{"id":14284,"url":"\/distributions\/14284\/click?bit=1&hash=82a231c769d1e10ea56c30ae286f090fbb4a445600cfa9e05037db7a74b1dda9","title":"\u041f\u043e\u043b\u0443\u0447\u0438\u0442\u044c \u0444\u0438\u043d\u0430\u043d\u0441\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u043d\u0438\u0435 \u043d\u0430 \u0442\u0430\u043d\u0446\u044b \u0441 \u0441\u043e\u0431\u0430\u043a\u0430\u043c\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Обучение в телефоне, квесты для бизнеса: о старом и новом в тренинге

Дмитрий Буталов, генеральный директор и соучредитель тренинговой компании YORD/ЁРД

Когда я первый раз услышала об обучении с помощью СМС-сообщений, то подумала, что это проделки инфобизнесменов. Настолько это было не похоже на старый добрый тренинг или онлайн-семинар. Но оказалось, что мобильное обучение в мессенджерах с помощью коротких сообщений проводит международная тренинговая компания с большим опытом на рынке T&D. Затем мне посчастливилось пройти обучение в Методической школе YORD и самой попробовать, как делать такие мобильные тренинги-айсберги: от глаз скрыта огромная махина проработанной информации, а наверху работающая технология в виде небольших сообщений, в которых самая суть. Таких креативных решений в компании несколько. О них-то, а заодно о предпринимательском пути и видении мы и поговорили с Дмитрием Буталовым, генеральным директором тренинговой компании YORD.

- Дима, расскажи, пожалуйста, почему ты выбрал именно этот бизнес?

- В моём случае нельзя сказать, что это был логически выверенный выбор. Это произошло постепенно: я был менеджером по продажам, коллеги попросили поделиться опытом. Я выступил перед большой аудиторией и понял, что чувствую себя дискомфортно: продажи, переговоры – это обычно общение узким кругом. Понял, с чем в самом себе надо работать… и стал корпоративным тренером. Несколько лет обучал коллег и учился сам. И вот когда уже появилось ощущение «плато», захотелось расти дальше.

- И тогда появилась идея создать собственную тренинговую компанию?

- Да, мне работа внутри компании уже казалась однообразной, а мои будущие партнеры хотели «уйти» от конвейера, принятого тогда в тренинговых компаниях: стандартные программы, проверенные, но и растиражированные теории.

- То есть вы изначально решили делать «по-другому»? А в чем состояли принципиальные отличия?

- Креативность. Инновационность. Тринадцать лет спустя эти ценности по-прежнему для нас на первом месте. А еще в том далеком 2005 году мы решили, что не будем давать взяток, «откатов».

- В чем здесь инакомыслие, я догадываюсь, а почему вы приняли такое решение?

- Потому что это плохо влияет на компанию: клиент никуда не денется, «съест» любой продукт. Это бомба замедленного действия. В том числе для репутации компании. А неэтичность схемы для нашего клиента абсолютно очевидна.

- Сталкиваешься ли ты с мнением, что тренинг не нужен?

- В самом начале, много лет назад, иногда слышал подобное. Но сейчас не встречаю сомнений. Есть исследования, которые доказывают корреляцию между инвестициями в обучение и прибылью. И среди лидеров не найти компаний, которые не вкладываются в своих сотрудников.

- Что можно порекомендовать собственникам бизнеса, чтобы обучение не стало пустой тратой бюджета?

- Я чаще всего встречаюсь с двумя крайностями, в которые впадают заказчики. Во-первых, это больший акцент на том, что сейчас горит. Например, научите собирать дебиторскую задолженность. Но кроме этого нужно разобраться, откуда она взялась, чтобы перейти на превентивные меры. Во-вторых: зачастую в зоне внимания оказываются люди, но не процессы. Яркий пример – создание кадрового резерва. Но для этого резерва после обучение может не оказаться ни задач, ни перспектив - и люди будут искать другое место работы для реализации потенциала. А нужно работать с системой менеджмента, смотреть, как поддерживается продвижение сотрудников. А историю про кадровый резерв впрок давно пора забыть.

