Азат Ямашев
462
Блоги

«Отказ от клиента вывел нас на новый рынок»

Адель Ямашев был рядовым сотрудником в большой ИТ-компании, пока не решил основать собственную студию программирования «АйТиБрик». И он мой брат. Я решил поговорить с ним, потому что стою в начале своего предпринимательского пути и вдохновляюсь его примером. О том, как вести себя с заказчиками и сотрудниками, как выявить происки конкурентов и не перегореть любимым делом – читайте в интервью.

Поделиться

В избранное

В избранном

Адель, интересный у вас офис. Кто это на стене нарисован?

Это ITBrickMan.

Что-то символизирует?

Да, он стоит на страже проектов наших клиентов :-) Но специально так не задумывалось, случайно вышло.

ITBrickMan стоит на страже ваших проектов

Как это так случайно?

Мы сняли новый офис. На этом месте была большая оранжевая стена, хотелось оживить кабинет. Решили нарисовать рисунок, который как-то ассоциируется с IT. Выбрали изображение клавиатуры и обратились к знакомому художнику граффити Азату Алееву. К сожалению, он на тот момент был занят, и пришлось воспользоваться услугами других исполнителей. Результат нам, мягко говоря, не понравился. И мы вновь позвонили Азату с просьбой исправить ситуацию. Он предложил закрыть всю эту "красоту" другим большим рисунком. Нашли в Сети новую картинку – рядовой сотрудник, а в то же время супермен. Очень нам понравилась идея! Добавили логотип, а позже и смысл вложили.

Интересно получилось…

Да, вот так. Сами не ожидали.

Расскажи о моменте, когда ты понял, что будешь делать свой бизнес. Что ты чувствовал тогда? Понимал, что это твоя страсть?

Конечно, я чувствовал воодушевление. Особенно понимая, что бизнес основан на программировании. Это ведь то, что я люблю :-)

Возникают ли ситуации, когда Адель-программист думает не так как Адель-бизнесмен? Как выходишь из положения?

Конечно. Например, Адель-программист забывает о времени, ему важен код. А Адель-бизнесмен знает, что нельзя раздувать бюджет работ для заказчика. Тут нужна золотая середина, до идеала можно доводить бесконечно. А для хорошего результата не нужна бесконечность. Вот это время важно оценивать с точки зрения бизнесмена и соблюдать с точки зрения программиста.

Адель-программист забывает о времени, ему важен код. А Адель-бизнесмен знает, что нельзя раздувать бюджет работ для заказчика. Тут нужна золотая середина, до идеала можно доводить бесконечно. А для хорошего результата не нужна бесконечность.

Адель, а давай представим, что ты в числе добровольцев, которые безвозвратно полетят на Марс. Отправляться в путь нужно прямо сейчас. Ты передаёшь свою компанию в руки другого человека и у тебя есть только 5 минут, чтобы поделиться ценным опытом. О чём ты расскажешь?

Первым делом расскажу о миссии компании: «Помочь любому бизнесу достигнуть своих целей с помощью современного программного обеспечения. … Во всём, что мы делаем, руководствоваться принципами честности и ответственности». Это то, от чего нужно отталкиваться, когда принимаешь все основные решения.

Скажу быть порядочным, много работать, не срезая углов, не ища лёгких путей. Только работа на совесть приводит к нужному, хорошему результату. Ну и пожелаю удачи! :-)

Значит ты говоришь много работать, быть честным и не искать лёгких путей… А в твоём случае были исключения из этих правил?

С самого основания компании исключений не было.

Кстати, а в реальности ты полетел бы на Марс, если бы тебе предложили?

Да, но если бы было возможно возвращение обратно. Интересно же открывать новое, участвовать в приключениях.

Поделись своим самым грандиозным достижением и самым ошеломляющим провалом за прошлый год.

Большим достижением стало то, что наладились и оптимизировались основные процессы компании. У нас появился прозрачный учёт затрат ресурсов, чёткое ценообразование. Были написаны и переписаны различные регламенты работ и ситуаций. Началось активное налаживание партнёрской сети, мы разработали собственную CRM-систему.

Из негативного… Упущенные возможности. Всегда кажется, что где-то можно было сделать больше, лучше, интересней. Наверное, к идеалу можно стремиться бесконечно.

Давай подробнее об упущенных возможностях. Конкретно какие моменты ты бы улучшил?

Хотелось бы больше взаимодействовать с заказчиками и выполнять больше проектов. Интересней проводить время внутри команды. Я бы уделил больше времени тимбилдингу. А также совершенствованию процессов, чтобы как можно меньше сил уходило впустую. Но всё это нельзя назвать провалом, потому что провала и не было, было только то, что можно сделать чуть-чуть лучше.

А бывают ли моменты, когда тебя покидает вера в себя? Как удаётся не перегореть?

Вера в себя обычно покидает человека, когда он устаёт или не видит результата/оценки своей работы. Поэтому чтобы не перегореть, очень важен своевременный отдых. Самое сложное, это во время отдыха, реально отдыхать, а не думать о работе.

Помогает смена деятельности, занятие своим хобби. Я изучаю японский язык, читаю книги, посещаю различные курсы, играю в интеллектуальные и спортивные игры. Активный отдых позволяет набрать больше сил, чем пассивный.

Адель Ямашев, генеральный директор ООО «АйТиБрик»

Некоторым даже после отдыха бывает сложно не сорваться на сотрудника и не высказать ему всё в лицо, если чем-то сильно недоволен. Как ты считаешь, что директору нельзя делать ни в коем случае?

