Мария Дубинская
280
Блоги

Инстабум еще бум? Не поздно ли заработать на селфи-фетише

Данила Бокарев, основатель instalook — сервиса подарков с фотографиями, рассуждает: о любви к себе, о криповой рекламе и о том, сколько стоит убрать конкурента в наши дни.

Поделиться

В избранное

В избранном

(Просматривает список) А чего вопросы такие обычные…давай жги, как у Дудя!

Ну, во-первых, я не Дудь. А во-вторых, Данила, не хочу тебя расстраивать… Но, если люди не знают кто ты - им плевать, сколько у тебя денег сейчас на карте, и как ты относишься к Путину.

(Upd: в конце я-таки спросила сколько денег)

Ок, погнали.

Обрисуй, когда к тебе пришла идея Инсталука: где ты жил, что происходило? Обстановка, в которой ты решился стать предпринимателем?

У меня никогда не было желания быть предпринимателем, директором и т.п. В январе 2013-го я уже почти год как работал программистом в веб-студии в Екатеринбурге. Я принимал участие в создании крутых сайтов и веб-сервисов для банков, крупных магазинов (офлайн и онлайн) и т.п. Я примерно представлял, сколько денег они платят за такие проекты, но не понимал, что нужно делать, чтобы увеличивался мой личный доход.

В то же время я уже на протяжении нескольких лет слушал подкасты, в том числе “Откровенно про IT-карьеризм”. В одном из выпусков шла речь о запуске проекта за выходные. Это было ТО САМОЕ. Я понимал, что опыта у меня достаточно, и я легко смогу повторить успех украинского стартапа. В худшем случае - потеряю одни выходные своей жизни. Всё на самом деле было просто и интересно. После работы и в выходные я запускал бесплатные онлайн-семинары БМ и делал сайт. Вместо 2 дней я потратил 2 месяца… А потом ещё 5 лет жизни.

Когда ты решил уволиться с работы, что уже было в твоем бизнесе?

Через год после запуска я уже точно знал, что уволюсь. Потому что в декабре 2013-го года я нанял двух первых сотрудников (менеджера и курьера) и заработал в 2 раза больше своей месячной зарплаты программиста. Однако, хотелось закончить рабочие дела.

И вот, в одни из апрельских выходных 2014-го года на акции «Филип Моррис» я заработал свою месячную зарплату за 2 дня, пообщался и познакомился с новыми людьми… и понял, что система меня нае**вала. И ещё через пару недель ушёл в свободное плавание. В марте-апреле 2014-го было в среднем по 2 заказа в день. Но расходов почти не было. И этих денег хватало на жизнь. И даже на отпуск в Таиланде.

Что сейчас в твоем бизнесе (оборот, количество сотрудников, производства, офис, сколько заказов в день, статистика в лучший и худший месяц, ссылка, где можно посмотреть)?

Сильно любопытным все можно увидеть в таблице, почитать в блоге на сайте.

В 2013-м году было около 7 видов продукции. Сейчас больше 40. Но и этого недостаточно. Есть 4 сотрудника. Часть продукции делаем сами, но большую часть перезаказываем у крупных рекламных производств. Есть маленький офис-склад. С 2016-го года роста по сути нет. В текущем виде - бизнес сезонный, работает только 2 месяца в году (когда в день больше 10 заказов - февраль и декабрь). В «несезон» в день около 5 заказов.

В чем идея, суть Инсталука?

Помочь людям в создании крутых подарков, которые вызовут яркие эмоции у получателя в кратчайшие сроки с минимальным количеством затрачиваемых клиентом сил (и максимальным количеством затрачиваемых денег). Вторая суть - позволить сотрудникам жить в кайф, у нас работают те люди, которые не могут и очень не хотят работать в офисе.

Команда Instalook 2015

На мой взгляд - это универсальная схема подарка. Каждому человеку интересен он сам. Вот я, вот моя еда, вот мое море. И вот подушка, на которой: я, моя еда, моё море. Я могу это все обнять, тискать... Или в плед с собой завернуться. Это же просто какая-то нарциссическая утопия.

Я же говорю, селфи-фетиш. И это хорошо, что наше поколение учится любить себя. В этом и секрет успеха Инстаграма.

То есть, ты просто взял Инстаграм и перевел его из плоскости в объем…

Да. Получается, подарок базовый: шоколад, кружка, плед… Но видно, что даритель потрудился над ним: душу вложил, фото выбирал, заказывал заранее (улыбается). На деле это, конечно, проще все: накидал фоток менеджеру Инсталук, и вечером идешь на ДР с ярким пакетом.

В блоге Инсталука на вашем сайте есть пост, о том, что вы не ставите логотип на упаковке, и это твоя позиция.

UPD: раньше не ставили… Потому что мне хотелось, чтобы подарок воспринимался как очень личный, почти хэндмейд, чтобы в нем было видно только руку дарителя... А логотип бы сразу превращал его в продукт фирмы Инсталук.

Но с этой недели мы ставим логотип и бирки пришиваем. Потому что надо меняться. Если 2 года нет роста - это медленная смерть. Чтобы выжить, надо пробовать новые пути развития. Возможно, это один из них.

Есть ли еще убеждения, которые изменились за эти годы?

С этим больше всего проблем. Свои убеждения менять очень тяжело. Поэтому и не нанимаю человека или агентство, которое бы занималось рекламой. И программиста. Из-за этого развитие буксует. А я год за годом успокаиваю себя и сотрудников, что как только будет по 10 заказов в день - тогда мы сможем позволить себе нанять рекламную контору и/или программиста...И тогда-то уж всё попрёт и полетит!

UPD: Наняли программиста.

Твои принципы в ведении бизнеса. Приоритеты.

На первом месте счастье и удовлетворенность клиента, на втором - сотрудника, на третьем - директора.

Клиент-ориентированность во главе угла?

Да, бизнесмены на Урале, чуть забрезжит успехом, часто ею пренебрегают… и зря. Один лояльный клиент в год делает 3-4 заказа и приводит с собой клиентов. Наш менеджер говорит, что я иногда чересчур за наших клиентов пекусь, могу заказ переделывать по три раза, деньги возвращаю. Привожу лично иногда, чтобы человека не подвести.

Наверное, в России, где все заранее настроены на провал и кидалово, нет лучше отзыва: «сделали плохо, но переделали хорошо и деньги вернули, успели в срок».

Да (смеется), но стараемся не допускать такого, чтобы людям праздник не портить... 2-3 косяка за сезон случается, не больше.

В твоей команде сейчас одни девушки работают, с чем связано или совпало?

Не всегда так было. Продолжительное время работали и мужчины-курьеры. Про одного - Мишу даже стихи писали клиентки (смеется). Сейчас специфика работы такая, что один работник может выполнять больше функционала и, соответственно, зарабатывать больше. Например, не только развозить заказы, но ещё шить, делать шоколадки и т.п. Мужчины-курьеры с этим не справляются. Девочки более многозадачные.

Как относишься к конкурентам? (как, никак, другое)

Конкуренция - это очень хорошо, она стимулирует. Но БЕСИТ. Я что-то делаю, изобретаю, вкладываюсь временем, деньгами... и вдруг появляется ещё один такой же, который берёт мой контент, мои ноу-хау, берёт моих клиентов. И я понимаю, что мне нужно быть на один шаг впереди. Когда конкурент повторяет мой новый товар - я уже запускаю новый, намного круче.

Я не соревнуюсь напрямую с конкурентом, я улучшаю качество своего сервиса. Эскалация - это системная ошибка в бизнесе, когда конфликт дорастает до «а мы, а вы», на это много ресурса уходит, а страдает клиент. Никому эта показуха не нужна. Нужно просто делать свою работу хорошо.

И тут включается принцип успех - успешному?

