Наташа Кольчик
722
Блоги

Как открыть технологичный тревел-бизнес в Сочи и перестать работать: раздолбаям-предпринимателям посвящается

Длинное интервью с Евгением Маталыгой, основателем горнолыжного интернет-проекта RiderHelp.ru.

Поделиться

В избранное

В избранном

Давайте сразу включим видео, чтобы было понятно, чему посвящен проект. Если понравилось, можно читать дальше, как на этом еще и заработать можно. Много текста получилось, а большинству читателей сама тема будет неинтересна.

Это рассказ про человека, переехавшего в Сочи в кризис 2008-2009 годов с 30 тысячами рублей, которые закончились через две недели. В 2010 году он запустил небольшой сайт на горнолыжную тематику, который стал одним самых посещаемых в своем сегменте.

Так как самому про себя рассказывать нельзя, поэтому интервью у героя будет брать его супруга, которая прошла с ним все горы и радости.

Наталья: давай-ка я сразу про плохое. Админка у vc.ru — боль. Я потеряла два часа, форматируя вручную уже отформатированный ранее в Word текст. А потом раз — и произошло то, что всех так бесило лет десять назад. Например, в ночь перед сдачей курсовой у тебя глючит Word, а ты забыл сохраниться. И всё слетает. Ностальжи.

Евгений: админка у vc.ru автоматически не сохраняет?

Представляешь, нет. И это 2018 год на сайте про ИТ. И весь текст из Word при копировании сюда теряет выделенные заголовки и часть абзацов. И встроенного типографирования я тоже не нашла, поэтому вы не думайте, что я короткие тире от длинных не отличаю. Получается, ты и заранее не можешь все написать и сюда скопировать, и в админке нет гарантий, что не слетит все. И cmd+A, cmd+C не работают, чтобы все выделить и вручную предохраняться. Ну или я не разобралась в админке.

Мне кажется, те люди, которые могли бы тут что-то дельное оставить, просто пожалели время. Я уже из принципа допишу все это.

Да, печалька. Давай уже, бери интервью.

Ладно, я поругалась на редактор, успокоилась. Во всем, как обычно, виноваты программисты. Расскажи, что ты думаешь про призы?

Идея хорошая, но не хватило денег. Типичная проблема российского предпринимательства. Очень символично для такого конкурса.

Я надеюсь, тут все понимают, что MacBook Pro на 128 Гб в 2018 году — это не рабочий инструмент, а показуха? У меня вот на 256 Гб и мне не хватает, причем как раз для монтажа тех самых файлов с GoPro 6, которую тут разыгрывают. Да и iPhone на 64 Гб — это тоже селфи-машинка, а не рабочий инструмент. Только маме подарить.

А почему тогда мы решили в этом конкурсе участвовать?

Мне друзья скинули ссылку на этот конкурс, а так на этом сайте бываю раз в полгода. Недавно я что-то вроде лекции читал про историю нашего проекта, и народу понравилось. Слушатели просили опубликовать запись видео, но оно не получилось, а тут повод еще раз все описать и структурировать. Как минимум будет ссылка — можно будет кому-то скинуть.

Но если немного пафоса, то.

Потому что есть люди, которым не дано работать на дядю.

Я прям искренне надеюсь, что мой пример кому-то поможет не «работать на работе». Причем я не верю во всех этих малолетних бизнес-коучей, блокчейн-стартаперов и сетевых предпринимателей, фоткающихся около чужих Maserati. Но я верю в то, что в нашей стране можно и нужно работать на себя и зарабатывать не сказочные, но хотя бы нормальные деньги. Что можно самому решать, когда тебе работать, а когда сорваться в отпуск.

Я знаю, что реально заниматься своим делом по нескольку часов в день, высыпаться и радоваться жизни, потому что лично у меня это получается

Что значит RiderHelp?

Мы специализированный коммерческий ресурс про горы, поэтому все читатели этого текста сразу делятся на тех, кто катается в горах, и кто — нет. Первые, скорее всего, меня и так знают. А вторая часть, думаю, что бОльшая, довольно далека от горнолыжного туризма, поэтому стоит расшифровать даже название проекта.

