Sergey Krylov
1 288
Блоги

5 ошибок стартапа в области дизайна

Студия дизайна «Алалай» в этом году отметила 7-летие. В ее портфолио проекты для Сбербанка, «Медиалогии», крупных строительных компаний. Здесь работают с благотворительными фондами, делают дизайн упаковки и оформляют книги. Сложно поверить, что два года назад студию фактически закрыли из-за неэффективности. Но создатели проекта Саша и Аня сумели перепридумать свое дело с нуля и начать его заново. Автор попросил Сашу рассказать о типичных ошибках начинающего предпринимателя, и о том, как удалось перезапустить идущую ко дну компанию. А заодно объяснить, что значит слово «Алалай».

Поделиться

В избранное

В избранном

Аня и Саша, создатели студии «Алалай»

Ошибка №1. Брать заказы у близких людей

Я и Аня – два самых главных человека в студии «Алалай». Нас связывают бизнес и много лет дружбы. Мы вместе работали в компании, занимавшейся рекламой, там и познакомились. Семь лет назад встал вопрос о смене места работы. Мы поняли, что не хотим больше работать по найму. Морально были готовы начать собственный путь, но не понимали, что и как делать. Хотелось ловить кайф от работы, сотрудничать с людьми, которые нравятся, стать мега успешными и заработать все деньги мира. Так и стартовали.

Проще всего начать с того, в чём ты крут и что тебя прёт. Глупо открывать пирожковую, если от одного только вида сладкого тебя тошнит. И мы решили заняться тем, что умели лучше всего – открыли собственное рекламное агентство. Стартового капитала у нас не было, первый офис мы устроили на свободной площади, принадлежавшей знакомым.

В самом начале брались за любые заказы. И как-то один родственник сестры вышел на меня и сказал, что у него есть серьезный инвестор, которому надо срочно запустить сайт.

Мы взялись за работу, но заказчик, пользуясь своим положением, считал себя вправе требовать льготных цен и особого отношения. Звонил и днем, и ночью. Не только мне, но и всем сотрудникам – от менеджера до дизайнера. Вечером мог внести правки, а с утра перезвонить и потребовать чего-то полностью противоположного. С полным сознанием собственной правоты.

Когда ситуация оказалась на грани конфликта, родственник потребовал завершить проект в нереальные сроки. При этом четко не мог сформулировать, чем его не устраивает наша работа, перешел на личности, утверждая, что вина целиком на нас и мы не отрабатываем деньги. Тогда мы предложили на этом разойтись и свернуть проект. Я узнал о себе много нового, отношения безнадежно испортились. Так что лучше не брать заказы у близких людей.

Ошибка №2. Нанимать на работу друзей и родственников

В начале пути мы не могли платить сотрудникам рыночную зарплату, поэтому позвали на работу родных и близких. Это оказалось катастрофически неверным решением, замедлившим наши рост и развитие. Кто не замотивирован, тот не показывает нужного результата. Команду надо формировать из тех, кто полезен, а не просто удобен. На старте всегда работайте с людьми, способными дать бизнесу мощный рывок.

Саша и Аня на фоне работы студии «Алалай» для Сбербанка

Ошибка №3. Пытаться быть хорошим сразу во всём

Мы считали крутой крутостью быть полезными клиенту во всём. Поэтому брались за всё – от визиток до большой наружной рекламы. Мы придумали для своей компании название, отражающее наш подход к делу – «Бюро оптимальных решений». Типа мы можем для каждого заказчика найти правильное решение и по цене, и по качеству, и по срокам.

То, что мы считали своим главным конкурентным преимуществом, оказалось нашей самой наивной ошибкой.

Саша
Самый главный в студии «Алалай»

Но по факту, это сделало компанию безликой в глазах потенциального клиента. Люди просто не понимали, кто мы, чем занимаемся, и в чём мы лучшие. Во-вторых, это больно било по нам самим. Мы были вынуждены разрываться между производством наружной рекламы, дизайном, полиграфией, организацией выставок и много чем еще. Выезжали сами на ночные монтажи вывесок, убирали мусор и делали другие сомнительные вещи.

Работа была неэффективной, мы всё глубже утопали в усталости и долгах. Наша рекламная лодка медленно шла ко дну, и мы решили признать своё поражение.

Аня родила дочь и ушла в декрет, я несколько месяцев путешествовал по Азии, потом нашел работу на руководящей должности в другой компании.

