Andrey Popov
439
Блоги

Весенний гон: вольный анализ рынка ICO

Весна наконец пришла. Неуверенные солнечные лучи начинают пригревать все сильнее. Все вокруг собирается цвести и пахнуть. К удивлению многих, цветет и пахнет также рынок ICO. И это вопреки депрессии на крипторынках и обилию негативных инфоповодов. На какой стадии развития эта индустрия и к чему все идет?

Поделиться

В избранное

В избранном

Данные по итогам первого квартала 2018 года об ICO заставляют задуматься обо всех этих вопросах. Потому мы решили написать эту статью с экспресс-анализом индустрии и напутствием в конце - как не соскамить ICO.

Мы видим, что несмотря на нисходящую рыночную конъюнктуру и нашествие на биржи «медведей», сборы у сотен ICO-проектов остаются успешными. Правда средний «чек» сократился в разы: по 200 млн долл. уже никто не собирает (Telegram оставим за скобками).

Мы с командой контент-мейкеров в этой сфере уже довольно давно (журналисты, копирайтеры, переводчики, дизайнеры и пр.), сопровождали пару десятков проектов, и можем на основе личного опыта и свежих показателей сделать кое-какие выводы из сложившейся на рынке ситуации.

А чтобы не пополнять ряды шаблонных текстов о крипте, коих становится все больше, то описывать эту тему будем аналогиями. Возьмем их из философии, биологии, психологии отношений и пр. Потому предупреждаем: прежде чем читать статью, просьба убедиться в достаточном уровне иронии в организме – не все из написанного стоит воспринимать всерьез.

Прав был дедушка Гегель

Начнем издалека. У Гегеля, который сыграл в ящик еще в 1801 году, есть концепция диалектиктики. Вернее дуализма. Она актуальна до сих пор. Если максимально упростить (да простят меня философы), то весь мир разделен надвое: «да» и «нет», «за» и «против», «добро» и «зло», «свет» и «тьма» и т.д. Проще говоря, это «тезис» и «антитезис». Применительно к нашей теме это криптоэнтузиасты и криптоскептики.

Они все время перетягивают канат, спорят, доказывают что-то с пеной у рта. Так, одни убеждают, что ICO это самый передовой способ привлечения капитала в децентрализованные стартапы с сохранением прав на интеллектуальную собственность за авторами, без диктата инвесторов. Другие же им отвечают, что это «пузырь», скам, мошенничество и способ отмывания денег, отобранных у доверчивых «хомячков».

И тут самое время вспомнить о третьем элементе дуалистического мира: когда две противоположности борются, взаимодействуют между собой, то они обязательно приобретают черты друг друга. Тезис и антитезис порождают «синтезис». В нашей транскрипции – синтез, «положительно-разумный момент». Вот к этому моменту крипторынок сейчас и приближается на всех парах.

Причем очень интересно то, что, оказывается, и скептики, и энтузиасты на самом деле правы: тут и мошенников хватает, но и преимуществ масса, несомненно на рынке присутствует «пузырь», но ведь и фиатные валюты это «пузырь». Короче говоря, все непросто, но логично – синтез это вынужденный компромисс для обоих лагерей. Особенно в контексте самоочищения отрасли от скама.

К слову, именно самоочищение рынка очень важный элемент его будущего благоденствия. Все, кто более-менее в теме, еще в прошлом году понимали, что в 2018 будет обвал крипты т.к. те проекты, что успешно собрали миллионы в прошлом году, должны выдать свой цифровой продукт. А его пока нет. И большинство таких проектов-миллионеров вряд ли что-то дельное выдадут. В этом случае спад на рынке неминуем.

Однако те единицы стартапов, что останутся и реализуют свой потенциал, не ранее второй половине года, утянут вверх и весь рынок. Так в свое время ИТ-рынок вытянули вверх Facebook, Amazon, Google и прочие нынешние гиганты. Мало кто вспоминает, что они тоже были скромными стартапами с совершенно непрофессиональными менеджерами, обучавшимися по ходу дела.