Rider — это человек, который на чем-то катается, в нашем случае на горных лыжах или сноуборде. Плохо знающие английский обычно читают как «ридер» или «рэйдер». Но нет, мы про катание. RiderHelp.ru это сайт, который помогает райдерам, то есть катальщикам.

Тогда расскажи в двух словах, почему вы такие классные и что вы из себя представляете сегодня?

В 2010 году я запустил первую версию сайта RiderHelp.ru, который помогал людям приехать в Красную Поляну покататься на горных лыжах. Сейчас версия уже шестая или седьмая, у нас около 500К уников за сезон и это вполне себе хорошие показатели при общей потенциальной аудитории в 4-5 млн человек (примерно столько в России владельцев лыж и сноубордов.)

На сегодня мы крупнейший независимый ресурс о Красной Поляне и один из самых посещаемых в России, готовим к открытию в этом сезоне филиалы в Шерегеше и на Камчатке.

Мы рассказываем про горнолыжный туризм просто и честно, помогаем людям приехать в горы и не выкинуть зря кучу денег. Мы рисуем лучшие в России карты горнолыжных курортов. (Ну или покажите мне лучше — я хоть порадуюсь за кого-то.)

И еще мы сделали крутую и супер-очевидную штуку — горнопляжный калькулятор, который помогает людям правильно спланировать бюджет поездки и не забыть про важные вещи. Удивительно, кто никто не додумался раньше, а в итоге сделали мы. Правда, недавно опять его переделали и допиливаем косячки.

Мы помогаем с логистикой, выбором мест для катания и отдыха, пишем реально полезные материалы про горнолыжный туризм, а не всякий непроверенный бред, как большинство федеральных СМИ.

И самое главное — мы ни от кого не зависим и говорим правду. И нам за это еще и платят.

Каждый день на горе ко мне подходят люди и говорят: «О, вы же Евгений? Спасибо вам за сайт, благодаря вам мы сюда приехали!» («и тратим деньги именно здесь» — это финансовая сторона вопроса).

Так что я вполне себе понимаю, какой полезный и работающий проект мы сделали и что аналогов в России нет. И что мы приносим реально дохрена денег региону. Как понимаю и то, что мы все распи…дяи, и если бы реально работали, то сделали бы вообще что-то мега-классное, но нам лень. Но даже так все работает.

И чем ваш контент лучше, чем «их» контент?

Как ни странно, помог мой жесткий топографический кретинизм. Я могу заблудиться где угодно на ровном месте. Но в этом открылся и огромный плюс — по этой же причине я очень хорошо объясняю дорогу и, вообще, выдаю все расклады по логистике.

Почему так получилось, что ты уехал из родного города в Сочи?

В моем родном Архангельске в кризис 2008 года начался застой и я решил переехать куда поинтересней. Как-то случайно получилось, что я подумал про Сочи. Из знакомых там была только бывшая одноклассница, которая сказала, что в Сочи вроде норм и обещала помочь найти работу.

Ну я и подумал: «А почему бы и нет?» На носу Олимпиада, в Сочи люди всю жизнь везут деньги. Да и вообще, что-нибудь придумаю. Тем более, я сноубордист, а в Сочи же есть Красная Поляна с ее горами и знаменитым пушистым снегом!

Я помню этот момент и что твоей любимой фразой стал анекдот про «не надо путать туризм с эмиграцией»

Ага, и первое, что случилось со мной по приезду в Сочи — меня обманули. Адлерский таксист взял с меня какие-то космические деньги, чтобы довезти до дома. А там пешком было 10 минут. Я этого до сих пор не забыл.

Еще через пару дней мы сфоткались с лемуром Борей около парка Ривьера. Однако и тут нае..ли: я подозревал, что лемуры не такие, и после гугления Боря оказался не лемуром, а «носухой обыкновенной».

Затем было еще много вот таких случаев, когда я понимал, что будь я туристом, я больше сюда ни ногой. Но если бы ко мне нормально и честно относились, то я бы возвращался в это прекрасное место снова и снова. Достаточно просто не обманывать людей!

