Ольга Гельмель
288
Блоги

Обучение в телефоне, квесты для бизнеса: о старом и новом в тренинге

Дмитрий Буталов, генеральный директор и соучредитель тренинговой компании YORD/ЁРД
Поделиться

В избранное

В избранном

Когда я первый раз услышала об обучении с помощью СМС-сообщений, то подумала, что это проделки инфобизнесменов. Настолько это было не похоже на старый добрый тренинг или онлайн-семинар. Но оказалось, что мобильное обучение в мессенджерах с помощью коротких сообщений проводит международная тренинговая компания с большим опытом на рынке T&D. Затем мне посчастливилось пройти обучение в Методической школе YORD и самой попробовать, как делать такие мобильные тренинги-айсберги: от глаз скрыта огромная махина проработанной информации, а наверху работающая технология в виде небольших сообщений, в которых самая суть. Таких креативных решений в компании несколько. О них-то, а заодно о предпринимательском пути и видении мы и поговорили с Дмитрием Буталовым, генеральным директором тренинговой компании YORD.

- Дима, расскажи, пожалуйста, почему ты выбрал именно этот бизнес?

- В моём случае нельзя сказать, что это был логически выверенный выбор. Это произошло постепенно: я был менеджером по продажам, коллеги попросили поделиться опытом. Я выступил перед большой аудиторией и понял, что чувствую себя дискомфортно: продажи, переговоры – это обычно общение узким кругом. Понял, с чем в самом себе надо работать… и стал корпоративным тренером. Несколько лет обучал коллег и учился сам. И вот когда уже появилось ощущение «плато», захотелось расти дальше.

- И тогда появилась идея создать собственную тренинговую компанию?

- Да, мне работа внутри компании уже казалась однообразной, а мои будущие партнеры хотели «уйти» от конвейера, принятого тогда в тренинговых компаниях: стандартные программы, проверенные, но и растиражированные теории.

- То есть вы изначально решили делать «по-другому»? А в чем состояли принципиальные отличия?

- Креативность. Инновационность. Тринадцать лет спустя эти ценности по-прежнему для нас на первом месте. А еще в том далеком 2005 году мы решили, что не будем давать взяток, «откатов».

- В чем здесь инакомыслие, я догадываюсь, а почему вы приняли такое решение?

- Потому что это плохо влияет на компанию: клиент никуда не денется, «съест» любой продукт. Это бомба замедленного действия. В том числе для репутации компании. А неэтичность схемы для нашего клиента абсолютно очевидна.

- Сталкиваешься ли ты с мнением, что тренинг не нужен?

- В самом начале, много лет назад, иногда слышал подобное. Но сейчас не встречаю сомнений. Есть исследования, которые доказывают корреляцию между инвестициями в обучение и прибылью. И среди лидеров не найти компаний, которые не вкладываются в своих сотрудников.

- Что можно порекомендовать собственникам бизнеса, чтобы обучение не стало пустой тратой бюджета?

- Я чаще всего встречаюсь с двумя крайностями, в которые впадают заказчики. Во-первых, это больший акцент на том, что сейчас горит. Например, научите собирать дебиторскую задолженность. Но кроме этого нужно разобраться, откуда она взялась, чтобы перейти на превентивные меры. Во-вторых: зачастую в зоне внимания оказываются люди, но не процессы. Яркий пример – создание кадрового резерва. Но для этого резерва после обучение может не оказаться ни задач, ни перспектив - и люди будут искать другое место работы для реализации потенциала. А нужно работать с системой менеджмента, смотреть, как поддерживается продвижение сотрудников. А историю про кадровый резерв впрок давно пора забыть.

- Есть ли критерии, по которым можно выбрать подходящую тренинговую компанию?

- Я бы рекомендовал просканировать отработанные компанией решения: где реализовали проекты и с каким результатом. Посмотреть, на какие концепции опираются (общепризнанные или нет), какая идеология у компании (и как она сочетается с вашей), почитать отзывы и, конечно, опробовать тренинг на себе, прежде чем закупать для компании.

- Это работает и в обратную сторону: выбирать, кого учить, стоит по репутации и «по сердцу»?

- Да, именно так. Анализируя свои личные провалы, я понял, что клиента нужно выбирать, как попутчика. Потом что это именно совместное путешествие: взаимно полезное. Мы друг у друга учимся. Мы реализуемся в том, что происходит с клиентом. Важно, чтобы это и нас двигало к мечте.

- Какие-то задачи сейчас особенно интересны?

- Сейчас уникальный период в жизни человечества: еще никогда с такой скоростью не развивались технологии. В современном VUCA-мире произошла смена парадигм в большинстве основных сфер: здоровье, взаимоотношения, потребление… Теперь все это обретает новый смысл: и мы не знаем, как быстро первые переселенцы отправятся на Марс, как скоро получит широкое распространение плановая замена внутренних органов, что в свою очередь увеличит продолжительность жизни до 120 лет и пр. Изменения начались, но конечного результата не видно. Это увлекательное приключение, в котором у нас нет возможности не участвовать. Мы готовы помогать нашим клиентам быть максимально эффективными в это время перемен. Да и сами активно меняемся.

HR-продукт «Мобильный тренинг» попал в полуфинал конкурса Сколково Startup Village

- Создаете инновационные продукты?

Да! Например, уникальный метод обучение «весело с умом» под названием «Бизнес-квест», в котором сочетается деловая игра, бизнес-тренинг и шоу.И метод, который стер ограничения в вопросах территориального расположения участников и возможности обучить одновременно несколько сотен человек – «Мобильный тренинг» (с этим продуктом вышли в полуфинал конкурса Сколково Startup Village).Наша компания обладает правами на оба метода, автор первоначальных идей - креативный директор и соучредитель YORDа Алексей Аболмасов. Наши методисты написали несколько книг (уже издали первую, про методику бизнес-квестов, остальные на подходе), в которых раскрывают суть методов и дают возможность их освоить.