Мы закрыли свой бизнес, но тут вмешалась удача. Формально компания продолжала существовать, и по старым связям однажды прилетел большой заказ. У нас было два пути – отдать долги и разбежаться, либо использовать эти деньги и перезапуститься. Тогда, в 2016 году, мы и придумали студию «Алалай». Собрали новую команду, заехали в новый офис на «Винзаводе» и сосредоточились именно на дизайне.

«Алалай» – это система «свой-чужой».

Аня
Самый главный в студии «Алалай»

Нас часто спрашивают, что такое «Алалай». Буквы «А» и «Л» для нас самые мелодичные. «Й» в конце – этот как призыв: действуЙ, делаЙ! Крутое получилось слово – и существительное, и прилагательное, и глагол. Это наш образ жизни и ход наших мыслей. Если потенциального клиента это слово смущает, то и работа с ним наверняка не сложится. А те, кто говорит: «Какое крутое название!» – наши люди, и с ними нас ждёт успех.

Элементы айдентики студии дизайна «Алалай». Иллюстрация: instagram.com/alalay_studio

Ошибка №4. Стремление все делать самому

Выходя на незнакомую территорию, мы внезапно столкнулись с рядом новых трудностей. Главная из них – портфолио, которого у нас не было. Как продавать дизайн, когда тебе нечего показать? Начали с переработки старых материалов, стремясь довести их до идеала. Было очевидно, что этого недостаточно, и мы вновь наступили на старые грабли – снова начали брать заказы у знакомых и приятелей, работать по бартеру и на перспективу.

Иногда, понимая, что проект необходим для портфолио, мы даже делали его бесплатно. Это казалось шагом отчаяния, но уже через полгода мы наработали отличное портфолио, создали крутой и модный сайт для своей студии. Команда трудилась дружно и слаженно, появились постоянные клиенты.

Мы сами по себе неформальные люди, очень просты в общении, против дресс-кодов, против корпоративной этики и строгих правил – в таких рамках мне работать некомфортно. До ухода Ани в декрет мы часто с ней ездили на встречи, и своей непохожестью сразу запоминались.

Представьте: собрались дяди в галстучках, тети в деловых костюмах, и тут заходит Аня с дредами, Саша с синими волосами, сели, ногу на ногу закинули... Так и получили заказ от Сбербанка.

Саша
Самый главный в студии «Алалай»

Как-то на одной встрече меня спросили, почему на мне футболка, на что я ответил: «А что, строгая рубашка поможет мне классно рисовать? Работаю так, как мне комфортно, поэтому у нас такое крутое портфолио, и если мы вам нравимся как компания, то извините – это наш нюанс».

Дизайн студии «Алалай» для Сбербанка. Фото из личного архива

Работа пошла. Двигатель студии шумел и работал, но с явными перебоями. Мы вдруг поняли, что несмотря на новые миссию, путь и стратегию, в управлении компанией мы делаем всё то же самое, что и раньше. Стараемся полностью контролировать все рабочие процессы, не любим делегировать полномочия и все решения замыкаем на себе. Возник очевидный вопрос, откуда ждать другого результата, если ты ничего не меняешь в своей работе? Хочешь нового – действуй по-новому.

Саша и Аня. Фото из личного архива

Сила каждого бизнеса в команде. Надо использовать свои сильные стороны, а в тех областях, где чувствуешь неуверенность, необходимо ставить сильных людей и не бояться им доверять. Тогда вас ждёт успех.

Ошибка №5. Отсутствие стратегии

Компанию мы перезапустили, нашли потрясающего арт-директора и дизайнеров. Но у нас так и не появилось системы поиска новых клиентов, здесь мы продолжали надеяться на авось. Мы спонтанные и эмоциональные люди, как большинство представителей творческих профессий. Умеем креативить и воплощать, но без продуманной стратегии и системы добиться хорошего результата попросту невозможно. Пришли к тому, что студии жизненно необходим тот, кто взял бы на себя разработку стратегии и систематизировал рабочие процессы. Поэтому нашли менеджера по развитию. И сейчас разрабатываем несколько направлений, которые обеспечат нас работой в будущем.

