка Bluetooth.

Как римские императоры заставляли своих слуг пробовать еду, чтобы не отравиться самим, так и наши устройства должны уметь «пробовать» ситуацию на возможную опасность и тестировать уязвимость системы.

Paul Williamson
Вице-президент в ARM

Dirk Backofen, старший вице-президент Deutsche Telekom призывает относиться к кибербезопасности как к актуальнейшему вопросу. Ежедневно DT отражает 6 млн. попыток взлома датчиков; более 100 000 атак на частные аккаунты; ловит более 1 000 вирусов. В сумме, около 1 миллиарда событий, связанных с безопасностью.

Распознавание речи

Amazon считает, что распознавание речи на различных языках планеты гораздо более актуальная задача, чем распознавание изображений. Giulio Montemagno, директор Europe for Amazon Pay, ввёл термин Voice Commerce. По его прогнозам, персональные голосовые ассистенты станут в ближайшем будущем неотъемлемой частью человеческой жизни. В этом он видит революцию во взаимоотношениях людей и устройств.

В эту же дуду дудят PullString, Apple, Microsoft, Google. Основной вызов для нынешних технологий состоит в том, что люди общаются между собой не только словами и предложениями, но и некими экспрессивными сигналами, пока непонятными машинам.

Искусственный интеллект в смартфонах

Например, Micron Technology презентовала разработку новых модулей памяти для использования AI (ИИ) в смартфонах. Цель: речевой анализ, анализ поведения в различных ситуациях и предсказание на основании полученных данных грядущих действий и/или желаний пользователя. Что это будет: голосовой «подсказчик» наиболее оптимального в данной ситуации поведения, а также рекомендации к совершению той или иной покупки. На первом этапе это будет именно «ассистент покупателя».

Другая возможная область применения – предсказание землетрясений и/или других природных катаклизмов. Калифорнийским университетом Беркли уже разработано мобильное приложение MyShake, работающее как сенсор определения изменений окружающей среды и предсказания грядущих природных/тектонических изменений. По сути, это персональный сейсмограф.

Узкополосный интернет вещей

Одна из «фишек» Конгресса – NB-IoT (Narrow-band IoT). Все говорят о нём и показывают свои устройства и системы. Акцент на этом делают компании Huawei, SK-Telecom и многие другие.

T-Mobile совместно с ToolSense на основе данной технологии создали систему «умных» инструментов: в дрели и пр. вставляются чипы, которые передают по сети оператора данные об использовании инструмента: сколько секунд в каком режиме работал, частоту вращения, вибрацию и кучу других параметров. Из этой кучи, с помощью специальных алгоритмов, для каждого конкретного случая фильтруется полезная информация.

Посекундная аренда электроинструмента Metabo на основе NB-IoT

Для чего это сделано? Новый тренд – sharing economy. Иметь, не приобретая – это легко и приятно. Люди не просто перестают покупать вещи – им уже не хочется платить даже ежедневную аренду. Другое дело – посекундная аренда, когда платишь исключительно за полезное время использования. По такой схеме в Германии уже можно арендовать инструменты у компании Metabo.

Виртуальная и дополненная реальность

По прогнозам Goldman Sachs, рынок оборудования VR/AR может достичь $110 млрд. к 2025 году. Люди развлекаются, но есть и полезные применения. Так, французская компания SimforHealth продемонстрировала VR-решение, которое позволяет врачам улучшить свой практический опыт оперирования на открытом сердце.

Подводя итоги

Отмеченные здесь тренды вовсе не покрывают всего, что было представлено на Конгрессе. Это лишь то, на чём сфокусировался мой взгляд. Не исключено, что другие посетители отметили для себя другие технологии, предметы и события. Тем и интересен Конгресс, что, пожалуй, каждый найдёт там что-то, что заинтересует именно его и его компанию.

#будущее #технологии

{ "author_name": "Konstantin Tsivin", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435","\u0442\u0435\u0445\u043d\u043e\u043b\u043e\u0433\u0438\u0438"], "comments": 4, "likes": 58, "favorites": 42, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "34671", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]