Мы проводим Методическую школу, наш корпоративный наставник, самый опытный тренер и соучредитель компании Алексей Новак, очень много занимается развитием и наших сотрудников, и учеников МШ. По ощущениям, это уже нужно не только тем, кто у нас учится, с нами сотрудничает, но и нам: пришла пора делиться.

В прошлом году отказались от офиса, и все процессы перевели в онлайн-формат. Как понимаешь, мы теперь особо экспертны в теме дистанционного управления. Виртуальное взаимодействие доказало свою эффективность: например, наш коммерческий директор живет в Самаре, Алексей Новак – в Нижнем Новгороде, я постоянно перемещаюсь из Санкт-Петербурга в Москву и обратно, а наши сотрудники живут по всему миру. Например, на Бали.

- И как вы работаете? Чем, например, можно заниматься, находясь на Бали?

- Практически всем в сети. Скоро все организации станут IT-компаниями. Даже, когда проводишь оффлайн-обучение, тренировка «на бумажках» - это прошлый век, для этого теперь есть иные технологии. Например, руководитель «Додо Пицца» называет свою компанию IT-компанией: просто в конце процесса – пицца.

- А что бы ты посоветовал тем, кто сейчас заходит в этот бизнес: какие темы выбрать, какую нишу?

- Я бы посоветовал помнить о трендах, которые уже называл, но главное быть собой, не пытаться пустить пыль в глаза. Найти у клиента потребность, которая не закрыта и сделать уникальный продукт. С точки зрения рынка нет правильных решений. T&D – это про то, как помогать людям меняться. Делать можно всё, что угодно: прокачивать одну тему или сразу несколько - для каждого хорошего продукта найдется свой клиент. Поэтому нужно сделать выбор «по сердцу». И на уровне стартапа этот выбор может быть любым. Как играющий тренер, когда я работаю с видением компании (и не обязательно со стартапами), то спрашиваю у команды: «Что хотите построить? Что хотел бы получить каждый из вас? Что рынок просит? Какие есть конфигурации всего этого?»

- Судя по первоначальному названию, вы хотели построить «Компанию мечты»?

- Да, КМ «Тренинг» расшифровывался именно так. Тренерская компания, в которой вместо конвейера креативность, а вместо набора тем и задач широта и простор, только этой же креативностью ограниченная. Позже мы поняли, что понятие «Тренинг» очень узко для нас, оно не включает консалтинг, экспертные продукты. Искали «наше» слово очень долго, почти 2,5 года: слово с нужной эмоцией, слово про креативность. Решили изобрести его сами. И я отлично помню этот момент: когда среди разных комбинаций букв впервые прозвучал «ЁРД», сразу было понятно, что слово нашли. Но вот насколько важно верно «назвать яхту»: часть команды категорически не приняли эту перемену и за пару месяцев по тем или иным причинам эти сотрудники уволились.

- Да, у всех своя допустимая доза креативности. Все ли изобретения были одинаково успешными?

- Смотря чем этот успех измерять. В кризис 2008-2009 годов, когда компании вполне ожидаемо стали экономить на обучении сотрудников, мы судорожно искали выход из ситуации. Взялись за необычный даже для нас проект: с партнерами, команией Creat Studios (разработчики игр), создали серию мини-игр для SonyPlayStation «Test Yourself». Серия стала популярна: в 2011 году она была третьей в рейтинге самых скачиваемых игр для PlayStation среди игр независимых разработчиков во всем мире.

- Звучит очень сильно!

Но реальных денег это принесло совсем немного, хотя в тот раз инвестиции мы окупили (это уже считается очень круто в индустрии развлечений). А вот следующий «неформатный» проект, серия мобильных приложений для iPhone «Мои эмоции»: психологический тест, который определяет эмоции и дает рекомендации – оказался совершенного гениальным по содержанию, но инвестиций уже не вернул. Это был отличный опыт и высококлассный продукт. Мы вложили около 1 миллиона долларов (включая инвесторские) и два года нашего времени. Приложение скачали более 1 миллиона пользователей. Но мы ошиблись с моделью монетизации и не заработали ничего: скачивали только бесплатную версию, которая была настолько хороша, что продвинутая версия клиента уже не интересовала.

- Как это повлияло на компанию?

- Я был одним из руководителей этого проекта. Мои партнеры тоже были инвесторами и тоже потеряли деньги. Для меня в тот момент самым ценным была именно их поддержка, а также понимание, с которым восприняли ситуацию инвесторы. Поэтому мы просто продолжили дальше работать: восстанавливать клиентскую базу, которая сократилась, пока внимание было распределено между проектами. Это был непростой для всей компании период.

- Спасибо, что честно делишься вашей историей. Это похоже на байку про Генри Форда, когда его спросили, что будет, если Вы станете банкротом, и он, подумав, ответил: «Через 5 лет я снова стану миллионером». Что бы ни происходило с компанией, вы идете дальше?

- И как у Уинстона Черчилля: «Успех — это способность не теряя энтузиазма, идти от одной неудачи к другой». А мотивирует идти дальше только желание строить.

- А что ты хотел бы построить?

-Я мечтаю, что через 5 лет мы сможем встретиться на Манхеттене, потому что там будет локализована существенная часть нашего бизнеса. К тому моменту YORD будет международной компанией, занявшей достойное место на американском рынке. Технологичной, креативной, успешной.

Беседовала Ольга Гельмель.

{ "author_name": "Ольга Гельмель", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 1, "likes": 8, "favorites": 7, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "41130", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } } ]