{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

IT-хантинг по-русски: 3 жалобы соискателей

В интернете можно встретить множество негативных и даже гневных отзывов айтишников после интервью с HR-специалистами. Недовольства касаются и невкусного кофе, и неудобства расположения офиса, и общего непрофессионализма HR-сотрудников. Мы в 404 Group внимательно изучили все претензии, объединили их в три крупных блока и подробно разобрали, почему кандидаты недовольны и что с этим делать.

Поиск работы — сам по себе уже является тяжелой работой. Этот факт признают и соискатели, HR-менеджеры. И те и другие пытаются оптимизировать процесс трудоустройства и прохождения собеседований, но не всегда это получается. Тем более айтишники традиционно относятся к одной из самых привередливых категорий соискателей.

1. Личные тайны и неформальные интроверты

В Европе уже давно принят свободный стиль делового общения, но в российских реалиях он нередко становится слишком свободным.

Личные вопросы на собеседовании не нравятся большинству IT-специалистов. Некоторые HR-менеджеры настолько увлекаются деталями личной жизни кандидата, что профессиональные навыки отходят на второй план.

«Задавали самые глупые вопросы, но больше всего расспрашивали на тему замужем ли я? Зачем-то узнавали как я познакомилась с мужем, сколько он получает, как мы стали встречаться? Я не поняла смысла этих вопросов и спросила, какое отношение мое замужество имеет к собеседованию? HR ответила, что просто давно не была в отношениях и ищет себе парня», — написала одна из соискательниц IT-компании на сайте otrude.net. Портал аккумулирует множество отзывов о разных работодателях.

Частные вопросы не запрещены законом, но и отвечать на них человек не обязан. Принцип «золотой середины» поможет соискателю выйти из неудобной ситуации и в то же время не настроить работодателя против себя. Можно сказать, что не хотели бы смешивать работу и личную жизнь — это разные категории для вас. Если работодатель настойчиво требует ответов на личные вопросы, то хорошо подумайте, нужна ли вам компания, которая будет «держать свечку?

Соискатели часто жалуются на hr-менеджеров, которые выходят за рамки стандартного диалога о работе. Сами же кандидаты оказываются не готовы к шуткам на собеседовании, вопросам об увлечениях и стиле одежды.

Тем не менее неформальный стиль общения используется в большинстве IT-компаний. Айтишник должен быть вовлечен в корпоративную культуру компании. В нашем случае она свободная, неформальная, люди общаются на «ты» и расположены к диалогу. Излишний формализм убивает живое общение. Каким бы ни был интроверт, но ему важен хороший коллектив и здоровая атмосфера. И наоборот – плохая обстановка давит на человека и мешает ему полноценно работать. Если IT-специалист хочет остаться в данной компании, то ему стоит пересмотреть свое отношение к коммуникациям и принять свободный стиль общения.

А также в сети встречаются отзывы о хамстве hr-специалистов, правда, редкие. Возможно, таким образом проверяется стрессоустойчивость кандидата.

«Директор по персоналу открыто хамил, открыто заявлял про «понаехавших» и спрашивал что я забыл в Москве? Сказал, что таких как я пруд пруди, и посоветовал возвращаться откуда приехал.

Я знаю,что есть такая методика проведения интервью - придираться к каждой строчке в резюме, спрашивать вопросы почему так быстро ушли с предыдущей работы, даже если ты там год работал. Но тут…», - пишет один из кандидатов на ресурсе otrude.net.

Я, как HR-директор, не могу объяснить, почему мои коллеги хамят или выводят соискателя на конфликт. Негативные собеседования человек запоминает надолго. Так потенциально теряются хорошие специалисты, которые могут пригодиться вам в будущем. Плюс вполне можно получить негативный эффект от сарафанного радио: недовольный кандидат способен поделиться своим отзывом не только на сайте о работе, но и в профессиональном сообществе. И тогда придется поломать голову, почему специалисты отказываются приходить к вам на собеседование. Все же грамотнее проводить собеседование в режиме friendly.

2. Тесты разные нужны

Следующим этапом после успешного собеседования для IT-специалиста станет получение тестового задания. Об их особенностях соискатели подробно делятся в своих отзывах. Кто-то отмечает примитивность тестов, и утверждает, что «работодатель скачал их из интернета». Другие пишут об их гиперсложности и даже подозревают компанию в использовании бесплатной рабочей силы.

