Принцип Питера или почему вокруг одни болваны?
В 60-х годах прошлого столетия, канадский педагог Лоуренс Питер, разработал теорию, которая получила удивительное название: «Принцип Питера». Но на этом он не остановился, и написал книгу, которая получила столь же удивительное название — «Принцип Питера».
О чем?
Книга вышла в конце шестидесятых и объясняет: Почему среди начальников так много тупиц и идиотов? Судя по ней, тупые начальники в детстве были как мы, или немного хуже. Многие из них учились в школе, а кто-то даже нормально понимал русский язык.
К сожалению, в прошлом любого начальника-тупицы есть как минимум один трагический случай — его повысили. Этот болван оказался на месте, которое ему не-по-зубам. К несчастью, даже если он понимает свою некомпетентность, то будет находиться на месте, пока не уйдет на пенсию или не покинет систему.
С чего бы это?
Возможно, Лоуренс Питер придумал свой принцип, когда в очередной раз застрял на машине в болотах провинции Онтарио. Видимо, тракторист, выходец из СССР, поделился народной мудростью: «Чем круче джип, тем дальше идти за трактором». Эта мудрость все изменила.
Случай натолкнул Питера на исследование закона, что гласит: «Любая хорошо работающая вещь или идея будет использоваться во все более сложных условиях, пока не станет причиной катастрофы». Когда у вашей сумки или пакета рвутся ручки прямо на выходе магазина — это работа закона.
Так вот, согласно Принципу Питера: любой сотрудник в иерархической системе, двигаясь по карьерной лестнице, достигает в конце-концов такой должности, для которой он будет некомпетентен. Это приводит к тому, что структуры работают не так, как задумано. Учебные заведения не учат знаниям, в судах не торжествует справедливость, а правительства не поддерживают порядок.
Чушь, правда же? Это же не касается нас с вами? Просто вокруг много начальников-тупиц и подчиненных-балбесов.
Обоснование
Питер рассказывает, что когда руководство выбирает кандидата на вакансию, то смотрит не на то: кто-как одет, или кто-как лучше всего хвалит руководство, а на количество претензий к нему в нынешней должности.
Повышение в должности связано с изменением обязанностей. Если секретарша Алочка сможет приносить не только кофе, но и прибыль фирме, то она окажется кандидатом на дальнейшее повышение.
Таким образом, пока сотрудник проявляет компетентность, он поднимается в должности. Но рано или поздно Алочка окажется на посту, где недостаточно будет ее длинных ног и диплома юрфака Гарварда. С этого момента Алочка перестанет быть кандидатом на повышение и застрянет на своем месте.
Вывод
Получается на любой фирме, в любом предприятии, органе власти или учреждении, везде где есть начальники и подчиненные, в результате продвижения по служебной лестнице компетентные сотрудники становятся некомпетентными.
Спасение одно: Каждый месяц брать на работу по одному компетентному сотруднику, который будет пахать за всех в офисе. Бинго!
Комментарий удален модератором