Как было с работой на новом месте?

Через пару недель у меня закончились деньги и я устроился на работу, с которой мне помогла одноклассница. Там, кстати, никто меня не обманывал, что приятно, но денег хватало на все с трудом. Поэтому, когда у меня сломался зуб, с ним сломался и весь мой месячный бюджет. Я быстро понял, что пора снова работать на себя. Я начал изучать Сочи.

Я узнал, что есть вино для своих и для туристов, что с каждого туриста кто-то кому-то платит «откат», будь то дегустация вина, проживание в отеле или экскурсия. Многое вокруг было заточено на то, чтобы как можно быстрее содрать деньги с туристов, а что они больше не вернутся, неважно. А что же дальше? — А дальше новые приедут.

«Новые приедут» — так я определил девиз сочинского сервиса в 2009 году.

Мне было очень странно смотреть на всех этих людей, которые зарабатывали свои одноразовые деньги и одновременно жаловались, что туристов становится меньше.

В общем, все занимались сравнительно честными способами отъема денег у населения. У кого не было своего жилья, сдавал чужое; кто-то возил людей из жилья в рэсторан на «шашлычок под коньячок»; кто-то показывал на экскурсиях чурчхеловое дерево. Ну то есть типичный курортный город. Во всем мире они похожи. Туда приезжают люди, чтобы за две недели потратить двухмесячный заработок.

Но если подумать, то ты сейчас занимаешься примерно тем же.

Да. Я живу в городе, в который люди везут деньги. И в кризис везут еще больше, потому что курс евро вырос, а отдохнуть хочется. И всегда будут везти. Но! Наша задача — не забрать у них эти деньги, а помочь разумно потратить на правильный отдых. Чтобы они потом снова приехали и снова привезли деньги.

Получается?

У наших первых клиентов уже дети родились и в школу пошли, а мы продолжаем вместе кататься. Значит, получается.

Как сложилось, что ты все-таки не начал фоткать людей с обезьянками за деньги, а основал RiderHelp.ru?

Нуу, наверное, потому что я сноубордист.

Мое дело потихоньку двигалось, потому что я его двигал. Через пару месяцев после переезда мои знакомые катальщики начали потихоньку писать, спрашивать, что да как с катанием, где жить, как доехать. Я сначала одно длинное письмо написал, потом второе, а третье уже копипастил из двух первых, потому что лень.

Хотел найти какой-то сайт про курорт, чтобы скидывать на него ссылку, но такого сайта не было. И тут я понял, что вот оно. Ниша, мать ее, маркетинговая.

Горнолыжники — это особая каста людей. Они все связаны своей любовью к горам и зависимостью от них, определенными привычками, имеют приличный уровень дохода, круг интересов и т.д. Говоря языком бизнеса — это очень четко сегментированная ЦА. И если ты ее понимаешь, то работать с такими людьми — одно удовольствие. А я сам был своей же ЦА, поэтому и было одно удовольствие. Ну почти.

А еще горнолыжники не едут на курорт дикарями, как летние туристы, поэтому для них предельно важен интернет и возможность все организовать заранее. И нужны гарантии и возможность кому-то доверять. Желательно, из своих. Кстати, поэтому на первых версиях сайта везде было мое фото, пока я работал один. А сегодня — уже фото нашей команды.

Светить лицом — это не только доверие, но и возможность по нему получить, поэтому я ответственно подходил к тому, что я делаю.

Сколько времени ушло на запуск стартапа?

Какого стартапа? Не было такого слова у нас. Я ничего не понимал ни в интернете, ни в туризме, поэтому с нуля потребовалось около полугода. Начал собирать информацию по горнолыжным курортам, катанию, проживанию, сезонности, анализировать рынок. Никогда этим не занимался, опыта не было. Было желание.

Зато тихо-тихо начали обращаться знакомые знакомых, и мне надоело каждый раз писать большие письма и я на коленке набросал эскиз сайта и попросил дизайнера из Архангельска сделать простенький сайт.

