{"id":14262,"url":"\/distributions\/14262\/click?bit=1&hash=8ff33b918bfe3f5206b0198c93dd25bdafcdc76b2eaa61d9664863bd76247e56","title":"\u041f\u0440\u0435\u0434\u043b\u043e\u0436\u0438\u0442\u0435 \u041c\u043e\u0441\u043a\u0432\u0435 \u0438\u043d\u043d\u043e\u0432\u0430\u0446\u0438\u044e \u0438 \u043f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u0435 \u0434\u043e 1,5 \u043c\u043b\u043d \u0440\u0443\u0431\u043b\u0435\u0439","buttonText":"\u041f\u043e\u0434\u0440\u043e\u0431\u043d\u0435\u0435","imageUuid":"726c984a-5b07-5c75-81f7-6664571134e6"}

Недели лишней работы и миллионы рублей: сколько потратил бизнес за месяц битвы Роскомнадзора с Telegram Статьи редакции

Рассказы Viber, школы Skyeng, службы доставки «Птичка» и других компаний, которые пострадали от массовых блокировок.

16 апреля 2018 года Роскомнадзор приступил к блокировке Telegram в России, заблокировав сразу несколько подсетей крупных хостеров — Google, Amazon и других. Это вызвало проблемы в работе не только мессенджера, но и многих сторонних сервисов, чья инфраструктура располагалась в тех же подсетях, что и у Telegram.

Редакция vc.ru опросила предпринимателей о том, что у них перестало работать, как они справились с ситуацией, когда узнали, что их сервисы попали под удар Роскомнадзора, и сколько ушло на это денег.

Мы столкнулись с нестабильностью работы многих сервисов, которые мы используем. Например, typeform.com и expo.io — они все ещё частично заблокированы.

Де-факто все курьеры научились использовать прокси и VPN. И это сейчас часть системы обучения курьеров.

Мы подняли систему автоматического обхода блокировки через наш прокси для основного сервиса. Сейчас IP-адрес петербургского сервиса «Птички» все ещё под блокировкой, но сервис доступен за счёт прокси. И в целом на будущее этого достаточно.

Так как мы быстро настроили прокси, то потеряли суммарно где-то 20-50 заказов. Это меньше 1% от месячного объема. Я считал это для юристов, которым передал информацию для суда. Ожидал большего.

Главная потеря в том, что две недели инженеры вместо разработки занимались пожаротушениями. Неделя разработки — это где-то 500-700 тысяч рублей. Можно считать, что миллион потеряли. Ещё можно добавить стоимость хостинга наших прокси-сервисов. Это чуть меньше 20 тысяч рублей.

Кроме того, чисто психологически нам стало неспокойно от того, что сервис значительной степени развивается в России. Мы сократили объем вложений в российскую часть и ускорили экспансию — за апрель открылись в Алматы и Сан-Пауло. Сейчас готовимся к открытию в Джакарте, Минске и Лагосе (это Нигерия). И выбираем следующие города, скорее всего, это будет Гонконг, Кулуа-Лумпур и Мехико.

Расходы на экспансию мы считаем как инвестиции, они недорого стоят. Мы больше боялись, а блокировки помогли справится со страхом. Вот, например, запуск в Алматы уже за две недели дал результат в виде хорошего удержания клиентов.

Владимир Кобзев, гендиректор курьерской службы «Птичка»

Часть нашей экосистемы располагалась на хостинге Amazon и попала под блокировку. Соответственно, мы не могли проводить уроки.

Сначала мы пробовали поднять прокси-серверы и пустить трафик через них, но нагрузки оказались большими, и проблему это не решило. Тогда мы начали экстренно разворачивать инфраструктуру на других хостингах.

Общие потери от непроведенных уроков составили 2 млн рублей, ещё около 500 тысяч мы потратили на разворачивание дублирующих систем.

Пока мы критически оцениваем перспективы судебных разбирательств и не готовы тратить деньги ещё и на это. Сейчас все наши действия направлены на разработку технологических решений, позволяющих минимизировать подобного рода ситуации.

Александр Ларьяновский, управляющий партнёр онлайн-школы английского языка Skyeng

Наши проблемы очень простые — с 19 апреля сайт не открывается примерно у 90% пользователей из России, за исключением тех, кто пользуется VPN или маленькими региональными провайдерами. Ещё просветы бывают у клиентов «Билайна», но все крупные и те, кто пользуется их инфраструктурой (вроде «Ростелекома» и «Онлайма»), блокируют наглухо. На письма с просьбами разблокировать в индивидуальном порядке операторы отвечают «ничего не можем поделать, обращайтесь в органы».

Времени ушло много, и проблемы пока не решены, никаких перспектив по разблокировке нашей подсети Digital Ocean не видно, поэтому сейчас мы в процессе переезда на Vultr.

В деньгах потери не очень существенные, мы некоммерческое издание, у нас нет рекламы, так что, к счастью, у нас нет почвы для конфликтов с клиентами и субподрядчиками. Но вот такой удар буквально через две недели после запуска — это очень неприятно, тяжесть его в каких-то измеряемых величинах измерить сложно.