Сезонное обострение

Но о будущем позднее, пока мы с аналогиями настоящего не до конца разобрались. Весна особая пора. Сейчас не только растения расцветают, но и животные начинают сходить с ума. Иногда буквально. Мартовские коты даже в апреле верещат в 4 утра под окном, мешая нам спать, а животные покрупнее и с рогами начинают бодаться, устраивают бои. Это все у копытных называется «весенний гон». Медведи тоже вылезают из своих берлог и кидаются с голодухи на все, что видят. Прямо как на крипторынке.

Как говаривал Аристотель: «Люди – стадные животные». То есть сам по себе человек интеллектуален (ну или хотя бы разумен иногда), а вот толпа подчиняется исключительно инстинктам. Как у животных, так и в сфере ICO сейчас весеннее обострение и гон: все друг на друга гонят, бодаются, быкуют и т.д. Конфликт «быков» и «медведей» на биржах также обострился.

Крики зазывал в ICO, местных «мартовских котов», немного поутихли, так как возможности пиара для них уменьшили, отрезав доступ к рекламе в соцсетях. Но это только если речь о прямой наглой рекламе, которая уже давно не работает – потерять то, что не работает, не страшно. Нативные форматы рекламы (через статьи, например) вполне эффективны если выйти на свою целевую аудиторию.

Кстати про гон – напрашивается еще одна интересная аналогия. Ради спаривания самцы идут на многое, для доступа к самкам все средства хороши. В нашем случае все выгладит аналогично «самцы» (ICO-entrepreneurs) пытаются получить расположение последних доступных «самочек» (инвесторов) любыми способами. Но ИСОшников стало слишком много и капитала на всех просто не хватает, особенно на фоне обвала Биткоина и Эфира.

У такого положения вещей есть объективные причины. После хайпа всегда идет обвал. И когда инвесторов становится меньше, чем проектов, то борьба за эти уже не такие большие деньги обостряется. Это проявляется в том числе и во взаимных обвинениях в скаме, недобросовестной конкуренции и пр.

Естественный отбор

Продолжая тему животных инстинктов у криптоэнтузиастов, нельзя не вспомнить об охоте. В сфере ICO это вылилось в охоту на скамеров. Вернее – «скамеров», в кавычках. Потому как сейчас каждый проект сначала объявляют скамом, а потом пытаются разобраться так ли это. Ловить «скамеров» сейчас очень модно, и на этой волне вырос целый антихайп к которому все пытаются примазаться. Все соревнуются между собой, чтобы насчитать как можно больше мошенников в индустрии.

Всё это выглядит несколько комично, как какой-то странный аукцион: «92% скамеров! Нет, у мужика в заднем ряду 95% скамеров! О, я кажется вижу 99% скамеров в индустрии? 99 раз, 99 два, 99 три – продано анонимному критику с только что созданным аккаунтом, который заклеймил скамерами сразу всех!». И тому подобное.

Вместо попыток реального анализа и поиска выхода из ситуации «охотники» чаще всего просто критикуют те проекты, которые им грамотно подсовывают умные дяди в соцсетях или на BitcoinTalk. Уже появились целый сегмент каналов и чатов в формате «сливной бачек», куда можно закидывать любой компромат или «черный пиар», пипл схавает. Это благодатная среда для взращивания главных паразитов соцсететй – интернет-троллей.

Но это тоже плюс: хищники и охотники чаще всего убивают слабых или больных животных, которые не могут дать отпор или убежать. Те проекты, что не выдержат это очищающее горнило войны всех против всех, скорее всего, уйдут. Останутся лишь платформы с рабочим и востребованным продуктом и грамотной информационной политикой. Так что, какие бы ни были мотивы этих «хищников», самоочищение все равно состоится. Пусть нападают.

На самом деле среди разоблачителей мошенников ничуть не меньше, чем в среде, собственно, скамеров. Это еще один последний тренд. Сейчас это часто одни и те же люди: своих хвалят, а на конкурентов гонят (у нас же весенний гон все-таки). Вообще, количество проплаченного контента и черного пиара в последнее время зашкаливает. Все топят всех, а на выходе рынок обваливается все ниже.

Этот хаос был ожидаем. Собственно, мы и прогнозировали период самоочищения еще когда хайп начинал выходить на серьезные обороты летом прошлого года. Лично я даже завел еще осенью 2017 года небольшой канал в Telegram @ICOGrievance. Правда потом стало не до него, и я канал немного забросил, но слоган «предупрежден – значит вооружен» по-прежнему актуален.

Основной инстинкт

И вот, самое время перейти к прогнозам на будущее. ICO как инструмент привлечения средств уже не уйдет, но модифицируется в условиях жесткой конкурентной борьбы и административного давления. Индустрия станет более зарегулированной, менее динамичной.

Одновременно рынок будет консолидироваться и сегментироваться по отраслям и регионам. «Глобальную децентрализованную мультифункциональную суперплатформу» продать уже не удастся. Теперь востребованы не «глобальные» продукты с размытой целевой аудиторией, а четкие инструменты для решения конкретных проблем пользователей. Сегментирование уже происходит по территориальному принципу (Азия, США, Европа, СНГ и пр.), а также по отраслевому (техностартапы, геймеры, гемблеры и пр.).

Очевидно, что «выстрелить» теперь может только там, где еще сегмент свободен. На стыке криптоиндустрии, реального сектора и публичных финансов, например. Так, Беларусь увидела в этом перспективы и хочет привлечь в свой технокластер капитал при помощи ICO. Звучит разумно, хотя многое зависит от практики.

В других странах СНГ будут и далее рассматривать криптоэнтузиастов как строптивую дойную корову, которую надо посадить на привязь чтоб давала молоко (налоги) либо сразу пустить на мясо (пересажать всех к чертям). До тех пор, пока Минск не докажет обратное. Если докажет.

В этом случае Бацька переманит львиную долю платежеспособных инвесторов, ведь криптоэнтузиастам просто некуда будет деваться, кроме как идти в Беларусь. Украина не определилась, Россия решила «держать и непущать». Лично я вижу очень большие перспективы у этого кластерного подхода, который уже очень хорошо показал себя в швейцарском кантоне Цуг, с которого, собственно, и началась вся эта крипто-революция. Вслед за Александром Лукашенко наверняка по этому пути пойдут и другие. Это дело времени.

Давайте продолжим эксперимент с аналогиями. Это действительно наглядно покажет, чего нам ждать от рынка. На сей раз – из психологии отношений. В конце концов, это тоже инстинкты. Все отношения проходят через 7 стадий:

1. «Голод» отношений: страсть и стремление к новому, удовлетворение нереализованного спроса;

2. Насыщение отношениями: когда конфетами уже наелись, но букеты еще изредка дарите – проводить время вместе все еще приятно, хотя ощущение новизны уже ушло;

3. Стадия пресыщения и отвращения: когда все в твоем партнере начинает раздражать;

4. Терпение и прощение: осознав недостатки и привыкнув к странным привычкам партнера, начинаешь работать с тем что есть;

5. Стадия выполнения обязательств: когда рутина и привычки уже не раздражают и не отвлекают от чувств;

6. Этап истинной дружбы: наступает взаимопонимание между партнерами, вопросы решаются путем переговоров, а не споров;

7. Переход к истинной любви: хэппиенд, где все оставшиеся пары радуются жизни, но до 7-й стадии доходят очень немногие.

Угадайте, на каком этапе сейчас рынок ICO? Правильно – на 3-м. Проектов уже слишком много и люди от них просто устали. Нет уже ни новизны, ни первоначальной страсти, когда веришь всем обещаниям, даже самым бредовым. Нужна передышка и время на осознание того, что же со всем этим делать.

После того как отрасль станет почище и более прогнозируемой, когда правила игры станут для всех понятными, то наступит стадия прощения: понимание, что далеко не все ICO скамерские. А там уже и до выполнения обязательств недалеко.

По нашим прикидкам каждый этап будет занимать от 6 месяцев до 1 года. Достаточно посмотреть на периоды «голода» и «насыщения». Например, насыщение рынка проектами началось летом 2017 года, а четкий финальный рубеж – декабрь того же года, когда крипторынок обвалился.