- Есть ли критерии, по которым можно выбрать подходящую тренинговую компанию?

- Я бы рекомендовал просканировать отработанные компанией решения: где реализовали проекты и с каким результатом. Посмотреть, на какие концепции опираются (общепризнанные или нет), какая идеология у компании (и как она сочетается с вашей), почитать отзывы и, конечно, опробовать тренинг на себе, прежде чем закупать для компании.

- Это работает и в обратную сторону: выбирать, кого учить, стоит по репутации и «по сердцу»?

- Да, именно так. Анализируя свои личные провалы, я понял, что клиента нужно выбирать, как попутчика. Потом что это именно совместное путешествие: взаимно полезное. Мы друг у друга учимся. Мы реализуемся в том, что происходит с клиентом. Важно, чтобы это и нас двигало к мечте.

- Какие-то задачи сейчас особенно интересны?

- Сейчас уникальный период в жизни человечества: еще никогда с такой скоростью не развивались технологии. В современном VUCA-мире произошла смена парадигм в большинстве основных сфер: здоровье, взаимоотношения, потребление… Теперь все это обретает новый смысл: и мы не знаем, как быстро первые переселенцы отправятся на Марс, как скоро получит широкое распространение плановая замена внутренних органов, что в свою очередь увеличит продолжительность жизни до 120 лет и пр. Изменения начались, но конечного результата не видно. Это увлекательное приключение, в котором у нас нет возможности не участвовать. Мы готовы помогать нашим клиентам быть максимально эффективными в это время перемен. Да и сами активно меняемся.

HR-продукт «Мобильный тренинг» попал в полуфинал конкурса Сколково Startup Village

- Создаете инновационные продукты?

Да! Например, уникальный метод обучение «весело с умом» под названием «Бизнес-квест», в котором сочетается деловая игра, бизнес-тренинг и шоу.И метод, который стер ограничения в вопросах территориального расположения участников и возможности обучить одновременно несколько сотен человек – «Мобильный тренинг» (с этим продуктом вышли в полуфинал конкурса Сколково Startup Village).Наша компания обладает правами на оба метода, автор первоначальных идей - креативный директор и соучредитель YORDа Алексей Аболмасов. Наши методисты написали несколько книг (уже издали первую, про методику бизнес-квестов, остальные на подходе), в которых раскрывают суть методов и дают возможность их освоить.

Мы проводим Методическую школу, наш корпоративный наставник, самый опытный тренер и соучредитель компании Алексей Новак, очень много занимается развитием и наших сотрудников, и учеников МШ. По ощущениям, это уже нужно не только тем, кто у нас учится, с нами сотрудничает, но и нам: пришла пора делиться.

В прошлом году отказались от офиса, и все процессы перевели в онлайн-формат. Как понимаешь, мы теперь особо экспертны в теме дистанционного управления. Виртуальное взаимодействие доказало свою эффективность: например, наш коммерческий директор живет в Самаре, Алексей Новак – в Нижнем Новгороде, я постоянно перемещаюсь из Санкт-Петербурга в Москву и обратно, а наши сотрудники живут по всему миру. Например, на Бали.

- И как вы работаете? Чем, например, можно заниматься, находясь на Бали?

- Практически всем в сети. Скоро все организации станут IT-компаниями. Даже, когда проводишь оффлайн-обучение, тренировка «на бумажках» - это прошлый век, для этого теперь есть иные технологии. Например, руководитель «Додо Пицца» называет свою компанию IT-компанией: просто в конце процесса – пицца.

- А что бы ты посоветовал тем, кто сейчас заходит в этот бизнес: какие темы выбрать, какую нишу?

- Я бы посоветовал помнить о трендах, которые уже называл, но главное быть собой, не пытаться пустить пыль в глаза. Найти у клиента потребность, которая не закрыта и сделать уникальный продукт. С точки зрения рынка нет правильных решений. T&D – это про то, как помогать людям меняться. Делать можно всё, что угодно: прокачивать одну тему или сразу несколько - для каждого хорошего продукта найдется свой клиент. Поэтому нужно сделать выбор «по сердцу». И на уровне стартапа этот выбор может быть любым. Как играющий тренер, когда я работаю с видением компании (и не обязательно со стартапами), то спрашиваю у команды: «Что хотите построить? Что хотел бы получить каждый из вас? Что рынок просит? Какие есть конфигурации всего этого?»