Сейчас у нас есть запасные площадки на «Яндекс.Дзене» и Medium, это отчасти спасает. В суд обращаться пока не планируем, потому что у нас никакого легального статуса нет — ни юрлица, ни адреса, ни лицензии от самого Роскомнадзора, так что непонятно, кто именно должен предъявлять претензии. Может, именно поэтому ни на одно из наших писем, звонков и твитов РКН так и не удосужился ответить.

Алексей Ковалёв, редактор издания Coda
Митинг в поддержку Telegram в Санкт-Петербурге 1 мая

В результате блокировок пользователи различных онлайн-сервисов в России, в том числе и пользователи Viber, столкнулись с проблемами подключения. В течение некоторого времени около 15% наших российских пользователей испытывали сложности со звонками и передачей медиафайлов.

Наши инженеры постарались в кратчайшие сроки завершить работу по устранению сбоев и осуществить подключение к новым серверам. Нам потребовалось три рабочих дня для того, чтобы восстановить полноценный доступ к Viber для всех пользователей в России.

Нашей первостепенной задачей остается предоставление возможности бесплатного и безопасного общения для пользователей Viber. Их доверие и лояльность куда более важны для нас, нежели возможные финансовые потери.

Мы не занимаемся политикой. Мы не рекламируем себя в социальных сетях и не призываем людей устраивать шумные протесты на улицах. В Viber мы направляем все усилия на единственное, что действительно имеет значение, — интересы пользователей.

Джамел Агауа, генеральный директор Viber

У нас не работали внутренние сервисы для работы: Slack, Trello, Pipedrive, Nuget. Ряд внешних, которые используются клиентами как часть продукта: Intercom, readme.io, befree.io. Плюс падение морали у разработки и компании в целом.

Около двух недель активно устраняли последствия и до сих пор еще не до конца всё устранили. Используем проксирование, закупаем услуги внешних подрядчиков, применяем VPN и роутинг запросов, делаем изменения в продуктах, уведомляем клиентов и так далее.

Неделя простоя компании — это примерно 2% оборота. За год это примерно до порядка пяти миллионов рублей разово не полученной выручки.

Больше беспокоят постоянные затраты людей на использование VPN и снижение продуктивности, особенно вне офиса, а также постоянные затраты на поддержку костылей вокруг блокировок. Это до 1% выручки ежегодно, пока блокировки не отменят.

Описанные меры должны защитить нас от дальнейших ковровых бомбардировок, если не рассматривать совсем уж китайские сценарии изоляции. В суд идти планируем, работаем над формированием исков и юридической позиции.

Александр Горник, глава маркетинговой платформы Mindbox

К сожалению, некоторых наших игроков коснулись проблемы, связанные с блокировкой определенных IP-адресов в России. В первую очередь это почувствовали те, кто увлекается World of Warships Blitz и Gods and Glory.

Со своей стороны мы сделали все, чтобы максимально быстро решить проблему доступа к играм и вернуть нашим пользователям возможность наслаждаться ими. Для этого мы использовали новые серверы и IP-адреса, не подвергшиеся блокировке. В целом на обеспечение бесперебойного доступа к играм у нас ушло около двух недель.

Естественно, мы делаем все возможное, чтобы избежать подобных проблем в будущем. Сейчас мы изучаем варианты изменений, которые необходимо будет внести в серверную архитектуру и которые помогут нам облегчить работу серверов в России в многооблачном или гибридном облачном пространстве.

PR-служба Wargaming

В какой-то момент перестали работать Slack, Google Docs, коммуникация с командой рассыпалась на множество разных частей, пришлось экстренно поднимать дополнительный сервер с VPN и прокси, но забавнее всего, что Telegram продолжал работать — и координацию о том, как наладить работу, с коллегами делали через Facebook и Telegram.

Пик безумия был, когда оказалось, что шрифты Google заблокированы у части пользователей, что сказалось на работе и приложений, и наших сайтов в целом. Я думал, никогда не увижу, что заблокируют шрифт — увидел.

В итоге развернули дополнительные сервера для туннелирования трафика, раздали их сотрудникам, перенесли шрифты временно на CDN, отключили ожидание полной загрузки элементов в части скриптов.

Сложно оценить в рублях, сколько мы потеряли, но, очевидно, потеряли — так как компания и многие сотрудники испытывали проблемы в бизнес-процессах, а ключевые сотрудники разработки были заняты устранением этих «искусственных» проблем в течение нескольких дней.

Денис Ширяев, менеджер продуктов ИД «Комитет»

Что происходит вокруг Telegram сейчас

С момента начала блокировки были заблокированы миллионы IP-адресов — на пике их количество приближалось к 18 млн. Некоторые подсети были разблокированы — к 16 мая под блокировкой оставались 10,8 млн IP-адресов. Продолжаются жалобы на работу некоторых сервисов, в том числе игровой службы PSN.

Telegram продолжает работать, за месяц количество просмотров в популярных каналах упало на 15%, а доля активной аудитории — на 7 процентных пунктов. Аналитики считают, что эти изменения могут быть связаны не только с блокировкой, но и с майскими праздниками, когда активность традиционно падает.

