Олег Павлов
405
Блоги

Тимур и его команда: от научного кружка для детей на 14 м² до франшизы на полсотни клубов в РФ и Казахстане

Интервью с основателем и руководителем сети клубов юных химиков «Фарадей» и центров лайфхаков и изобретений «Эдисон». О первых деньгах от торговли духами на рынке, поиске своей ниши и сложностях работы с детьми.

Поделиться

В избранное

В избранном

Тимур Акджигитов (Фото: Антон Подгайко для статьи в РБК)

Тимур, как бы банально это ни прозвучало, но расскажи, с чего начался твой предпринимательский путь? Знаю, что это была торговля.

Совершенно верно. Сам я не коренной житель Пятигорска. Переехали сюда с мамой, когда я поступал в институт. Мама в то время работала на заводе, но позже по состоянию здоровья я отправил её домой. Нужно было как-то зарабатывать.

Мы с ребятами покупали на рынке конфискат и возили по всему югу России: Краснодарский край, Чечня, Ингушетия, Кабардино-Балкария. Товар был совершенно разный, но в основном одежда и парфюмерия. В принципе, неплохо зарабатывали. Особенно высокая маржа получалась на море летом.

Это всё параллельно с учебой?

Да, но очно я отучился только год, потом уже просто не было такой возможности. Почти всё время отнимала работа.

Кстати, какая у тебя специальность?

Экономика и управление на предприятии городского хозяйства. Если честно, — можно прямо об этом написать, учебы как таковой и не было. Уровень преподавания и коррупции полностью демотивировал даже тех, кто реально старался учиться.

Почти «тезки» — у меня экономика и управление на предприятии торговли и общественного питания. Тимур, а перебрались в Пятигорск откуда?

Село Летняя Ставка, это где-то 250 километров от Пятигорска, Туркменский район Ставропольского края. Район очень хороший и люди замечательные, но работы там, конечно, нет. Население — 5 тысяч.

Дальше ты выбрал для себя достаточно нетривиальное дело — студия рисования песком. Как так получилось?

Работа в торговле — там был определенный потолок. По деньгам выходило неплохо, но это не давало никакого развития, новых знаний. Я устроился работать рекламным агентом в компанию «Пронто Медиа», которая занималась продажей рекламных площадей. Проработал около года, а потом меня забрали в армию.

Отслужил год в воздушно-десантных войсках. Совершил за время службы пять прыжков. У меня третий разряд по парашютному спорту.

Тимур с сослуживцами

Как получилось со студией? Заметил, что в Европе очень популярны творческие мастер-классы для детей. У западных каналов на YouTube такие ролики собирали много просмотров. Мы с друзьями решили проводить такие же мастер-классы прямо в школах, договаривались предварительно с администрацией.

Заключались они в следующем: берешь трафаретик, отклеиваешь от него пленочку и засыпаешь цветным песком. Потом отклеиваешь дальше и засыпаешь ещё, но уже с другим цветом. Дальше всё это помещается в рамочку, и получается красивый рисунок таким образом.

Когда вели переговоры со школами, было нелегко. Молодые парни неславянской внешности, которые занимаются детским творчеством — это нетипично. Кто обычно руководит центрами для детишек? Женщины лет 30-35. А тут мы. Первая реакция — нас боялись.

Помогал опыт в продажах. С людьми я умел договариваться.

Какова была финансовая сторона таких занятий? Неужели это приносило хороший доход?

У нас было очень крутое предложение. Такой трафарет в рознице рублей 300 стоит, — мы предлагали за 150. При этом его себестоимость порядка 40 рублей. На наше занятие приводили весь класс — это плюс-минус 30 человек.

Мастер-классы мы проводили в крупных школах. 150 рублей — это немного, зато ребенок счастливый и довольный уносит красивую картинку домой.

Позже мы нашли хорошего поставщика и покупали школам сенсорные столы для рисования песком на половину суммы нашей выручки. Администрации учебных заведений такое коммерческое предложение нравилось. Социально-ответственный бизнес получался, можно так сказать.

Заработав, открыли свою студию, но впоследствии этот бизнес продали. Творческая студия — специфическая вещь. Понял, что это не моё.

Откуда появилось желание работать с детьми? Чем, кстати, занимались сельские пацаны там, откуда ты родом?

Село небольшое. Развлечений там, сам понимаешь, никаких. Была такая история: сдал все железные бочки из под зерна на металлолом. За что потом получил от взрослых по шее. Хотя отдал за хорошую цену, не продешевил (улыбается).

Предрасположенность к работе с детьми — это семейное. Уже в четвертом, наверное, поколении у нас есть педагоги. Моя тетя была директором Дома пионеров. Могу однозначно сказать, что на Кавказе учитель — это очень уважаемая профессия.

Расскажи про появление первого «Фарадея».

Началось всё с того, что я наткнулся на очень интересную статью в журнале Forbes. Её и сейчас можно найти и почитать. Называется «10 самых крутых кружков города Москвы» («10 самых интересных детских кружков Москвы», — прим. автора).

