{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Любить дракона, или как заработать на хайтеке в Китае

Страна красного дракона постепенно превращается в высокотехнологичную державу. Именно поэтому в Китае открываются большие возможности, в том числе для российских стартапов в области хайтека. Сегодня я расскажу о том, как продвигать в этой стране высокотехнологичный бизнес.

Олег Мансуров, основатель и генеральныйдиректор компании «Актум» (слева) с участниками Международной недели инновационного сотрудничества, организованной в КНР Китайской ассоциацией молодых предпринимателей (CYEA).

Китай с его первым в мире по численности населением, составляющим 1,43 млрд человек, создал самый мощный и при этом динамично развивающийся потребительский рынок. Если сейчас, по данным Boston Consulting Group, его объем достигает 4,2 трлн долларов, то уже через два года он, согласно прогнозам, вырастет уже до 6,5 трлн долларов. При этом не надо представлять внутренний рынок Китая как что-то отсталое и архаичное. Примерно 27% китайского населения совершают покупки в интернет-магазинах, а объем электронной торговли в стране превышает 1 трлн долларов. Для сравнения: в России интернет-торговля занимает всего 4% от офлайн-розницы и оценивается в 0,16 трлн долларов. Так что возможности для развития бизнеса в Китае огромны, и в этом росте вполне могут поучаствовать российские компании и стартаперы.

Почему именно хайтек

Российский бизнес в Китае традиционно связан с торговлей. Мне приходилось встречать много российских компаний, которые давно поставляют из этой страны товары. Но торговля — это очень высококонкурентная среда, и пространства для развития здесь почти нет. Сейчас в Китае перспективнее всего сфера хайтека: всевозможные онлайн-сервисы и высокотехнологичные услуги в этой стране пользуются большим спросом. Примером могут служить ворвавшийся на внутренний китайский рынок электронный маркетплейс Tmall или стартап по аренде велосипедов Mobike, который успешно распространился по всему Китаю и сейчас развивается даже в Европе.

Китай стремится стать технологическим лидером, поэтому приход иностранных инновационных компаний здесь особенно приветствуется. В этой стране сегодня очень востребованы перспективные технологии, в частности, это касается сферы искусственного интеллекта, компьютерного зрения, беспилотных летательных и наземных аппаратов. Во все эти направления здесь вкладывают большие деньги.

Довольно успешно развиваются здесь и некоторые российские хайтек-компании. Речь идет как о крупных игроках типа ABBYY, Kaspersky Lab, так и о предприятиях поменьше наподобие пермской Prognoz (системы бизнес-аналитики), питерской i-Free (мобильные цифровые технологии) или CDNvideo (технологии распространения видеоконтента). Наша компания успешно развивает в Китае онлайн-платформу Actum.Online для проведения высокотехнологичных соревнований и конкурсов (хакатонов). Мы нашли партнеров на китайском рынке и в течение ближайшего года планируем запустить проведение хакатонов с участием китайских специалистов, а также местных компаний, которые нуждаются в новых идеях для высокотехнологичных продуктов.

Что стоит помнить тому, кто собрался завоевывать китайский рынок?

Зачем нужен партнер

Прежде всего, возьмите проводника. В Китай лучше заходить в партнерстве с местной компанией или организацией. Китайцу с китайцем проще договориться, здесь очень важны рекомендации, да и отношение к вам будет отличаться в зависимости от того, пришли вы «с улицы» или работаете в партнерстве с китайской компанией. И второй важный момент: при «холодном» заходе ваши издержки будут гораздо выше. В Китае для иностранных компаний есть много различных налоговых преференций, которыми вы сможете воспользоваться, если станете резидентами одного из многочисленных технопарков или бизнес-инкубаторов.

Поэтому в качестве первого шага для выхода на китайский рынок можно посоветовать найти организацию в Китае, которая поддерживает иностранные инвестиции на китайской территории. Причем желательно сначала обратить внимание на государственные структуры, потом — на отраслевые и общественные. При этом лучше всего искать проверенных партнеров.

Если вы молодая компания, то можете пойти по нашему пути. Мы обратились во Всекитайскую федерацию молодежи (ВКФМ), при которой создана Ассоциация молодых предпринимателей, призванная помогать иностранным инвесторам и предпринимателям выходить на рынок не только Китая, но и других стран Юго-Восточной Азии.

Не стоит забывать, что в Китае проходит много выставок и конференций, они всегда открыты для иностранцев, которым к тому же часто оплачивают все затраты на территории страны.

Меры предосторожности

Китайская сторона при первом же контакте постарается превратить вас из партнера в наемного сотрудника, взять к себе в штат. Поэтому если вы отправляете в Китай своих работников, приготовьтесь к тому, что их будут переманивать в местную фирму.

Учтите, как только появится возможность, ваш продукт будут пытаться скопировать, поэтому будьте осторожны в раскрытии своих технологических секретов.

В Китае очень сильна корпоративная иерархия: при организации банкетов и фуршетов топ-менеджеры обычно сидят за отдельным столом. Решения в компании всегда принимают только они, первые лица, поэтому в переговорном процессе нужно учитывать иерархию и по возможности вести переговоры с сотрудниками, занимающими в компании более высокое положение.

С английским языком в деловой среде в Китае все нормально, многие китайские компании ведут внешнеэкономическую деятельность, так что их сотрудники бегло разговаривают по-английски.

Поражает распространенность в Китае таких мобильных приложений, как WeChat, в котором люди совершают платежи, а также активно обмениваются деловой информацией. Здесь давно уже не вручают при знакомстве визитки, как раньше, а добавляют контакты с помощью QR-кода в WeChat, когда собеседники сканируют друг у друга код в смартфоне и тут же оказываются в контактах. Поэтому перед поездкой в Китай есть смысл заранее освоить этот сервис и научиться пользоваться его основными функциями.

0
Комментарии
-3 комментариев
Раскрывать всегда