Нельзя быть высокомерным. Нельзя раздавать распоряжения без объяснения для чего они нужны. Использовать людей как инструменты, вместо того, чтобы позволять им самим выбирать способы решения задач. Нужно давать людям свободу действий при решении задач, а также ответственность за результат. Тогда человек понимает важность своей работы, правильность и смысл. Обычно такие принципы позволяют повысить атмосферу команды и результативность.

Нужно давать людям свободу действий при решении задач, а также ответственность за результат. Тогда человек понимает важность своей работы, правильность и смысл.

А в отношении заказчиков?

В отношении заказчиков директору нельзя поступаться качеством в пользу кратковременного заработка. В долгосрочной перспективе это может сыграть ключевую роль.

Мы живём в условиях жёсткой конкуренции и относительной свободы слова. По каким критериям в сфере web-разработки можно оценить бизнес и понять, что критика не обоснована и это происки конкурентов?

Человек, который не разбирается в web-технологиях действительно может легко обмануться и попасть под воздействие некорректных обвинений конкурентов. Или наоборот, быть обманутым недобросовестной компанией, поверив в её компетенции. Тут два основных совета.

Первое, это проверить фирму специалистом, которому вы доверяете. Пусть он изучит открытые работы и оценит их качество, выявит банальные ошибки. Важно также взглянуть на портфолио – наличие крупных заказчиков и проектов, которые длительное время успешно работают, лучше всего расскажут о компании.

Второе, если по первоначальным критериям исполнитель подходит, то можно заключить договор на маленькую часть работ, чтобы уже на реальном примере оценить сервис. Необходимо обращать внимание на оперативность отклика, на адекватность менеджеров и на результат работ.

Представь, что с помощью машины времени ты вернулся в момент основания бизнеса. Что бы ты сделал в первую очередь?

Начал бы анализировать и считать. Планировать и оптимизировать. Больше взаимодействовать с людьми. Правильнее выбирать сотрудников. Вообще, с учётом накопленного опыта, многое, конечно, было бы по-другому. Но на то она и жизнь. Век живи - век учись!

А какой была твоя самая первая работа? Расскажи о ней.

До того как я стал основателем своей студии программирования, работал на своей первой и единственной работе в большой IT-компании. В ней я проработал 7 лет, набрался опыта, познакомился с хорошими людьми. Понял как надо и как не надо вести дела.

Например, я понял, каким должен быть начальник. Понимающим, всегда готовым помочь и решить твою проблему. Иногда строгим, но справедливым. Я очень благодарен своему бывшему руководству за личный пример.

Студии программирования IT Brick уже почти 8 лет. Ты можешь рассказать о самом безбашенном решении, которое ты принял за это время?

Самое безбашенное решение – начать бизнес. Это как прыжок в омут с головой. Новые правила, новая ответственность. Много проблем и никакой стабильности на горизонте. Ведь в России нет преподавания основ ведения бизнеса в общих школах. Всё приходилось испытывать и набивать собственные шишки. Везение, упорство, навыки, опыт – тут важно всё.

Хорошо, а самое странное решение, которое сработало?

Когда мы отказались от клиента, так как не сошлись в важном для нас вопросе, а он вернулся к нам через некоторое время, согласившись с нашей позицией.

В каком именно вопросе не сошлись? Что произошло?

Ситуация была следующая: заказчик, в целях уменьшения бюджета работ, требовал исключить пункт тестирования. А также сокращения срока работ. Выполнение этих требований означало для нас потерю качества разработки. Отказ от этих требований означал потерю очень хорошего проекта, он был очень выгодный и позволял выйти на новый рынок. Мы приняли решение отказаться от клиента, хотя это очень странный поступок, если смотреть со стороны. Однако, через некоторое время клиент вернулся к нам и согласился с нами. И я считаю, что он поступил правильно. Ведь чудес не бывает и наши внутренние требования возникли не на пустом месте, а исходя из опыта предыдущих работ. По итогу клиент остался доволен и продолжает сотрудничество с нами.

Наверняка, создавая свой бизнес, ты думал о том, как это будет круто. На сколько совпали ожидания и реальность?

У меня ощущение, что они совсем не совпали. В ожиданиях это свобода, много времени и денег. На деле же, это зависимость от заказчиков, сотрудников, обстоятельств. Мало времени и достаточно долго денег меньше, чем на наёмной работе. Это испытание терпения. Но с другой стороны это хорошая школа жизни, прокачка навыков, повышение самостоятельности и формирование личности.

Из нашего разговора можно понять, что бизнес даётся тебе совсем не просто. Скажи, почему ты продолжаешь этим заниматься?

Потому что я хочу и могу! Я хочу делать правильные вещи, предоставлять высокий сервис, качественные решения. И я могу это делать. Сам и с помощью моей команды.

Меня заряжает то, что принятые мной принципы и решения приносят плоды и реальную пользу заказчикам, сотрудникам.

Команда «АйТиБрик»

И у меня к тебе последний вопрос. Что для тебя значит выражение «предпринимать на всю голову»?

Для меня это означает, что предприниматель в любой ситуации должен стремиться к своей цели, искать решения. Иногда нестандартные. Иногда сложные. Никто не сделает этого за тебя. Как сказал Ричард Брэнсон: «К чёрту всё! Берись и делай!».

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Азат Ямашев", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 3, "likes": 10, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "38423", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]