«Рубашка на заказ»: когда не жмёт

Мы тут недавно написали про компанию Getwear, которая шьет на заказ джинсы с доставкой в любую точку планеты. После этого с нами связался Василий Мунтян, руководитель еще одного проекта про одежду «Рубашка на заказ». Мы не растерялись и взяли у него интервью.



Саша Пеганов: Василий, здравствуйте. Ваш проект начали рекомендовать в комментариях к посту, в котором упоминался стартап Vastrm. Вы тоже стартап? Судя по всему, вы начали в 2009, три года назад.
Василий Мунтян: Мы действительно начали в 2009 году. На стартап мы уже не тянем.

С.П. : А вот этот Вастрм, и еще один стартап, про который мы писали, Getwear, их фаундеры имеют какое-то отношение к производству одежды. У вас тоже такой опыт есть?
В.М. : Не совсем. Просто хотели сделать проект в Интернете. Не знали, с чего начать. Но сами заказывали рубашки на западных сайтах. Решили попробовать сделать такое же у нас. Нашли специалистов, оборудование и так далее. Получается, научились все делать с нуля.

С.П. : А какой у вас опыт, чем вы занимались до Р-Н-З?
В.М. : Я работал в банке. Интернет осваивал горьким опытом.

С.П.: Как вы начинали? Где собирали команду? Откуда брали деньги?
В.М.: Команда собиралась в Ижевске, где мы и находимся. Все ключевые сотрудники живут здесь. Начанали просто: заказали сайт, нашли программиста, дизайнера, технолога, конструктора. Начали обкатывать сайт, производство, немного давали рекламу. Деньги - это сложная тема. Инвестиции частных лиц, можно сказать. По сути, у нас семейный проект. Который именно из семейного бюджета и финансируется. У Олега Анисимова в Бизнес Секретах эту тему раскрутили не так, как бы я хотел.

С.П.: Я, если честно, не смотрел..
В.М.: Я просто пример привел. Если сказать, что деньги дал папа, то сразу куча троллей приходит. Видимо, Анисимову было так интересней передачу развернуть. Хотя, по сути, я так не считаю, что кто-то кому-то давал деньги.

С.П. : Расскажите - как вам дались первые месяцы работы? Все-таки  не самое очевидное направление бизнеса для 2009 года. Наверняка было непросто.
В.М.: Полгода вообще не было толком заказов. Работали в минус. Пробовали разные варианты раскрутки. Оптимизацию,блоги, контекст. Большую работу провели по созданию рубашки. Отрабатывали лекала, технологию. Более-менее выровнялось через год работы. К сожалению, на том уровне и осталось. Заказов по прежнему в районе 1,5 млн в месяц.

С.П.: 1.5 млн заказов в месяц???
В.М.: 1,5 млн рублей

С.П. : А, другое дело. А кто ваша целевая аудитория? Неформатные люди - толстые, худые, или те, кто любят какие-то изыски вроде вышивки (хотя, вроде бы, любой приличный магазин и так вышивку сделает)?
В.М.: 1. Изыски 2. Размеры 3. Индивидуальность. Особых групп не могу выделить. Каждый маркетолог задает вопрос такой, а ответа я не знаю.



С.П.: У вас средняя цена рубашки от 3000  до 4000 рублей, для обычного стартапера вроде меня это довольно дорого. Вы сами у себя заказываете себе рубашки или покупаете какие-то супер-дорогие?
В.М. : Конечно, я хожу только в своих рубашках. Постоянно тестируем новые элементы и лекала на себе. Средняя цена сейчас такая. Раньше было дешевле гораздо. Мы думали будет объем, но по мере роста цены объем не менялся. У нас есть небольшая база постоянных клиентов, благодаря ей работаем

С.П.: У каждого стартапа должна быть цель стать "ярдовой историей" - заработать миллиард. Вы когда рассчитываете выйти на такие цифры?
В.М.: Честно скажу, что мы себя стартапом и не считаем уже. Мы больше не в Интернете, а в реальном рынке. У нас 100 сотрудников, цех 1000 квадратных метров. Мы больше похожи на классическое производство, но продаем уникальные вещи через Интернет.  После трех лет работы уже понятно, что ярда здесь не заработать. Мы надеемся, что рынок у нас становится более прогрессивным и есть небольшой, но постоянный рост. Сейчас мы продаем через сайт 500 сорочек в месяц. Думаю, реальный потенциал - около 3000-4000. Надо только до них достучаться!

С.П. : В России у вас есть конкуренты?
В.М. : Леголе - они работают в Москве. Открылись позже нас.

С.П.: Ребята из Getwear говорили о том, что у них уникальный конструктор/дизайнер джинс. У вас сайт выглядит не очень актуально, вы не используете какие-то современные технологии и т.д. Почему? У вас не хватает денег или вы не знаете, что делать?
В.М.: Сложно сказать. Современные технологии - это что? У нас конструктор уникален тем, что детали раскрашиваются вручную - для достижения наилучшей картинки, восприятия клиентом конечного продукта. Наш сайт должен продавать рубашки, поэтому самое в нем главное - это конструктор.



С.П.: Если вы продаете 500 рубашек через сайт, маржу вашу не знаю, ну пусть будет 30% - получается, что вы уверенно 500,000 рублей в месяц зарабатываете. Какие у вас планы по развитию? Выходить на Украину/другие страны?
В.М.: Ну, на самом деле мы работаем в ноль, потому что очень много надо специалистов содержать для поддержания качества услуги. Планы - развивать индивидуальный пошив в Интернете. Мы уже сейчас можем работать на весь мир, по большому счету. Единственное ограничение - это почта. Планы есть по развитию партнерской сети. Мы
ищем партнеров по приему заказов. Типа франчайзинга. То есть, мы все-таки хотим развиваться как производитель индивидуальных изделия, а не как продавец. Мы оказываем подобные услуги для нескольких партнеров. Хотим, чтобы их количество росло. Раз не получается через сайт продавать 5000, будем искать другие каналы сбыта. Мы в стадии переговоров с крупными площадками и с предпринимателями из других стран по организации подобных проектов.

С.П.: То есть вы, по большому счету, - оффлайн бизнес по пошиву рубашек, а не высокотехнологичный стартап?
В.М.: Честно говоря, получается так. Мы скорее Интернет-сервис, создающий индивидуальность, быстро и легко.

С.П.: Вы не ведете никакой активности в соцсетях - по крайней мере, я ничего подобного не нашел. Почему?
В.М.: Мы недавно начали вести facebook, раньше руки не доходили. В свое время пытались ВКонтакте, но смысла большого не было. За facebook пытаемся взяться более серьезно.

С.П.: Интересная у вас страница. Вам бы в маркетинг влить денег, поперло бы, я уверен. Вы, кстати, на какой машине ездите?
В.М.: Не знаем как правильно вливать, это моя главная проблема. Если бы я знал, куда вложить млн, чтобы получить 4 млн заказов... я бы не раздумывал. У меня нет машины, я езжу на рабочей с коллегой. Nissan Navara - большая, чтобы грузы возить в аэропорт.



С.П.: Мне кажется, вам нужно найти себе какого-то грамотного маркетолога, с пониманием интернета. Продукт у вас отличный (наверное, не пробовал - отзывы хорошие), а вот в интернете вы так себе представлены. Вы, кстати, инвестиций не ищете?
В.М.: Нет, не ищем. Знаете, у нас уже куча маркетологов пробовали. Видимо, толковых не было. Мы ищем хорошие идеи для раскрутки!