- Судя по первоначальному названию, вы хотели построить «Компанию мечты»?

- Да, КМ «Тренинг» расшифровывался именно так. Тренерская компания, в которой вместо конвейера креативность, а вместо набора тем и задач широта и простор, только этой же креативностью ограниченная. Позже мы поняли, что понятие «Тренинг» очень узко для нас, оно не включает консалтинг, экспертные продукты. Искали «наше» слово очень долго, почти 2,5 года: слово с нужной эмоцией, слово про креативность. Решили изобрести его сами. И я отлично помню этот момент: когда среди разных комбинаций букв впервые прозвучал «ЁРД», сразу было понятно, что слово нашли. Но вот насколько важно верно «назвать яхту»: часть команды категорически не приняли эту перемену и за пару месяцев по тем или иным причинам эти сотрудники уволились.

- Да, у всех своя допустимая доза креативности. Все ли изобретения были одинаково успешными?

- Смотря чем этот успех измерять. В кризис 2008-2009 годов, когда компании вполне ожидаемо стали экономить на обучении сотрудников, мы судорожно искали выход из ситуации. Взялись за необычный даже для нас проект: с партнерами, команией Creat Studios (разработчики игр), создали серию мини-игр для SonyPlayStation «Test Yourself». Серия стала популярна: в 2011 году она была третьей в рейтинге самых скачиваемых игр для PlayStation среди игр независимых разработчиков во всем мире.

- Звучит очень сильно!

Но реальных денег это принесло совсем немного, хотя в тот раз инвестиции мы окупили (это уже считается очень круто в индустрии развлечений). А вот следующий «неформатный» проект, серия мобильных приложений для iPhone «Мои эмоции»: психологический тест, который определяет эмоции и дает рекомендации – оказался совершенного гениальным по содержанию, но инвестиций уже не вернул. Это был отличный опыт и высококлассный продукт. Мы вложили около 1 миллиона долларов (включая инвесторские) и два года нашего времени. Приложение скачали более 1 миллиона пользователей. Но мы ошиблись с моделью монетизации и не заработали ничего: скачивали только бесплатную версию, которая была настолько хороша, что продвинутая версия клиента уже не интересовала.

- Как это повлияло на компанию?

- Я был одним из руководителей этого проекта. Мои партнеры тоже были инвесторами и тоже потеряли деньги. Для меня в тот момент самым ценным была именно их поддержка, а также понимание, с которым восприняли ситуацию инвесторы. Поэтому мы просто продолжили дальше работать: восстанавливать клиентскую базу, которая сократилась, пока внимание было распределено между проектами. Это был непростой для всей компании период.

- Спасибо, что честно делишься вашей историей. Это похоже на байку про Генри Форда, когда его спросили, что будет, если Вы станете банкротом, и он, подумав, ответил: «Через 5 лет я снова стану миллионером». Что бы ни происходило с компанией, вы идете дальше?

- И как у Уинстона Черчилля: «Успех — это способность не теряя энтузиазма, идти от одной неудачи к другой». А мотивирует идти дальше только желание строить.

- А что ты хотел бы построить?

-Я мечтаю, что через 5 лет мы сможем встретиться на Манхеттене, потому что там будет локализована существенная часть нашего бизнеса. К тому моменту YORD будет международной компанией, занявшей достойное место на американском рынке. Технологичной, креативной, успешной.

Беседовала Ольга Гельмель.

0
1 комментарий
Pixel Lens

Мда, статью стоило бы оттипографить для начала... А фотки - я не ожидал увидеть такие плохие фотки в 2018 году. Всё это меня прям увело в интернет начала нулевых. Чтож, спасибо за ностальгические эмоции.

Ответить
Развернуть ветку
-2 комментариев
Раскрывать всегда