{"id":14276,"url":"\/distributions\/14276\/click?bit=1&hash=721b78297d313f451e61a17537482715c74771bae8c8ce438ed30c5ac3bb4196","title":"\u0418\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0440\u043e\u0432\u0430\u0442\u044c \u0432 \u043b\u044e\u0431\u043e\u0439 \u0442\u043e\u0432\u0430\u0440 \u0438\u043b\u0438 \u0443\u0441\u043b\u0443\u0433\u0443 \u0431\u0435\u0437 \u0431\u0438\u0440\u0436\u0438","buttonText":"","imageUuid":""}

Зачем делиться знаниями: опыт сотрудников «AliExpress Россия»

Недавно мы делились опытом наших сотрудников, которые развивают навыки и учатся новому. Но в «AliExpress Россия» есть и те, кто сам учит других. Мы попросили коллег поделиться опытом, рассказать о своей мотивации и дать советы тем, кто ещё только планирует стать преподавателем.

Марина Соболевская, руководитель обучения и коммуникации для продавцов «AliExpress Россия». Разработала курс для продавцов площадки

На прошлой работе в одной из ecommerce-компаний я занималась обучением российских продавцов работе на маркетплейсе. После перехода на аналогичную должность в «AliExpress Россия» у меня появилось желание структурировать свои знания, более эффективно их применять.

Чтобы реализовать свои планы, я пошла в «Британку» на курс «Образование как продукт», который нацелен на продакт-менеджеров образовательных проектов. Каждый ученик этого курса должен был защитить проект. Я решила разработать новый курс для продавцов на «AliExpress Россия», который поможет им больше продавать.

У новичков в сфере электронной коммерции часто есть проблемы на старте – после регистрации на площадке и загрузки контента продажи сами собой не растут. При этом на AliExpress есть множество инструментов продвижения, существуют особенности поиска – если разобраться во всём этом, то шансы на рост продаж серьезно повышаются.

Это был мой первый опыт разработки целого образовательного курса. Процесс непростой, но интересный. В ходе проекта я поняла, как именно стоит подходить к современному онлайн-образованию. Нужно изучить целевую аудиторию: понять, какие у неё вопросы и какие обучающие форматы ей ближе всего, сколько времени люди готовы тратить на обучение и есть ли какой-то позитивный или негативный опыт прохождения курсов в других местах.

Обучающая платформа тоже очень важна, она должна быть проста в освоении как для студента, так и для создателя курса (чтобы загрузка контента давалась легко). Если нужны правки, то их необходимо вносить в процессе работы.

Но самое важное – понять ключевую метрику после прохождения курса и научиться её правильно отслеживать. Ещё важно найти крутого методиста, который спроектирует обучение так, чтобы студенты достигали своих целей.

В «Британке» нас научили работать над курсом в формате MVP, что было достаточно неожиданно для обучающего курса. Подход подразумевает работу итерациями без необходимости дожидаться готовности курса. Лучше постоянно проводить аналитику и улучшать его на основе обратной связи от учеников, чем пытаться предугадать все возможные недочеты сразу.

Создание курса научило меня тому, как важно уделять время исследованию, показало эффективность работы итерациями. Также я поняла, что хороший методист и верный выбор образовательной платформы серьёзно влияют на результат.

Елена Грунтова, директор по продукту «AliExpress Россия». Преподает машинное обучение в Школе лингвистики ВШЭ

Преподавать я начала на втором курсе, когда моя замечательная учительница английского позвала помогать ей в младшей школе. Конечно, я не смогла отказать. Потом было частное преподавание, ещё пару лет я вела латынь в РГГУ.

Обычно я веду занятия на те темы, которые нравятся мне самой. Приятно общаться с людьми, которым это тоже интересно.

Получить удовлетворение в преподавании – это увидеть, как человек преодолевает сложности. Применительно к иностранным языкам: сначала ученик не может говорить, а потом у него начинает получаться. Когда человек идёт дальше программы обучения и сам до чего-то догадывается — это всегда чудо. Не обходится и без сложностей: когда я сама устаю и не получается построить занятие так, чтобы у студентов глаза горели.

