Артём Ермолаев
813
Блоги

Несколько мифов о МЭШ или почему учителей еще долго не заменят роботы

Когда запускаешь нечто масштабное, всегда найдутся люди, отвергающие изменения, приводя «железобетонные» аргументы в стиле «раньше было лучше». Что уж говорить об образовательной сфере?! Здесь любой шаг в сторону от классической системы рассматривается с особым пристрастием и под девизом «семь раз отмерь и лучше оставь, как было!». Поэтому, создавая по поручению Мэра Москвы С.С. Собянина "Московскую электронную школу", мы постарались взять лучшее из образовательных систем, по которым ностальгируем (в том числе советской) и добавить то новое, что называется передовым опытом и перспективным направлением. И под «мы» я подразумеваю большую команду профессионалов из Департамента образования и Департамента информационных технологий, московских учителей, которые были и есть на передовой проекта, а также активную поддержку участников рынка, работающих в сфере образования.

Поделиться

В избранное

В избранном

Мы не делим мир на «до ЕГЭ» и после, а стараемся идти дальше, предвосхитить потребности школьников, дать удобные и эффективные инструменты педагогам. И мы уверены: чтобы заговорить с куда более продвинутыми по части технологий школьниками на одном языке, точно не нужно вырывать у них из рук гаджеты.

Получая обратную связь от пользователей наших продуктов, мы изучали и негативные отзывы. Особенно благодарен учителям, которые на протяжении всего учебного года активно использовали МЭШ. В самые активные 50 школ команда проекта «Московская электронная школа» лично съездила сказать спасибо в конце текущего учебного года. Именно учителя и родители московских детей помогли нам выявить типичные страхи перед новыми форматами обучения. На их основе я попытался сформулировать некоторые «мифы о МЭШ».

Поговорим о них.

1. Гаджеты – зло, а вы их в школу тащите!

Одна из нападок на Московскую электронную школу – это как раз ее «загаджетованность». Она вскрывает целый ряд страхов.

Одни не понимают, зачем тратить внушительные средства на оснащение школ интерактивными материалами, когда «еще не сносились коньки» – бумажные учебники. Другие боятся, что геймифицированные материалы передают информацию более «легковесно», нежели тяжелые в прямом смысле учебники. Периодически звучат нападки «ребенок разучится писать», «вместо развития социальных навыков погружаете его в виртуальный мир», «он и дома постоянно уткнувшись носом в телефон, так еще и в школе – мира вокруг не видит» и т.д.

На это хочется сказать одно: в первую очередь, все это инструменты для приобретения знаний! Была ли раньше возможность каждому ученику побывать в Лувре? Или собственными глазами увидеть вирус Зика? Ответ очевиден. Но VR-технологии, которые мы пилотируем в рамках МЭШ, позволяют это сделать. А если ребенок приболел и пропустил занятия в школе? Вспомните, как раньше мы брали у одноклассников тетради и переписывали тему урока. Теперь, благодаря электронным учебным материалам, ребенок может самостоятельно не только изучить тему, но и пройти тестовое задание по ней.

Всегда можно предъявить претензию к инструменту. Но точно так же всегда можно использовать инструмент в помощь. Каждый делает свой выбор.

Все разговоры, которые ведутся вокруг МЭШ, – попытки разделить на черное и белое, на нужное и ненужное. Но, на мой взгляд, это изначально неверная постановка вопроса.

МЭШ – это расширение возможностей в образовании. Это не просто замена бумажных учебников и дневников на электронные. Это автоматизированный контроль за успеваемостью ребенка и своевременное информирование о том, что «что-то пошло не так». Это возможность подстраивать учебный материал под индивидуальные особенности ребенка – кто-то лучше воспринимает текст, кто-то видеоматериал, кто-то быстрее решает задачки, кому-то нужно чуть больше времени. Это вывод процесса обучения за пределы класса. Это возможность подключаться к урокам удаленно. И много еще чего.

2. Интерактивная панель вредит здоровью

Здоровью вредит не панель, телефон, телевизор, микроволновая печь и т.д. Здоровью вредит пренебрежение правилам пользования всеми этими приборами. Интерактивная панель имеет гигиенический сертификат. Без него ни в одну школу никакое устройство не поступает.

При этом средняя продолжительность использования панели в процессе урока составляет всего 15 минут, а время непосредственной работы с ней школьников – не более 10 минут. Итого - максимум один час работы с панелью за день. Люди сегодня в течение дня телевизор/телефон смотрят в разы дольше.

3. Роботы заменят учителей и чему они научат ребенка?

Технологии действительно летят так, что мы едва их догоняем. А хотелось бы опережать. Но при всем при этом опасение, что роботы могут полностью заменить учителя, не могут не вызывать улыбку.

Мне всегда забавно читать прогнозы о том, как роботы займут наши места. Особенно в такой интеллектуальной и энергозатратной профессии, как учитель.

Конечно, уже сейчас очевидно, что цифровые инструменты могут составить конкуренцию учителю как носителю знаний. Технологии позволяют получить информацию почти что из любого источника. Но настоящий Учитель – еще и наставник, и ментор. Он не просто передает информацию, он учит думать, анализировать, чувствовать.

Зачем цифровизация учителю? Чтобы снять с него рутинную деятельность – подготовка отчетности, например, проверка домашних заданий, корректировка учебного материала под разные уровни подготовки ребят, актуализация сценариев урока и т.д. Именно это можно доверить «роботу». В целевой картине наша задача помочь учителю оставаться именно Учителем – человеком, который все свое время тратит на развитие детей и подготовку их к большой жизни.

Я хочу ещё раз поблагодарить все столичные школы и всех учителей за активное участие в МЭШ в прошлом учебном году. Спасибо за то, что развиваете проект (только подготовленных вами сценариев уроков в библиотеке МЭШ уже 350 тысяч!), даёте обратную связь и этим помогаете нам делать проект лучше. Отдохните как следует летом и увидимся в следующем году!

{ "author_name": "Артём Ермолаев", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 2, "likes": 9, "favorites": 1, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "40807", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]