Затем начался период отвращения, в котором мы и находимся. Чтобы перейти на новый уровень, те относительно немногие добросовестные проекты, которые не лопнут, должны будут выпустить свой продукт. Пик таких релизов ожидается к осени 2018 года. И тогда уже можно будет двигаться дальше.

Вывод: 3 пункта и совет как не стать скамером

Вывод разделим на три блока.

Первое, крипторынок вроде бы падает, но при этом его сателлит – рынок ICO/ITO, продолжает расти и масштабироваться, постепенно сменяя экстенсивный, на интенсивный подход в работе над проектами. Рынок постепенно возвращается к более реальным цифрам. К небольшим значит. Теперь каждый инвестор смотрит смету проекта и определяет куда пойдет «лишнее». Хайп прошел, но криптоэнтузиасты остались, и они вынуждены давать инвестором то, что те хотят: кто платит, тот и музыку заказывает.

Второе, индустрия ICO масштабируется и постепенно консолидируется, вырабатываются общие правила и тренды. Важно, что отрасль едва ли не силой загнали обратно к краудфандингу, что лично я воспринимаю положительно. Попытка сделать ICO аналогом IPO, но в обход контролирующих и налоговых органов, похоже, провалилась. Теперь даже про цифровые ценные бумаги принято говорить, что они совсем не ценные, а так, «utility». Вероятно, такой формат ICO станет чем-то отдельным, и скорее всего – подконтрольным банкам. Тем не менее, массовые относительно небольшие ICO как вид уже вряд ли исчезнут, как не исчез тот же краудфандинг после первоначального хайпа.

И третье: общая депрессия на крипторынке была ожидаема. Рост не может быть бесконечным, за ним всегда следует обвал. И чем стремительнее был рост, тем болезненнее будет падение. Фондовый рынок начала ХХ века и кризис перепроизводства, бум доткомов и мировой финансовый кризис 2008-го – все эти и десятки других кризисов проходят по одному сценарию.

Небывалый рост всегда сменяется падением, самоочищением и обновлением индустрии, которая порождает крупных игроков, прошедших в свое светлое будущее по головам менее успешных конкурентов. После этого получаем старую отрасль на новый лад. К этому все и идет в мире ICO.

Продолжая последний пункт дадим всем участникам рынка небольшое напутствие. Очень важно не только «пилить» качественный продукт, но и формировать убедительную информационную политику проекта на пост-ICO. Если вы собрали средства и празднуете, а ваши соцсети пустуют более недели, то будьте уверены – для большинства обитателей этих соцсетей вы уже скамер.

Если вашего проекта нет в информационном пространстве, то считайте, что его уже вообще нет, он соскамился. Если подаете неправдивую информацию – вы скамер. Если публично переходите на оскорбления инвесторов или даже просто троллей – вы скамер (цель троллинга значит достигнута). Это не наши оценки, это оценки комьюнити. А потом с вас начинают требовать возврат инвестиций.

Мы как контентмейкеры (своего рода пресс-служба на аутсорсе) периодически вынуждены все это дело разгребать, реанимировать соцсети, формировать заново медиа-образ проектов и пр. И часто не находим понимания у заказчиков. Дескать, реклама в соцсетях все равно запрещена. Эта суицидальная наклонность ICO-менеджеров во многом и заставила написать эту статью.

Соцсети это не реклама, это важный признак того, что ваш проект жив. Не говоря уже о работе с полноценными СМИ. Вот наш главный посыл: работайте над своими проектами, но не забывайте, что ICO – сфера публичная, тут на виду каждый ваш шаг или его отсутствие.

#блокчейн #будущее #ico #маркетинг #медиа

{ "author_name": "Andrey Popov", "author_type": "self", "tags": ["\u0431\u043b\u043e\u043a\u0447\u0435\u0439\u043d","\u0431\u0443\u0434\u0443\u0449\u0435\u0435","ico","\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433","\u043c\u0435\u0434\u0438\u0430"], "comments": 5, "likes": 2, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "36095", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]