Со временем я стала чувствовать студентов, адаптироваться к их уровню подготовки. Например, в самом начале, в младшей школе, мне очень хотелось рассказывать про язык системно – и я рисовала таблички, в то время как многие ученики не были способны ими пользоваться. Студентам нравится, когда я показываю больше примеров и данных. И ещё аудитория бывает по-разному подготовлена, потому даже небольшой курс каждый раз приходится перестраивать.

Совет тем, кто задумался о преподавании: не нужно долго размышлять, нужно ли это вам. Если есть возможность помочь другим – надо идти и делать.

Артём Сергеев, разработчик-тимлид «AliExpress Россия». Преподает матанализ и программирование

Тема с преподаванием возникла в моей жизни давно – ещё на третьем курсе в университете. Мне перестало хватать карманных денег, и я решил подрабатывать. А поскольку я хорошо знал матанализ, то сама собой пришла идея репетиторства.

Все последующие годы обучения я продолжал этим заниматься, даже уже когда устроился и на основную работу программистом. Оказалось, что дело было совсем не в деньгах. Просто преподавание – это то, что мне нравится и приносит нереальное удовлетворение. Когда люди благодаря моей работе добиваются успехов, это окрыляет. У меня даже появилась мечта: в будущем создать собственную школу программирования, это было бы мне очень интересно.

Что касается сложностей в преподавании, их несколько. Во-первых, к занятиям нужно готовиться, на это уходит время и силы. Во-вторых, нужно уметь отключать в себе на время занятия профессионала: как опытному специалисту, тебе может быть неясно, как человек может не понимать «элементарную» тему. И нужно определить, в чём причины такого непонимания, помочь разобраться, объяснить простыми словами – это реально непросто.

Если бы я сейчас начинал свою карьеру преподавателя с уже имеющимся опытом, то какие-то вещи делал бы по-другому. Изменил бы структуру занятий, для учеников послабее подбирал бы более простые варианты объяснений: сейчас у меня куда лучше поставлена речь.

Что касается советов тем, кто только задумывается учить людей, то, как известно, «преподавание – это призвание, а для зарабатывания денег надо идти в бизнес». Хоть это и мем, но в этой фразе есть здравое зерно: прежде чем начинать преподавать, стоит понять свою мотивацию. Если думать только о деньгах, вряд ли из этого выйдет какой-то толк. А вот желание делиться знаниями, делать мир лучше, при этом не думая, как именно эта активность скажется на доходе – это гораздо более эффективный подход.

Также ученики бывают разные – например, я начинал работать репетитором со студентами, но был в практике и случай, когда готовил к ЕГЭ школьника. Понятно, что аудитория разная – и подход к более молодым людям нужен другой. Также я разработал и прочитал целый курс лекций в университете, и это тоже отдельный опыт, который сильно отличается от занятий один на один. Я понял, что мне проще работать со студентами: у них выше мотивация, они могут задавать интересные вопросы. Так что совет – понять, кого вам учить комфортнее всего, и работать с этими учениками. Это позволит добиться высоких результатов.

И, конечно, не нужно бояться чего-то не знать. Если вы не можете компетентно ответить на вопрос прямо сейчас, спокойно признайте это и пообещайте разобраться – ученики это оценят.

Анастасия Жбанова, вице-президент по коммуникациям и PR «AliExpress Россия». Преподает PR студентам Высшей школы экономики

Еще на прошлой работе я познакомилась с ребятами из ВШЭ – они оказались очень отзывчивыми, открытыми и предложили попробовать у них преподавать. В магистратуре ВШЭ фокус на практиков, поэтому моему курсу были рады. Несмотря на то, что это отнимает массу времени и сил, я продолжаю преподавать уже четвертый год, а параллельно ещё пробую другие инициативы: работаю научным руководителем курсовых, участвую в защите дипломных работ и даже делала отдельный курс повышения квалификации про коммуникации в ИТ.