Потом этот сайт довольно криво собрал один программист из Архангельска и, пусть через Ж, но в 2010 году появилась первая версия RideHelp.ru

Там была базовая информация по логистике, жилью, катанию, еде и отдыху. Я все это собирал по кусочкам, многое узнавал сам, записывал, фотографировал, параллельно знакомился с местными.

Я помню, как ты носился по всему поселку, постоянно фотографировал какое-то жилье, затем сразу его выкладывал на сайт и в контакт.

Да, на тот момент была куча турфирм, которые сдавали через интернет одни и те же отели, а многие люди хотят жить подешевле, в частном секторе. Телефоны владельцев жилья еще передавались по сарафанной почте, системности не было никакой. Букингов и Эйрбиэнби тоже у нас еще не было. И я просто ходил по Красной Поляне, стучался в дома, небольшие отели, рассказывал, что будут туристы и предоплата, фоткал комнаты. Был таким недориэлтором.

Поздно вечером приезжал домой, выкладывал все в инет, отвечал на почту. В общем, не путал туризм с эмиграцией.

Знал бы, наверное, не вписался в эту историю. Но я вписался и через пару лет у меня была база жилья в частном секторе, выложенная в сеть, а это было уже что-то.

Получается, ты тоже сдавал жилье, только более дешевое и через интернет. В чем отличие от всех остальных?

Я не только сдавал жилье, я хорошо понимал, что нужно горнолыжникам, в отличие от обычных фирм по бронированию жилья. Каждое утро мы выкладывали состояние склонов и продолжаем это делать по сей день. Писали про погоду, про обстановку на дорогах, закрытия курортов из-за предолимпийских мероприятий.

Буквально через 2-3 года мы начали выполнять целый ряд функций единого инфоцентра курорта. Мы стали площадкой, на которую можно зайти и получить всю информацию перед самостоятельной поездкой. Жилье было только одной из опций, которая позволяла немного зарабатывать. Так, просто идя навстречу пожеланиям, мы раз за разом создавали новые продукты и услуги в интернете.

Так, так, а вот ты пропустил, на что ты все это время ел и жил, пока готовил проект?

Ну, это были hard-times. Их не надо забывать. Я делал различные мероприятия для старых клиентов, даже торговал иностранными книгами по архитектуре. Мне помогали друзья, немного денег иногда подкидывали родители в первый год, когда совсем нечего было есть. Или я помню, что простудился, а денег не было совсем, даже не лекарства. Хреновое ощущение. Очень не хочется повторять.

А помнишь, как Андрей поломался в аварии и мы жили в его комнате в общежитии, пока он восстанавливался?

И питались на твою стипендию? Ага. А холодильника не было, еда портилась, поэтому я продал свой новый iPhone 3G и мы купили маленький холодильник. О, это было событие! Мне кажется, многие вообще не задумываются о важности холодильников. Холодильник реально круче айфона.

Вообще, это был сложный период, когда было тяжело. Моего папу насмерть сбила машина и надо было помогать маме с бабушкой. Спасало только то, что я понимал, что я делаю и куда я иду. И мне все верили. Кормили все. Соседка Света регулярно супчиком вкусным угощала, друзья-армяне — шашлыками.

Ну хорошо, ты не умер с голоду, друзья не дали. И сделал первую кривую версию сайта. Как он стал таким классным, как ты всем рассказываешь?

Версия 2017

Не я рассказываю, а туристы говорят, которые им пользуются.

Ладно, туристы. Как получилось довести сайт до ума?

О, мне везет на хороших людей! Опять-таки совершенно случайно оказалось, что я первое время жил у знакомых знакомых, а у хозяйки сын Сергей — программист.Причем очень высокого уровня. Он мне запилил вторую версию сайта, и я понял, что чел реально могёт! Ну и я сделал ход конем — поставил его с женой на лыжи. И они попались.

Вернее, все осознали, Сергей вскоре бросил работу, преподавательство и переехал обратно в Сочи. Мы стали партнерами, а у нашего проекта появился мощный мозг.