Я немного обалдел, когда всё это увидел. Мультстудия, кружок архитектурного развития... Ничего подобного у нас в Пятигорске не было. Посчитал, подумал и решил попробовать.

Появилось желание сломать у наших горожан стереотип о том, что детский кружок — это обшарпанное помещение с пожилым преподавателем, где ребенку скучно.

Ты имеешь в виду старые методики? Ведь любую тему можно преподнести насколько интересно, настолько и малопривлекательно. Секрет в комбинации качества материала и его подачи.

Да. Например, ни к чему использовать авторитарные методы работы с детьми. Встань, сядь, — ну и так далее.

Сколько потратили на открытие клуба? Быстро удалось найти помещение?

В Пятигорске с коммерческими помещениями большая проблема. Новые строятся медленно, старые разваливаются. Для запуска мы арендовали маленькую комнатку в старом Доме быта. Без окон, 14 кв. метров.

С хозяйкой у нас были хорошие отношения, мы тепло общались. Приятная женщина лет 60-65. И вот как-то она в очередной раз мне жаловалась, что арендаторов нет. Я предложил — мы делаем ремонт и берем помещение бесплатно на 2 месяца. Если дело пойдет, платим аренду. Она согласилась.

Места было очень мало. Комната делилась на две части, зона для занятий — 10 кв. метров, не больше. Вдохновлялись примерами японцев: у них тоже места мало, но используют максимально рачительно. Эргономика пространства у них на высоком уровне.

Для ремонта пригласили нашу знакомую дизайнера. Задачей было сделать, чтобы помещение не давило, а каждый метр эффективно использовался. На всё потратили где-то тысяч 10. Это и ремонт и мебель из ИКЕА.

Помещение подготовили, что дальше?

Ходили по школам, раздавали визитки — открылся клуб юных химиков, проводим крутые опыты. Пробное занятие было бесплатным. Таким образом удалось набрать порядка 80 человек.

Из прочих затрат: посуда, реактивы. Это ещё где-то 4 тысячи. Со стартовыми затратами на этом, по сути, всё.

Комнатка без окон, реактивы. Не было опасно для детей?

Первое время мы проводили только простые бытовые опыты. Без дыма и активных химических реакций. Делали, например, химическую кровь — фенолфталеин и едкий натр.

Прикол в том, что две прозрачные как вода жидкости, когда их смешиваешь, дают малиновый оттенок. Бросаем лимонную кислоту — жидкость восстанавливается, становится прозрачной. Для детей это, конечно, сразу вау-эффект.

Примерно через полгода мы из этого помещения съехали.

Сколько стоило занятие в клубе?

У нас был абонемент на 4 занятия за 1000 рублей. 80 абонементов мы продали сразу.

Переезд на новое место дался нелегко?

Нам нужно было расширяться. Два месяца мы не платили аренду хозяйке, как и договаривались. Затем 4 месяца она брала с нас очень небольшую, почти символическую оплату, за что ей большое спасибо.

В итоге мы нашли помещение в центре города, 50 кв. метров. Сделали шикарный ремонт и стали потихоньку развиваться. Но возникла новая проблема. Когда мы открылись, было очень много людей. Однако работать-то мы, по большому счету, не умели. Делали всё примитивно. Много детей мы тогда потеряли.

Самая большая проблема любого детского досугового центра — удержать.

С тех пор начали тщательно работать над программой. Четыре года мы её постоянно совершенствуем.

Когда возникла мысль о франшизе?

Спустя 2 года, только когда уже «устаканилась» программа и начали появляться дети, которые занимаются у нас около года.

Сколько клубов сейчас работают по франшизе?

У «Фарадея» на сегодня порядка 40 клубов. Ещё около 28 у «Эдисона».

Это отличный результат. Тимур, расскажи тогда и про «Эдисон». Когда он появился и зачем?

Стало понятно, что нужна альтернатива «Фарадею». Это всё-таки чисто химический кружок. Решили совместить науку с такой популярной фишкой, как лайфхаки. На YouTube это до сих пор хит.

Мы там делаем с ребятами всякие крутые штуки, а потом объясняем это с точки зрения физики.

Перед открытием центра «Эдисон» мы очень серьезно зондировали американский рынок. Там очень модно направление STEM. Это, по сути, такие же технические кружки, но мы обнаружили ряд минусов.

Например?

В своих программах мы очень большое внимание уделяем психологии. Например, в клубах робототехники ребенок может довести что-то до готовности только через 3-4 месяца. Мотивация за такой продолжительный период теряется.

Мы работаем над мотивацией. В наших клубах своя валюта. За различные достижения дети получают вознаграждения и могут прийти и купить что-то.

Внедрен LEAN-менеджмент. Снова в качестве примера можно привести Японию и их рачительность. То есть мы также занимаемся анализом нашей работы и поиском определенных резервов.

В «Эдисоне» для работы нам требуется много бутылок, всяких жестяных банок, использованных батареек и так далее. Дети приносят их и получают за это клубную валюту, за которую потом могут купить всякие интересные штуки. В итоге все в плюсе, а кроме того это впоследствии правильно утилизируется.

С какой возрастной группой вы работаете?

От 5 до 13-14 лет. Сейчас у нас в «Фарадее» занимается ребенок, ему четыре с половиной года. Мы сначала не хотели брать, но родители очень попросили. Ходит к нам вместе с сестрой, ей 6 лет. Мальчик очень воспитанный и хороший, а от занятий в восторге. Всё делает сам, что удивительно.

Занятие в клубе «Фарадей»

Бытует мнение, что франшиза — бизнес для ленивых. Не боитесь, что недобросовестные франчайзи испортят репутацию? Мало родителей отдадут ребенка в клуб с плохими отзывами.

Абсолютно справедливо. Можно добавить сюда же относительно низкую цену входа в бизнес. Мы очень тщательно работаем с партнерами, но неприятные моменты возникают. Без этого, наверное, невозможно.

Дабы минимизировать риск, проводим консультации со всеми лично. Объясняем все нагрузки, которые их ждут, чтобы не было потом сюрпризов. Работать с детьми непросто.

Любопытный факт. В тот год, когда журналист из РБК записывал со мною интервью, выяснилось, что по открытым и успешно работающим по франшизе клубам мы превзошли «Сабвей». Грубо говоря, находясь в «Жигулях», обогнали «Лексус».

К слову про сложность работы с детьми. А кто сейчас принимает на себя этот удар в вашем клубе?

В основном это студенты профильных вузов. Мы очень хорошо сотрудничаем с местным ПМФИ — Пятигорским медико-фармацевтическим институтом.

Как ты в самом начале отметил, одним из факторов быстрого роста бизнеса стало отсутствие конкуренции в Пятигорске. Как с этим сейчас?

Прямых конкурентов, пожалуй, нет. Взять, например, известное «Шоу профессора Николя». Мы уважаем коллег, они всё прекрасно делают, но это немного другое. Это event-мероприятия, научное шоу, у нас же 85% ребят занимаются по абонементам. Даем больше теории. Специализированных клубов такого плана очень мало. Непрямая конкуренция есть, но это другой разговор.

Если в двух словах про занятия в клубах. Помимо повышенного внимания детской психологии, что стоит во главе угла?

Каждое занятие должно включать в себя 5 факторов.

  • Эксперименты. Дети делают что-то своими руками. На это уходит порядка 60% времени.
  • Знание. Оно обязательно должно быть. Есть ошибочное мнение, что дети любят только практику. Вопрос подачи, только и всего. А понимание сути процессов мотивирует.
  • Общение. Большое внимание удаляется сплочению детей, образованию команд внутри группы. Выявили такую особенность: из групп, которые очень сплоченные, практически нулевой отток.
  • Игра. Мы не забываем, что это дети. В «Эдисоне» у нас есть «Разминка для смекалки», в «Фарадее» — «Химическая разминка».
  • Чудо. Обязательно должно быть какое-то чудо. Фокус, который разрывает все шаблоны. Как правило, по всем законам жанра это происходит в конце занятия. Запоминается последняя фраза, как говорил Штирлиц.

Думаю, нам пора потихоньку заканчивать. Можешь дать какие-то напутствия тем, кто хочет начать свой бизнес? Помня про Штирлица.

Вспоминаю службу. Наш Ставропольский десантный полк №247. Там у нас был девиз: «Нет задач невыполнимых». Это для работы и бизнеса очень хорошая вещь, очень правильные слова. Не нужно никаких жалоб — на власть, на кого-то ещё.

Государство принято у нас ругать. Могу сказать, что во времена работы с творческой студией по рисованию песком я получал субсидию порядка 400 тысяч рублей. Когда подавал документы, настрой был пессимистичный. Думал, вот сейчас приеду на защиту, а там 500 человек со всего края. Потусуюсь и уеду обратно. Было три человека помимо меня. Мой проект не приняли, но дали очень четкие рекомендации. Через неделю я приехал повторно и получил субсидию.

У некоторых людей замечаю какую-то природную инертность. К примеру, те же субсидии. Их получить, если это социальное предпринимательство, не так сложно. Многим знакомым говорю: «Давайте помогу, расскажу что и как. Бесплатно». Не хотят. Там же надо отчитываться и так далее. А потом жалуются на государство.

Другой пример — муниципальные помещения. Мы «Эдисон» открыли в муниципальном помещении. Взяли его в аренду с правом выкупа, когда на него была скидка 90%. Кто-то не поверит, но за аренду выходило 40 тысяч в год. Представляешь себе, да, что это такое? Помещение 56 кв. метров, в хорошем состоянии. Выиграли торги, сделали ремонт.

Главное — не сидеть на месте. Использовать все возможности, какие только можно. Работать и не жаловаться.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Олег Павлов", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 8, "likes": 9, "favorites": 6, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "39758", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]