Именно! Те, кто нечестно играют, заранее проигрывают. У нас была история, когда конкурент воровал оригинальный контент с сайта и размещал как свой. И одна наша постоянная клиентка, увидела вдруг своего ребенка на шапке левого сайта. Ее корректные просьбы убрать ни к чему не привели, и она на каком-то форуме «Яжмать» пожаловалась на этого товарища. И все, человеку все указанные на сайте контакты оборвали: он в десяти городах отдает на Авито отличную стиральную машинку за самовывоз.

Я, конечно, таких чисто женских методик не одобряю, но вот конкретно этот «конкурент» меня бесил неимоверно. Я, если честно, вообще хотел этого человека убрать, приценивался.

Как в 90-е убрать?

Ну да, вышло бы, как в месяц на рекламу трачу (20-30 к по его городу). Если они реально 1000 пледов продали, значит мы могли продать 2000 пледов, а это 2 миллиона потраченной прибыли (напряженно смеется). Говорю же, бесит!

Откуда такие отсылки к смутным временам, ты же по возрасту «Черный плащ» по телику смотрел по воскресеньям.

Видимо, у первых партнеров по бизнесу нахватался. Жаль, но те предприниматели – производители, с кем я начинал сотрудничать, уже закрылись. Потому что там были мужички такие, которые привыкли в баньке договариваться, на заборе писать баннеры краской. А потом пришел такой я, со своим интернетом. И им очень схема понравилась, сидишь на месте - деньги получаешь... И мужички начали с меня пример брать - учиться. Но сложно перестроиться. Если ты уже сжился с ролью производителя, нанимай бригаду для пиара.

Офлайн бизнес уже не работает один - важны продажи и реклама. Но рекламы так много, что восприятие у клиентов притупилось: пустить заголовок на е1 уже так же неэффективно, как флаеры у метро раздавать.

А какая реклама эффективна?

Какая-нибудь криповая жесть.

Оскорблять женщин, как Тиньков?

Да, или привязать гранату себе на грудь в метро. Это точно будет бомба.

Так тише, тише. Я думаю, за этот звонок нас уже взяли на карандаш. Переведем беседу в Телеграм.

У Додо-Пиццы тоже были проблемы с полицией, когда обнаружили у них закладку наркотиков в туалете, и из всего этого скандала какой осадок остался? Додо-Пицца, и пицца вкусная.

То есть ты готов к грязному пиару, жестокости, но при этом очень печешься о клиентах...

Если ты делаешь свое дело хорошо, то неважно, какой ты говнюк. Главное - что про тебя знают, и твой товар достойного качества.

Чем ты занят в свободное время?

Я не разграничиваю время на свободное и несвободное. Я постоянно занят своим бизнесом с 2013-го года, даже в отпуске стараюсь быть вовлеченным. Как-то летом у нас полетела Робокасса, и пришлось сразу прикручивать кнопку Сбербанка на сайт. Так как в команде нет программиста, делегировать это некому. Конкретно сейчас я занят решением текущих CEO-задач, ищу модель для фотосессии нового продукта, готовлюсь к марафону и продаю свой Мерседес.

А личная жизнь?

Я нахожусь в поиске Той Самой… но почему-то даже знакомства в Тиндере чаще приводят к новым заказам, чем к свадьбе (смеется).

Итак, Данила, сколько денег у тебя в кармане?

(присылает скрин кошелька)

Негусто.

Даа, сейчас я увяз, сейчас все даже хуже, чем, когда мы только по Екатеринбургу только работали.

Почему? Объем заказов ведь вырос.

Да, но и расходы выросли… Курьеру заплати, транспортной службе заплати. В начале я все сам: сам магниты порезал, доставку привез - денежку получил. А тратить некогда, надо новый заказ везти.

И некогда на Бали лететь. Данила, мы раскрыли секрет финансового успеха.

(смеется) Но не счастья. Так я делаю, что хочу, и получаю прибыль. Мои сотрудники работают и получают прибыль. Все счастливы. Просто хочется больше прибыли.

Наверное, необходимо что-то предпринять?

На всю голову (улыбается))

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Мария Дубинская", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 6, "likes": 6, "favorites": 4, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40073", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]