Веселиться По полной
129
Блоги

«Стало откровением, что с помощью простых текстов кода я могу звонить или отправлять смс»

Интервью с генеральным директором компании Smartis Игорем Балашовым о работе в госкорпорации, откровениях в программировании и запуске сервиса обратного звонка – Smartcallback.

Поделиться

В избранное

В избранном

Игорь, как мне известно, вы выпускник МГТУ им. Н.Э. Баумана. На каком факультете учились?

«Машиностроительные Технологии», на кафедре «Электронные технологии» со специализацией «Микроэлектроника». Моя кафедра среди МТ (МТ – сокр. машиностроение, прим. автора) тогда считалась самой топовой и сильно выделялась.

Почему именно эта специальность?

Любил электронику. Хотел узнать, как она создаётся. Я еще подавал документы на факультет «Специальное машиностроение», но мне не хватало баллов, чтобы с общежитием пустили. Я не мог рисковать.

Отдали бы сына учиться в Бауманку? Что даёт это образование?

Отдал бы конечно. Здесь вопрос не к тому, чему там учат, а вопрос, с чем ты выйдешь оттуда. Другое мышление, другой подход. Как по мне – это лучшее жизненное образование. Ты выйдешь оттуда с правильным подходом к жизни. За какое бы дело не брался – ты сможешь его выполнить. Будь ты инженером, предпринимателем или строителем завода. Это самое главное в Бауманке.

Почему не стали строить карьеру инженера?

Как сейчас помню: я – загоревшийся пацан, еще студент, устроился в АО «Концерн«Вега». У меня уже тогда были патенты, исследования, статьи. Хотел двигать науку и всё такое. Прихожу к руководителю, и тут начинается: вот тебе бумажки на заказ оборудования, вот тебе еще бумажки на тот же заказ заново, потому что курс доллара изменился. Через неделю еще раз меняют. Потом кипа документации по тендеру, который заранее предрешён и которого фактически не было.

Бюрократия, волокита, решения сверху, видимость работы – это всё настолько опротивело, что я понял: невозможно в этой системе исследовать, изучать, создавать новые технологии. Меня хватило примерно на год.

Это было во время учебы или после?

Во время. Я хотел еще в студенчестве определиться, куда пойду. С третьего курса работал везде, где мог.

Расскажите.

Сначала это была университетская работа: вечерами на кафедре собирали и производили платы. Нас было человек 5 – все студенты. Заказами только нас обеспечивали преподаватели.

Сколько зарабатывали?

Когда были заказы: в месяц выходило по 15-20 тысяч. Во время сессии, понятное дело, было не до работы.

Чем еще занимались?

Например, на заказ делал сайты.

Когда научились программировать?

Начал еще в девятом классе. Участвовал в районных олимпиадах, республиканских. Занимал призовые места. Тогда, к сожалению, мне не дали понять, что программирование можно как-то вне академического круга использовать. В том смысле, что: да, окей вот есть математическая задача и можно её решить. Я понимал, что в навигаторах можно использовать задачу кратчайшего пути, например, но мне это было не сильно интересно.

Когда осознали ценность программирования?

В университете на втором курсе. Один преподаватель бросил ненароком фразу что-то вроде: программирование – не только то, что вы пишете в Pascal. Меня зацепило, и я дальше пошёл. Заразил еще друг-одногруппник. Он на втором курсе за счёт сайта vzbotni.ru, там все домашки бауманские, заработал себе на машину. Для меня было откровением: можно было спрограммировать то, что будет пользоваться спросом и даст финансовую поддержку.

Какие языки изучали?

Самый первый – Pascal. Потом Delphi, C, Java и затем я ушёл в web-программирование. Со второго курса начал учить PHP, Js.

Сколько языков вы знаете?

Хм… уверенно PHP, Javascript, Css, Html, Java, Delphi, Pascal. По мере необходимости в прикладных задачах: C++, Python – получается девять.

Ничего себе! Вернемся к сайтам на заказ. Расскажите подробнее.

Сначала делал для себя. Пример: сделал сайт, на котором публиковал понравившиеся сериалы, фильмы, книги, мысли. Что-то вроде блога. Соорудил каталог с поиском, чтобы проще было искать информацию. Потом начал активно брать заказы. Через мои руки их много прошло.

Сколько суммарно?

Самолично – 50-60, плюс помогал по другим сайтам. В сумме штук 80 сайтов.

Вы в студенческое время вообще спали?!

По 4-5 часов. Загруженность была дикая: целыми сутками я либо учился, либо работал.

Какой была стоимость сайта тогда? Много брали?

Очень мало. Я тогда еще не понимал, какие зарплаты в Москве, и сколько берут за такие работы. Я ориентировался на региональные цены. Тысяч 20 рублей для меня была баснословной зарплатой в регионе, поэтому думал: сайт в 15 тысяч – вообще космос. Из ничего, из воздуха за две недели я мог сделать 20 тысяч. Вообще круто.

Приведите пример сайта, который сделали вы.

Сайт фотографа Владимира Васькина, например. Он простой с точки зрения программирования, но мне нравится.

Платы, сайты. Что еще?

На втором курсе меня пригласили делать квесты для серверов Lineage. Были определенные сценарии, которые нравились пользователям. Мы создавали новые, чтобы поддерживать популярность к игре. Я, например, придумал в Lineage сценарий из Quake III Arena. Организовалось пространство: пещера, еще что-то, и добавилась задача – все, кто вошли в раунд, должны друг друга замочить. В тот раз я впервые столкнулся с геймерским программированием. Там было мощное java. Я как раз изучал в университете объектно-ориентированное программирование.

За это платили?

Да, но мне было важно получить опыт, прикоснуться ко всему этому.

Еще с играми работали?

Делали с другом свои русские сервера для игры Perfect World. Она только набирала популярность в Китае. Мы одни из первых начали её переводить. Но в итоге столкнулись с тем, что производитель закрыл монетизацию, и всё должно было идти через него. Мы разочаровались и перестали писать.

Какие еще источники дохода были?

Стипендия, дважды удалось стать лауреатом Президентской стипендии за научную работу. Делал курсовые, домашние работы.

На что вы тратили все накопления?

Помогал своей девушке. Не очень хорошая ситуация вышла: у неё тупо отбирали квартиру. Нужно было выплатить долги, которые родители не смоги заплатить. Две девчонки остались одни, и заплатить за квартиру были не в состоянии. Либо они остаются на улице, либо нет. Всё, что было, я отправлял туда.

Сейчас вы живете в своей квартире?

Да, в 2014 году, сразу по окончанию университета купил свою в Железнодорожном.

Дайте совет: как откладывать деньги?

Расскажу про себя: перед шестым курсом пошёл в банк и открыл вклад. Каждый приход денег я шёл и вносил туда. Все деньги отдавал. Это меня стимулировало еще зарабатывать. Искать способы найти денег. Например: получил я за сайт 30 тысяч рублей, пошёл, отложил все 30. Не 20, не 29, а все 30. Всё, в кармане опять 50 рублей осталось. Думаю, где деньги взять, надо еще сайт сделать. И вот так постоянно себя гонишь, гонишь. И в итоге за шестой курс, по сути миллион я накопил. На первый взнос.

Деньги пробовали вкладывать во что-нибудь?

В Палладий. Немножко совсем. Интересно было, как это работает. Из 30 тысяч сделал 50. Не много.

По окончании университета думали учиться дальше?

Я сейчас как раз в аспирантуре. Она мне нужна была в первую очередь для общежития и регистрации. Она меня сильно выручила. Сразу после выпуска я не хотел снимать квартиру: просто так кому-то отдавать деньги, когда я могу тратить на себя, а у меня квартира еще строилась. Сдачу жилья задержали на три месяца. Было хреновое время, но в итоге, как сказал ранее, аспирантура с общежитием спасли.

Что было после госкорпорации?

Устроился в рекламное агентство.

А не было мысли своё дело начать?

Дело своё я искал, безусловно, но была нужна работа. Еще всё так легко получилось: просто открыл резюме, в этот же день позвонили, сходил на собеседование, в этот же день устроился. Думаю, окей. Попробую поработать.

Кем устроились?

Разработчиком: настраивать счётчики для клиентов, отправлять цели, создавать скрипты для внутренних нужд, верстать и так далее. Также, предполагалось создание некой системы аналитики. Уже было готовое решение, оно мне досталась по наследству от предыдущих разработчиков. С задачей они не справились, так как использовать систему обычные пользователи не могли.

Один из ваших сервисов: обратный звонок. Расскажите, как вы его делали.

Вечером ко мне подходит владелец агентства и спрашивает: а можешь повесить форму звонка на сайте? Я: окей, попробую. В итоге сделал, но мне этого показалось мало. Затем сделал универсальную настройку виджетов и единую систему для обработки/анализа заявок. Показал всему агентству, мне сказали: о круто, это ж лидогенерация получается какая-то. Поехали к крупному застройщику – MR Group. Показали, они были в восторге, и мы заключили сделку. Было очень интересно.

Потом я научился сразу звонить: связывать с другими системами, создавать всё автоматически – и так закрутилось. Познакомился с телефонией очень плотно. Для меня это было еще одним витком развития программирования: одна строчка кода и хоп – звонок. Стало откровением, что я из простых текстов кода, могу уже реально что-то делать: звонить, смс отправлять. Я мог позвонить и сказать сценарию: выключи сервер – и он выключает. Я научился управлять механическими, физическими вещами за счёт программирования. Это было прикольно.

Ну а дальше пошло по клиентским потребностям. Было понятно, куда развивать обратный звонок. Конверсия, поиск математических алгоритмов. Построил тогда первую прикладную математическую модель, которая сейчас анализирует в real-time уже по 20 млн посетителей в месяц.

Команда Smartis на хакатоне TADHack Moscow (октябрь, 2016)

В какой момент это переросло в отдельный бизнес?

В ноябре взяли второго разработчика. Потом взяли наёмного директора, который должен был построить систему управления, финансовую часть свести и так далее. Но он не справился с задачей: были убытки страшные. Мы его уволили. Я понял, что если не я, то мы так и будем ошибаться. Как только мы поняли, что бизнес окупает затраты: есть оборот в несколько сотен тысяч, мы открыли фирму. Зарегистрировали её 21 января 2015 года. Потом масштабировали результаты и развивали продукт.

В роли директора какие изменения внесли в управлении компанией?

Сделал оболочку, в которой вижу: кто пользуется услугой, кто не пользуется, кому выставлять счёт, у кого какие показатели по эффективности/конверсии. Позже добавил контроль баланса и оповещения. Сделали новый кабинет, что значительно упростило работу с телефонией.

На российском ИТ рынке много решений по обратным звонкам. Почему ваш продукт сохранил позиции?

Считалось, что это простая технология. Но жизнь показала: те, кто к ней относится как к простой – проиграли. Мы изначально относились к нему как к профессиональному инструменту для маркетинга. Делали его не для того, чтобы заработать денег, а чтобы клиенты увеличивали конверсию и генерировали звонки и лиды.

Поэтому мы делали много настроек внутри этого инструмента. Чего в принципе у других не было. У нас была цель: найти такой сценарий показа, чтобы посетитель точно заинтересовался тем что предлагают наши клиенты. Или: при каких условиях он оставит телефон с большей вероятностью.

Вы участвовали в собеседованиях, когда набирали специалистов?

Да, обязательно. Первые десять сотрудников прошли через меня.

Советов по найму много. У вас есть свой рецепт?

Для меня главное – самостоятельность и адекватность. Если человек постоянно требует внимания, направления или разжевывания, то вряд ли я его возьму. У меня другой принцип постановки задач: у меня нет времени разжевывать задачи за других. Мне проще самому уже сделать, если я сам разобрался. Это же большая часть задачи.