0
29 комментариев
Написать комментарий...
Irina Lopuhina

Печально читать, что компании "надеются" на разблокировки и на собственные средства обхода блокировок. Считаю, что наиболее действенной была бы тактика массовой подачи судебных исков. Это позволило бы привлечь внимание судебных органов и прессы вокруг ситуации с блокировками, которые мешают всем, кроме Телеграма. Где-то читала, что в Роскомнадзор было подано более 40 тыс. жалоб в связи с ковровыми блокировками. Если бы хотя бы треть этих жалоб, подкреплённая соответствующими документами, превратилась бы в судебные дела - вот тогда бы и стоило ждать отката. А пока народ только в твиттерке да тележеньке да на не особо резонансных сайтах жалуется, что у них всё не работает - толку не будет.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Cartman

Ребятки видимо не хотят влазить в заведомо бесперспективные тяжбы. У бизнеса нет функции по борьбе с далбаебами. Хотя теоретически, пошло бы на пользу всем, конечно.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoliy Dubenchak

Великие победы Харви Спектора и подать в суд в РФ как бы разные вещи)

Ответить
Развернуть ветку
Даниил Лыткин

Авось были бы прецеденты, плюс для срачика на виси поводов больше

Ответить
Развернуть ветку
Lev Romanov

В РФ не прецедентное право, так что всем будет пофиг на прецеденты

Ответить
Развернуть ветку
Йож Кашут
тактика массовой подачи судебных исков

В реальности - это только даёт заработок юристам.
Для дела толку мало.

Ответить
Развернуть ветку
Денис Мамаев

|привлечь внимание судебных органов
Платить за шоу Дебилы vs. Дебилы? Ага.

|и прессы
Её к какому месту прикладывать?

|вот тогда бы и стоило ждать
Вот все и пишут что ничего не ждут, а срочно строят костыли.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Maksimov

Для разблокировки РКН просят предомтавить документы, подтверждающие, что указанный IP закреплён за тем, кто обратился, что эта компания не оказывает поддержку Телеграмму и о том, что адрес действительно заблокирован. По крайней мере я так понял их ответ за запрос.

Ответить
Развернуть ветку
Anton Maksimov

Это я к тому, чтобы была понятна вся комичность ситуации.

Ответить
Развернуть ветку
Батыржан Орынтай

Мне интересней как "Птичка" выбирала города для развития за границей

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Батыржан Орынтай

Так то да, согласен. Но я говорю про критерии для выбора: Алмата, Сан-пауло, Минск, Лагос. Не могу понять КАК они выбирали города для развития.

Ответить
Развернуть ветку
Vadim Semenov ‏⚡☟

А насколько выросла производительностей бизнесов, где сотрудники перестали сидеть в Телеграмме вместо работы? Вполне возможно, что net effect блокировок позитивный в целом для экономики.

Ответить
Развернуть ветку
Denis Shiryaev

Можем предложить вам бан на виси, если так поможет лучше работать

Ответить
Развернуть ветку
Ilya Smirnov

Для вас будет в новинку, что у многих всё корпоративное общение, и некоторые CI вещи были/продолжают быть завязаны на телеграм?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
S.Z

Один хрен все сразу vpn поставили

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Shustry

Муть, компот и какие-то бумажки. Так бы прямо и сказали, что вы поддерживаете терроризм.

Ответить
Развернуть ветку
Владислав Иващенко

Слишком тонко

Ответить
Развернуть ветку
Shustry

Не все лишь могут понять

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Масляев

Евгений, прекрасная пародия!

Ответить
Развернуть ветку
Irina Choo

Я пытаюсь понять, почему некоторые клиенты нам пишут, что у них Телеграм не работает. Что они делают не так?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
Роман Татаринов

Как на вас жаловаться на рекламщиков?

Ответить
Развернуть ветку
Виталий Журавлев
>Telegram продолжает работать,

Ключевая фраза во всей статье.

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
К М

О скайэнге знает минимум половина Рунета

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
К М

это сильно врядли. сколько людей прочли о проблемах скайэнга?

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
К М

я и говорю- визг о проблеме вы считаете весь рунет прочло?

Ответить
Развернуть ветку
Remlena

Мне РКН ответил по почте, что рассмотрят мое заявление 1 июня.
А писала я им 4 мая. Не знаю, что они там будут рассматривать. У меня уже все заработало.

Ответить
Развернуть ветку
Игорь Кравченко

Для примера разблокировано 3 678 208 адресов сети Google Cloud осталось заблокировано 340 адресов - это все что нужно знать об эффективности работы чиновников в России...

Ответить
Развернуть ветку
Николай Андреевич

- Мы не занимаемся политикой. Мы не рекламируем себя в социальных сетях и не призываем людей устраивать шумные протесты на улицах. В Viber мы направляем все усилия на единственное, что действительно имеет значение, — интересы пользователей.
___

Прорекламировал себя вайбер, позанимаясь политикой.

Ответить
Развернуть ветку
Олег Арматоев

Зря вы в суд не идёте

Ответить
Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку

Комментарий удален модератором

Развернуть ветку
26 комментариев
Раскрывать всегда