В команде Сергея оказался веб-дизайнер Дима с большим опытом катания на сноуборде, который объехал кучу буржуйских курортов и понимал, как все должно быть в интернетах. Ну и, в общем, как-то так получилось, что нас стало больше и мы потихоньку допилили сайт.

Я писал контент, художники рисовали, дизайнер дизайнировал, программист программировал. А там уже и денежка пошла капать понемногу. Появился коммерческий директор, который просто написал, что хочет к нам в команду. И пришел.

Сколько сейчас человек в команде?

Ну чтобы постоянных, кто постоянно что-то делает… Я, Сергей, коммерческий директор, бухгалтер, контент-менеджер сайта, smm-щик, фотограф, веб-дизайнер.

У вас даже свой бухгалтер есть?

Ну так, непостоянный, она нас ведет левой рукой на коленке. По факту, сейчас бухгалтеру надо только отчетности сдавать. И то кто-то сам делает, но мне лень. А еще каких-то 10 лет назад, я помню, чтобы деньги снять в банке, надо было туда позвонить, записаться на выдачу денег, потом приехать с чековой книжкой и печатью, заполнить чек. Его там проверяли и сверяли подлинность печати, хотя ты при них это все заполнял. Расписываться надо было идеально.

А у меня почерк корявый и я постоянно косячил, по три раза один чек переписывал. Короче, реально трэш был. Особенно, когда запорешь последний лист в чековой книжке, а новую надо заказывать и ждать неделю.

А сейчас вообще красота — у нас все счета и отчеты через Эльбу, есть электронная подпись через Диадок. (Правда, в России на практике мало кто электронную подпись юзает). Подтверждение платежей в банке через смс, все супер быстро и удобно. Все отчеты с напоминалками. Через приложуху с телефона все смотришь. А раньше регулярно счет блокировали из-за какой-нибудь нелепой пени от ПФР в 3 рубля.

Мне кажется, сейчас малым бизнесам типа нашего вообще круто. Технологии рулят, никуда ходить не надо. Я в банке был один раз, когда счет открывал. Второй раз хотел приехать закрыть счет, когда наш банк накосячил два раза подряд. Не буду называть, но один из крупнейших. Но они исправились, тоже онлайн, и я не поехал.

Сколько зарабатываешь ты и коллеги?

Я и мой партнер — сколько останется, а коллеги все на проценте от проектов или за конкретные деньги делают понятные объемы работы. Я не хочу платить фикс и потом кого-то контролировать. Поэтому у нас нет ставок и у каждого есть другие источники заработка, причем я всячески сам на этом настаиваю. Мы работаем на RiderHelp по паре часов в день или вообще не работаем. Все так выстроено, что сегодня каждый в команде делает понемногу в свободное время, и проект работает без напряга. Мне кажется, это классная модель.

А на чем зарабатываете?

У нас несколько источников дохода. Есть реклама на сайте и в соцсетях, есть платный контент на сайте, есть партнерские программы с сайтами бронирования, метапоисковиками авиабилетов, горячих туров, страхования.

Все говорят, что в бизнесе важна стабильность. У вас он стабильный?

Более-менее, но всегда есть вилка по деньгам. У нас все-таки сезонный бизнес в курортном городе и, к тому же, он сильно зависит от снега. Снег — главный маркетолог Красной Поляны.

Сколько обычно длится зимний сезон? Что вы делаете с остальное время?

Катальный сезон у нас 3-4 месяца, довольно короткий. Но, внезапно, Красная Поляна — исторически именно летний курорт. Хоба!.

Просто во время олимпиады всем мозги по телеку прокачали, что зима-зима, и многие диванные аналитики не в курсе. А на самом деле народ активно приезжает летом. Цены, кстати, в последние пару лет заметно поднялись. Это показатель реального спроса.

Поэтому мы три года назад начали активно помогать региону качать летнюю тему и сами стали на этом зарабатывать. Значительной части нашей аудитории оказались интересны летние активности курорта, поэтому у нас продолжили покупать рекламу, а мы попутно открыли турклуб "Lenivaya Zhopa" с девизом "Медленно ходим, вкусно кушаем".