Мы на себе испытали, как тяжело приходится предпринимателю на старте. И как профессионалы понимаем – любой продукт или услуга должны быть грамотно и красиво упакованы, чтобы эффективно продаваться. Даже самая крутая бизнес-идея нуждается в правильном оформлении. Поэтому мы разработали несколько пакетов услуг для начинающих предпринимателей. Это разработка или обновление логотипа, фирменного стиля и дизайна упаковки. Мы гарантируем фиксированную стоимость таких проектов и их выполнение точно в срок. Для нового бизнеса это очень важно, чтобы добиться скорейшего роста прибыли и получить возможность развиваться.

Заключение

Если ваш бизнес смог продержаться 7 лет – это вовсе не гарантия того, что отныне всё будет легко и без проблем. Но точно будет интересно! Важно помнить о том, что сделано, извлекать уроки из ошибок и не поддаваться панике.

Опрометчиво начинать свое дело без капитала и чёткого плана. Авантюризм похвален, но для хорошего старта этого недостаточно. Бизнес – это не хобби и не призвание, это кропотливый и ежедневный труд. Не хватайтесь за всё сразу, двигайтесь продуманно и планомерно, начиная с того, что вы делаете лучше всего, постепенно подтягивая и новые направления. Уважайте себя и не работайте бесплатно. Не работайте с м*даками. Лучше сотрудничать с теми, кто сильнее и опытнее вас, чтобы перенимать их знания, навыки и использовать во благо собственной компании. Делегируйте полномочия, чтобы сконцентрироваться на том, в чём вы действительно эффективны. А если не знаете, куда двигаться, остановитесь, выдохните и идите вперёд!

#маркетинг #дизайн #бизнес

{ "author_name": "Sergey Krylov", "author_type": "self", "tags": ["\u043c\u0430\u0440\u043a\u0435\u0442\u0438\u043d\u0433","\u0434\u0438\u0437\u0430\u0439\u043d","\u0431\u0438\u0437\u043d\u0435\u0441"], "comments": 6, "likes": 35, "favorites": 22, "is_advertisement": false, "section_name": "blog", "id": "42391", "is_wide": "" }
{ "is_needs_advanced_access": false }

Комментарии Комм.

Популярные

По порядку

0

Прямой эфир

Подписаться на push-уведомления
[ { "id": 1, "label": "100%×150_Branding_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox_method": "createAdaptive", "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfl" } } }, { "id": 2, "label": "1200х400", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfn" } } }, { "id": 3, "label": "240х200 _ТГБ_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fizc" } } }, { "id": 4, "label": "240х200_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "flbq" } } }, { "id": 5, "label": "300x500_desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "ezfk" } } }, { "id": 6, "label": "1180х250_Interpool_баннер над комментариями_Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "ffyh" } } }, { "id": 7, "label": "Article Footer 100%_desktop_mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjxb" } } }, { "id": 8, "label": "Fullscreen Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjoh" } } }, { "id": 9, "label": "Fullscreen Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fjog" } } }, { "id": 10, "disable": true, "label": "Native Partner Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyb" } } }, { "id": 11, "disable": true, "label": "Native Partner Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "clmf", "p2": "fmyc" } } }, { "id": 12, "label": "Кнопка в шапке", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "bscsh", "p2": "fdhx" } } }, { "id": 13, "label": "DM InPage Video PartnerCode", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox_method": "createAdaptive", "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "h", "ps": "bugf", "p2": "flvn" } } }, { "id": 14, "label": "Yandex context video banner", "provider": "yandex", "yandex": { "block_id": "VI-223676-0", "render_to": "inpage_VI-223676-0-1104503429", "adfox_url": "//ads.adfox.ru/228129/getCode?pp=h&ps=bugf&p2=fpjw&puid1=&puid2=&puid3=&puid4=&puid8=&puid9=&puid10=&puid21=&puid22=&puid31=&puid32=&puid33=&fmt=1&dl={REFERER}&pr=" } }, { "id": 15, "label": "Плашка на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byudx", "p2": "ftjf" } } }, { "id": 16, "label": "Кнопка в шапке мобайл", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "byzqf", "p2": "ftwx" } } }, { "id": 17, "label": "Stratum Desktop", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvb" } } }, { "id": 18, "label": "Stratum Mobile", "provider": "adfox", "adaptive": [ "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "pp": "g", "ps": "bugf", "p2": "fzvc" } } }, { "id": 19, "label": "Тизер на главной", "provider": "adfox", "adaptive": [ "desktop", "tablet", "phone" ], "auto_reload": true, "adfox": { "ownerId": 228129, "params": { "p1": "cbltd", "p2": "gazs" } } } ]