Также главное, чтобы человек загорелся идеей. Если он амбициозно берется за сложные задачи и выполняет их от и до – это тот человек, который мне нужен.

Ваши сервисы находятся на серверах? Были ли проблемы и сбои из-за блокировки IP-адресов Роскомнадзором?

В целом, у нас свой кластер серверов в России, поэтому пофиг. Но, было два случая, когда РКН хоть как-то на нас повлиял. Первый: они заблокировали гугловскую каптчу: у нас клиенты не могли регистрироваться. Мы это быстро поправили. И второй: когда у одного из наших операторов, с которым мы работали, заблокировали часть серверов Amazon. Но это тоже быстро поправилось – буквально 10 минут и всё нормально.

Сколько часов в сутки вы работаете сейчас?

Сейчас поменьше, чем в университете (смеется). Бывают периоды, когда я прям взахлёб работаю: 24 часа в сутки несколько дней. А так в среднем: 16-18 часов в день. Пока я не сплю, я работаю. В выходные тоже.

Что вас мотивирует? Как не выгореть?

Мотивирует возможность решить проблемы клиента, а также вера, что наши труды приносят пользу другим. Сейчас у нас готовится обновление еще одного продукта – сквозная аналитика Smartis. Сервис позволяет в одном месте собрать данные из рекламы, сделок и провести глубокий анализ бизнеса. Позволяет понять эффективность рекламы и так далее. Среди застройщиков очень необходимая вещь.

Я уверен, что симбиоз всех наших продуктов принесёт много пользы. Мы в Smartis’е сами заразились этим. Люди мучаются, сводя десять сервисов в один файл Excel. И так каждый день, неделю, месяц. Если бы этим занимался я – просто взбесился бы. Это обезьяний труд. Я тот человек, который не будет это делать дважды. Могу сделать один раз, но чтобы понять, как это автоматизировать. Возможность это исправить – невероятно мотивирует. А это только один маленький пример того, что изменят наши продукты.

Пробовали искать инвесторов?

Обучались во ФРИИ, но на определенном этапе вышли оттуда. ФРИИ хорош для тех, кто только начинает. У кого стартапы могут ринуться в другую сторону, наплевав на предыдущий результат, потому что там принцип – полностью разобрать компанию и заново собрать. Мы не могли полностью разобраться. Надо было тогда все продукты закрыть, всех клиентов выкинуть, и заново создавать продукты и продавать. Мы этого не позволили себе.

Главное, что я вынес из ФРИИ – вопрос ценности. Если раньше мы думали про функциональность, или так называемые молотки, то сейчас – про полезность продуктов.

Это как?

Не надо создавать условные молотки. Надо создавать именно тот результат, который хочет клиент – забитые гвозди. Но и гвозди тоже для чего-то забивают. В конечном счете, все это нужно, чтобы получить удовольствие от красивой картины, висящей на гвозде забитый молотком. Если вернуться к нашему сервису сквозной аналитики, то можно говорить: сквозная аналитика для того, чтобы строить отчёты. Отчёты – гвозди. Сквозная аналитика – молоток. Отчёты нужны не для того, чтобы они были. А для того, чтобы что-то произошло. Некие изменения в бизнесе. Они могут произойти после управленческих решений.

Игорь, интересно с вами беседовать, но вынуждены завершать. Можете рассказать миссию своих продуктов?

Мы работаем над продуктами, которые генерируют управленческие решения и меняют бизнес. Это та ценность, над которой мы усердно трудимся.

Интервью взято специально для конкурса vc.ru и банка «Точка».

#навсюголову

{ "author_name": "Веселиться По полной", "author_type": "self", "tags": ["\u043d\u0430\u0432\u0441\u044e\u0433\u043e\u043b\u043e\u0432\u0443"], "comments": 2, "likes": 2, "favorites": 2, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40182", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]