Сколько в этом зимнем сезоне заработали?

Но в этом году зима малоснежная и теплая, сезон был короткий, и наш совокупный доход получился заметно меньше плана, поэтому почти все ушло снова в развитие проекта. Но в целом, это меня устраивает, потому что я сам решаю, сколько зарабатывать.

Это как? то есть вот ты сейчас решишь, что надо больше денег и сразу станет больше?

На самом деле, да. К примеру, мы очень жестко фильтруем рекламу и можно просто согласиться размещать все подряд — тогда доход от рекламы увеличится раза в два. Но это не тру. Мы любим свою аудиторию.

Хочется больше денег?

Конечно, хочется, но не любым способом. Мы сделали весьма странный выбор. Три года назад нам надо было решить, продолжать ли расширять отдел по бронированию жилья и превратиться в классическую турфирму или же что-то поменять. Цена вопроса была плюс или минус несколько миллионов рублей за зиму. Я думаю, что на тот момент 3-5, а дальше — больше.

И тут Сережа сказал: «Женя, ну вот скоро зима. Ты будешь кататься… я буду кататься… Дима будет кататься… девочки все тоже будут кататься. Ты что, хочешь всю зиму за компом просидеть?» Ну мы подумали, что не хотим всю зиму за компом просидеть и свернули деятельность по бронированию жилья. Чтобы кататься.

Мечта у меня была — ножки помочить в Тихом океане. Перестал вкалывать — получилось

Просто взяли и забили вот на эти деньги? Не жалеете?

Ну да, просто взяли и забили. И не жалеем. Зато, по совету друзей, включили партнерку с booking.com. Денег это конечно, приносит в разы меньше, зато делать ничего не надо, как мы любим. Можно кататься всю зиму. И, что важно, появилось много времени на создание нового контента.

Тут внезапно очень помог советом Алексей Аметов из The Village. У нас в Поляне проходил очень прикольный и полезный digital camp «Verba», на который приезжали реальные практики из коммерческих СМИ.

Кстати, оттуда я и узнал, кто такие The Village, VC, TJ и еще ряд популярных проектов в Москве. Честно говоря, я мало читаю интернет, больше туда пишу, поэтому для меня все эти люди и сайты были вновинку. Так вот, Аметов сказал довольно простую и очевидную вещь: «Букинг и Эйрбиэнби все равно всех сожрут, вы не сможете конкурировать. А вот писать уникальный контент — это совсем другое дело. Тут с вами мало кто сравнится».

Ну и как, получилось?

В целом, да. В итоге всех сожрал букинг и вся Поляна платит им комиссию 15% плюс еще эквайринг, а нам тоже хорошо. Мы начали наращивать контентную часть проекта, провели аналитику сайта, реструктуривали его, запилили нормальную мобильную версию, стали активней писать и снимать видео.

Довольно скоро начали расти доходы от рекламы. Кстати, еще важный момент — когда мы все перешли на технику Apple, качество и скорость выдачи оперативного контента выросли раза в три. Три моих основных рабочих инструмента — макбук про, айфон и гопро — очень меня радуют.

Наташа. Так, вернемся к деньгам. Вы отказались от бронирования жилья, а это основной источник дохода. И что коллеги сказали по этому поводу?

Да все выдохнули наконец-то и начали радоваться жизни. Не забывайте, что мы живем в городе, на который остальные весь год копят. Мы постоянно в горах, почти не работаем, занимаемся любимым делом, помогаем людям узнать это прекрасное место. Что важно, мы мало тратим, в силу нашей деятельности.

А где вы работаете? У вас есть офис?

Кофемашина в моем офисе

Мы честно пытались, но туда никто не ходил. До сих пор нам удобней работать кто откуда хочет. Зарплат же нет, есть только задачи. Ну мы посчитали, что на дорогу в офис надо тратить часа по два в день, а мы всего по стольку работаем. Так лучше на сэкономленное время поспать или покататься.
Зато мы продвигаем наш любимый хэштег #приветвсемвофисах— бесим всех

А на данный момент нас опять всех разбросало. Я и еще несколько наших живем в Красной Поляне. Дима, наш коммерческий директор, строит дом ближе к побережью. Сергей уехал в Чехию какое-то время поработать на Semrush, наш веб-дизайнер Дима постоянно живет в Питере, он руководитель одного из отделов на 5 канале. Короче, какой тут офис? Но нас хватает онлайн, чтобы все работало.