Зачем мне это? Изначально преподавание было дополнительной мотивацией углубиться в понимание разных аспектов профессии. В процессе я поняла, что это круто расширяет сознание, потому что студенты мыслят креативно и интересно. А ещё преподавание помогает находить перспективных сотрудников. Двое моих выпускников получили работу в VK (ранее Mail.ru Group), несколько студентов работают у моих партнёров и коллег в разных компаниях.

Самое сложное – дать такой материал, который ребятам интересен и реально будет полезен в работе. Сложно и со временем: обычно мой курс идет в сентябре – октябре и, помимо начала бизнес-сезона на работе, почти все субботы заняты Вышкой.

Приятного, правда, куда больше. Мне важно получать обратную связь от студентов, осознавать, что я помогла им что-то новое понять, устроиться на работу или определиться, куда двигаться дальше. А когда кто-то из студентов пишет, что нашёл классную работу или рекомендует идти в Вышку именно из-за моего предмета, – это вообще бесценно. Каждый год я свой курс адаптирую, делаю более логичным и понятным для изучения. Ошибки, конечно, бывают, но они не фатальные. Мне кажется, в этой сфере всё очень связано с опытом подачи информации.

Тем, кто задумывается о том, чтобы начать преподавать, я бы советовала приготовиться тратить на это силы, энергию и быть терпеливым. Мне кажется, самое главное – браться за тему всерьез и с полной отдачей. Если делать просто для галочки или для красивой надписи в резюме, то лучше не стоит. Ведь задача ответственная: учить людей.

0
85 комментариев
Написать комментарий...
Артем Сухов

Добрый день. 19.11.2021 г. пришло уведомление, что RV103000016HK поступил, к пакету был прикреплен акт №1029766551887188, о расхождениях массы на ярлыке 584 г., по факту 365 г., расхождения в массе составило 219 г. В отделении 630017, 19.11.2021 г. составлен акт ф.51-ве., в акте указано, что самого смартфона POCO F3 NFC, 8 ГБ 256 ГБ, Цвет: Black, купленного за стоимость 25 913,47 руб. НЕТ, только коробка. Фото вскрытия упаковки и документы прикладывал к спору. Коробку с телефоном не получил, т.к. телефона не было. Почта России отправила пустую коробку отправителю. Результат рассмотрения спора 26/11 сегодня уже 29/11 ответа, так и нет. Написал продавцу, продавец написал посылка отправлена не переживайте, что значит, что она отправлена.

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Артем, добрый день! Пришлите, пожалуйста, в личные сообщения номер заказа, мы проверим информацию.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Сухов

Добрый день. Вчера отправил номер заказа в личном сообщении, никакого ответа от AliExpress Россия, прошу всё таки обратить внимание на моё сообщение. Всегда производил покупки на сайте AliExpress, без каких либо проблем, ежегодные покупки более 70 тысяч рублей. Данная ситуация толкает меня перейти на покупки товаров на другие платформы/интернет магазины.

Ответить
Развернуть ветку
AliExpress Россия
Автор

Здравствуйте, Артем! Мы получаем много сообщений, поэтому отвечает чуть медленнее обычного. Не переживайте, мы ответим вам в самое ближайшее время.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Сухов
Ответить
Развернуть ветку
Артем Сухов

Добрый день. Посылка с пустой коробкой вернулась уже в Москву. Прошу уточните, когда будет принято решение по заказу 5014302976085588, на на сайте указана дата принятия решения 26.11.2021, сегодня уже 05.12.2021 г. Продавец отправляете сообщения, что посылка отправлена, отправлен новый ли телефон не понятно, когда отправлена тоже непонятно. Отправлено ли вообще, что то, тоже непонятно. Оплатил покупку 29.10.2021 г., прошу принять решение в ближайшее время. Скоро новый год, хочется сделать подарок своему ребенку.

Ответить
Развернуть ветку
Артем Сухов
Ответить
Развернуть ветку
82 комментария
Раскрывать всегда