Такая ситуация маловероятна — приличный работодатель не будет использовать в своих целях чье-то выполненное тестовое задание. Это может повлечь слишком много негатива и даже проблем с законом.

Тестовое задание иногда дается только для того, чтобы понять стиль написания кода, чистоту, логику. Если вы претендуете на позицию Junior, то никто не даст вам задание на позицию Senior. Все индивидуально – для кого-то задача крайне проста, а для кого-то наоборот – очень сложна. Возможно, вашей квалификации пока что недостаточно для конкретной компании или, наоборот, вы уже overqualified.

Часто технические специалисты компании готовы поделиться опытом и пояснить, по какой причине их не устроило выполнение тестового задания. Для этого кандидат должен проявить инициативу. Работу в этой компании он не получит, зато увидит, в какую сторону ему расти и развиваться. У нас в 404 Group фидбэк для соискателей часто дает технический директор лично.

3. Позвони мне, позвони!

Встреча с HR-специалистом и выполнение тестового задания — позади, дальше соискателю остается только ждать обратной связи от компании. Вот на ее отсутствие и жалуются кандидаты. Случаи, когда сотрудники отдела персонала забывают перезвонить и написать, к сожалению, нередки.

«В конце беседы, я отдельно попросил их связаться со мной в любом случае. В итоге никто не позвонил и не связался никаким иным способом. Непонятно зачем было упоминать про звонок на следующий день и почему не отреагировали на мою просьбу связаться? Считаю такое отношение недопустимым и недостойным, если данная фирма еще с порога показывает свое неуважение к людям, то что же будет после подписания трудового договора…», — задается вопросом айтишник на otrude.net.

Потенциальный работник имеет право получить обратную связь на любом этапе рассмотрения своей кандидатуры. Может быть HR-менеджер готовился ему отказать и просто не успел этого сделать. Или сам не получил обратную связь от руководителя по данному кандидату. Есть и другие варианты — например, в компании параллельно рассматривают других претендентов. В любом случае человеку надо пояснить все эти моменты. Если вдруг этого не произошло, то соискатель может сам позвонить и получить обратную связь. HR-менеджер всегда на связи, и даже если он в этот момент проводит собеседование, то перезвонит позже. Согласно внутреннему регламенту 404 Group, мы даем обратную связь в течение недели, если иное не оговорено на собеседовании.

Отзыв - всегда явление субъективное. Люди упоминают даже о плохом кофе и невкусных печеньках, но разве они могут стать решающими при трудоустройстве? На первом месте почти у любого кандидата все-таки стоит профессиональное развитие. Даже если о компании, в которую вы идете, написаны не слишком лестные отзывы, но она вам интересна, сходите на собеседование. Познакомьтесь с HR-специалистом, посмотрите на внутреннюю обстановку, поговорите с людьми, которые там работают, задайте интересующие вопросы. Собственный «живой» опыт поможет вам взвесить все за и против, чтобы принять правильное решение. Мы же, HR-специалисты, продолжим работать над собой, чтобы довольным оставался каждый кандидат.

0
3 комментария
Артем Мертвоплясов

Ну основная причина во всем этом, в том, что у нас "ищут работ", а не предлагают себя в качестве специалиста. Частенько отношение работодателя к сотруднику складывается именно как "я плачу деньги - ты делаешь то, что мне нужно", а правильно будет "я нанял специалиста и он выполняет сою работу хорошо по тому, что он профессионал".
если вы хороший специалист вы найдете работу - что-то не нравится, встаете и уходите, не забыв аргументировать свой поступок. вы нужны работодателю.
Любой трюк на собеседовании (например вывод на агрессию) говорит только о ом что на вас смотрят как на животное. И после такая практика продолжится.

Ответить
Развернуть ветку
Николай Журавлев

Судя по всему, цель данной статьи прорекламировать сайт otrude.net, уж больно часто он упоминается.
Зашел я на него и ввел несколько известных мне компаний, некоторые - довольно крупные - их там нет.
Значит ресурс новый и вот так скучно его раскручивают.

Ответить
Развернуть ветку
stivstivsti

на сайте otrude глючит интерфейс, в отзывах яндекса отзывы о других вакансиях: https://otrude.net/employers/25903?page=2

Ответить
Развернуть ветку
0 комментариев
Раскрывать всегда