Какие бонусы, кроме денег, у твоих сотрудников?

Бонусов довольно много. Бесплатные скипассы (билеты на подъемники), много снаряжения, скидки во многих магазинах на нашу тематику. Кроме того, нас постоянно просят про что-то написать или отснять сюжет, поэтому практически все виды отдыха в регионе тоже к нашим услугам. Да и не только в нашем регионе.

Мы довольно известны в российской катальной субкультуре, поэтому и коллеги с других курортов тоже нам всегда рады. Регулярно куда-то ездим покататься и поснимать в качестве блоггеров. В прошлом году были на Камчатке и в Шерегеше, в этом году затусили в Германии, Австрии и Италии. Немного даже поработали, поэтому можно считать поездки деловыми.

Сколько стоит твой бизнес?

8 лет.

А в деньгах?

Я не знаю. Это же не совсем про деньги, это про жизнь. Но вообще, в самом начале, когда у нас было 300-500 уников в день, нас пытались купить какие-то челы, чтобы засрать сайт рекламными банерами. Предлагали, я уже не помню сколько, но сколько-то сотен тысяч. Я обычно уточнял, долларов или евро, и на этом разговор заканчивался.

А сейчас сколько уников? И предлагают ли продать сайт?

Около 5000 в день в в сезон. И пока что не предлагают. Видимо, уже понятно, что там другие суммы будут.

Ну допустим, RiderHelp захотят купить — ты продашь?

А почему нет? Это же бизнес. Но тут есть сложность: я лицо проекта, а в горнолыжной субкультуре смена персонажей очень важна с точки зрения лояльности аудитории.

Поэтому, наверное, единственный реальный вариант — это вход инвестора с пониманием плана развития. Но тогда, конечно, надо уже набирать постоянный офисный штат и отработать ну хотя бы 10 основных российских горнолыжек, чтобы через год-два стать самым посещаемым тематическим интернет-ресурсом страны, открыть издательство с путеводителями и т.д..

Мы пытались посчитать несколько лет назад, выходило что-то около 4 млн нам надо на 3 года, чтобы сделать все, как мы хотим.

Долларов или евро?

Вроде бы долларов. Но мы подумали, что нам не у кого попросить 4 млн долларов. И будет довольно сложно кому-то объяснять, чем мы занимаемся и зачем нам нужно столько денег. Поэтому даже не пытались.

А вообще, правда, все так просто? Взять и за год стать самым посещаемым интернет сайтом в вашей категории?

Я что-то давно уже не мониторил, но думаю, что мы и так недалеко от вершины. Рынок небольшой, но зато качество и платежеспособность аудитории мне очень нравятся даже в кризис.

На чем еще вы зарабатываете?

Ну, к примеру, есть еще печатная карта курорта. Мы ее выпускаем два раза в год и продаем там рекламу. Но это, конечно, больше битва за респект, чем заработок.

Приезжают?

Конечно, и во многом благодаря нам. А потом наши карты увозят в качестве сувениров, поэтому мы не экономим на дизайне. Они должны быть не только понятные, но и красивые.

Рабочий процесс по отрисовке схемы горнолыжных трасс

Как ты научился рисовать карты? И вообще, зачем они нужны, если есть Яндекс и Гугл?

Если сдаешь жилье, надо объяснять людям, как до него доехать. В совсем недалеком 2010 году не было нормальных Яндекс— и Гуглокарт Красной Поляны. Только часть поселка, хреново сфотканая из дальнего космоса. Навигаторы тогда не работали, а детально всё отсняли только к Олимпиаде в 2014 или даже позже.

Я хотел где-то скачать приличную карту курорта. Но не нашел, ничего не нравилось. Пришлось самому научиться. В итоге у нас на карте было две классных печати: «проверено почтальонами» и «проверено таксистами». Действительно помогали, спасибо!

Потом распечатал карты и всем подарил, кто помогал. А у почтальонов через месяц все карты уперли и я понял, что продукт востребован.

Первая карта в 2010 году

А почему печатная карта до сих пор востребована?

Люди любят бумагу, я тоже люблю. Ну и далеко не у каждого есть планшет формата А2+, который удобно носить с собой. А появилась печатная версия карты очень забавно...

Это было в 2010 году, у меня не было денег вообще. Ну просто есть нечего было. И я судорожно пытался придумать что-то такое гениальное, чтобы быстро найти денег. И подумал, что а сделаю-ка я этакую “памятку туриста” с полезными телефонами. Как-то я там собрал по 3000 руб. с разных рекламодателей, этого хватило и на поесть, и на саму памятку. Она тогда была маленькая, с основными телефонами курортов, больницы, ресторанами, банькой и еще чем-то. Но на тот момент аналогов не было, и со временем эта памятка превратилась в полноценную карту формата А2.

Сейчас вот объединение курортов обещают. Карту для них опять мы рисовали. Правда, за такие смешные деньги, что стыдно сумму называть. Но мы взялись, потому что это тоже битва за респект. Хотя мы уже реально понимаем, что делаем. Рисуем такие карты по самым современным технологиям, на уровне ведущих мировых курортов.

Это мы-то, раздолбаи-сноубордисты, вон до чего докатились. Но рисую, конечно, не я сам, а наше дружественное дизайн-бюро "42".

Работа по популярному американскому методу Джеймса Ньехуса

Я только руковожу процессом, потому что я по всем этим местам хожу и катаюсь зимой и летом. У меня в голове что-то вроде 5D карты

Карта склонов сезон 2017-2018

Или вот, к примеру, на этом фото я на фоне всех тех курортов, которые на схеме выше. Такие моменты важны для понимания самоощущения туриста на курорте. Поэтому совмещаю скитур с работой.

Если прочитать все то, о чем мы сейчас говорили, то получается, что ты успевал что-то придумать и сделать раньше остальных.

Я бы сказал, что абсолютно все было на поверхности и все, что мы делали — это были просто шаги навстречу пожеланиям людей. Возможно, не все люди понимали свои пожелания, но нам это было очевидно. И тут ключевое слово не «заметить», а «сделать».

Да и в Сочи вообще все наоборот. Это в Москве надо нишу искать и втискиваться. У нас тут другая проблема — сосредоточиться на чем-то одном и не распыляться на все подряд.

то есть ты не боишься конкуренции?

Неа, вообще нет. Чтобы конкурировать, кто-то тоже должен хорошо делать свое дело. А в России не так и много людей, которые это умеют. Так что я только радуюсь, если вдруг появляется кто-то классный. Заодно и мне волшебный пендель.

А не боишься, что отожмут бизнес?

Какой это бизнес? Мы просто любим свою деревню и пишем про это. Мне кажется, город Сочи и сами курорты от RiderHelp получают намного больше нашего. А мы катаемся и помогаем людям приносить прибыль региону. Чистый win-win. Если что-то меня перестанет устраивать, то денег заработать можно и другими способами. Но этот пока что мне нравится больше всего.

Давай пожелаем что-нибудь начинающим предпринимателям.

Усилием воли отложите смартфон минут на восемь и подумайте, что вы умеете хорошо делать. Если ничего, идите работать в крупную компанию — там такие нужны. А если что-то умеете или очень хотите, то добро пожаловать в клуб предпринимателей. Удаляйте нафиг все игры со смартфона и начинайте свою за реальные деньги. У вас будет свой луна-парк!.

#навсюголову

{ "author_name": "Наташа Кольчик", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443","\u043f\u0440\u0438\u0432\u0435\u0442\u0432\u0441\u0435\u043c\u0432\u043e\u0444\u0438\u0441\u0430\u0445"], "comments": 40, "likes": 11, "favorites": 18, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "37851", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]