Пятнадцатилетний капитан
Интервью с Геннадием Бородиным - основателем компании, которая в маленьком провинциальном городе производит продукцию, без которой не могут обойтись гиганты нефтегазовой отрасли.
Производственная компания «Полимерпром» была создана Геннадием Бородиным 15 лет назад, когда о строительстве новых заводов мало кто помышлял. Начинающее предприятие занялось разработкой новых видов продукции для упаковки труб нефте-газового ассортимента.
Итак, бизнесу, капитаном которого вы являетесь, исполнилось 15 лет и вы фактически стали директором завода средних размеров. А когда 15 лет было вам – появлялись ли мысли о предпринимательстве? И какими людьми вам тогда казались большие заводские директора?
В 15 лет я учился на подготовительных курсах перед поступлением в Херсонское мореходное училище и, конечно, мечтал стать курсантом первого курса, носить красивую форму. Мне, казалось, что курсанты - это люди совершенно особые и стать одним из них – огромный шаг. Я его сделал, став курсантом, когда мне ещё не исполнилось шестнадцати. Потом мечтал окончить училище и пойти в море. Мечта реализовалась - в морских странствиях по всему миру провёл около десяти лет. Ни о каком предпринимательстве я не мог думать, поскольку мы ведь жили в другой стране, где бизнеса не было.
Но директора заводов и в той стране вам, наверное, встречались. Хотя бы где-то на трибунах.
Мне казалось, что это недосягаемая высота. Я думал о том, чтобы сделать морскую карьеру.
Хотели стать капитаном?
Механик не может стать капитаном. Это другое образование, параллельное.
То есть предпринимателем и капитаном вы стали уже на суше. Что вытолкнуло на берег?
Я достиг всего, чего можно было достичь на судне – стал старшим механиком. Эта должность на судне равнозначна должности главного инженера на заводе, поскольку наши корабли, по сути, были небольшими заводами с полным циклом производства от добычи рыбы до переработки, заморозки и выгрузки на базу.
Дальше можно было расти только качественно, повышать профессионализм, накапливать опыт. На берегу мне предложили возглавить отдел судоремонта в объединении «Новороссийскрыбпром». И вот в этой работе уже были элементы предпринимательства. Нужно было проводить переговоры, защищать интересы объединения, контролировать выполнение смет, поставки комплектующих.
Каким был первый самостоятельный бизнес-опыт?
Моё собственное предпринимательство началось, когда я в начале 90-х узнал о проблеме с поставками импортных запчастей для вихревых насосов. Я разместил заказы на нескольких заводах в Волгограде: один завод делал отливку, второй обрабатывал, третий – балансировал. В итоге получались те самые запчасти, в которых нуждался флот.
Импортозамещение оказалось удачным?
Вполне. Удалось поставить крупную партию таких изделий, организовать малое предприятие. Получить ценный производственный опыт, который потом пригодился в Таганроге, где мы построили «Полимерпром».
Вначале был заброшенный цех с каким-то старым деревообрабатывающим оборудованием, на котором когда-то производились ульи. Пришлось привести всё в порядок, перекрыть крышу, вставить окна.
Недавно, приезжали в гости иностранные партнёры, смотрели цеха, недоверчиво поинтересовались: вы действительно начали с «зеленой лужайки?» Я говорю – нет, мы начали с первого кирпича.
Первое оборудование, которое у нас было в начале нулевых - станки для переработки пластмассы, первые термопласт-автоматы. Как только зарабатывали какие-то деньги, покупали новый станок.
Мы начали производить то, что было необходимо для трубных заводов - протекторы, и колпаки-заглушки, и ложементы. На этом рынке в России хозяйничали иностранные компании. Очень плотно работали со всеми предприятиями и потребителями данного вида продукции американские, итальянские, чешские производители. По прошествии некоторого количества лет, этих компаний на нашем рынке просто не стало. И мы уже успешно с ними конкурировали на зарубежных рынках.
Теперь развиваем производства муфт для обсадных и насосно-компрессорных труб. У нас собственные ноу-хау, которые защищены патентами. География поставок продукции «Полимерпрома» – 22 субъекта РФ и страны зарубежья – США, Оман, Казахстан, Украина.
И всё в том же цеху, где когда-то делались ульи?
Пришлось построить новые. Производственных площадей уже около семи тысяч квадратных метров. Будет больше. У нас инвестиционная программа была на каждый год, и есть сейчас - на перспективу. Мы сами не заметили, как стали настоящим заводом со всей заводской инфраструктурой - есть несколько цехов, инженерная служба, органы управления и контроля качества.
Кто есть кто в бизнесе, если сравнивать с судовой командой? Директор – капитан, это понятно. А дальше?
Кстати, на рыболовных судах должность капитана называется – капитан директор. Главный инженер – тот самый старший механик. Заместители генерального директора – помощники капитана. Начальники цехов – номерные механики...
А кто боцман?
Боцман? Ну, есть и такая должность… В нашем случае, это руководитель отдела контроля и режима.
За что вы могли бы вздёрнуть на рее?
Не знаю, за что бы вздёрнул… В бизнесе больше всего критикую самого себя и больше всего спрашиваю с себя. Если что-то идёт не так, думаю что сделал неправильно, где ошибся. Но, надеюсь, правильных решений больше.
Во время празднования Дня российского предпринимательства мне вручили диплом как лучшему предпринимателю в производственной сфере. Наверное, это последняя награда в такой категории: из малого и среднего бизнеса мы выросли и по некоторым критериям и показателям достигли параметров крупного.
Пора покупать яхту?
Сейчас как раз есть выбор – яхта или новый станок. Стоимость как раз примерно сопоставима. Конечно, выбор будет в пользу станка.
Беседовал Виктор Гальперин,
интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».
Комментарий удален модератором
Комментарий удален модератором